3.Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и направления.
Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Цели гос регулирования вэд: 1. защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка.2) создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.3) содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения национальных предприятий в мировую конкуренцию. Основные направления гос регулирования вэд:1)внешнеторговые отношения.2)движение капитала (импорт и экспорт).3)валютно-финансовые отношения. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России: Совет Федерации и Государственная Дума, Министерство финансов, Центральный банк.
Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.
К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.
Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.
Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.
Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.
Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).
Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.
Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.
Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.
Конкретные методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.
23. Международные стандарты качества, понятие, методы и роль во внешнеэкономической деятельности. Системы качества ISO и ГОСТ.
Определение ИСО:
"Стандартизация - это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности. Она определяет основу настоящего развития, но также и будущего, и она должна идти неразрывно с прогрессом".
Стандарты качества – это серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.
Методы стандартизации
В теории стандартизации разработано пять методов:
пассивный; симплификация; унификация; типизация; агрегатирование.
При пассивном методе стандартизация осуществляется на основе достигнутого качества, при этом используют ту продукцию, выпуск которой освоен, и не учитывают требований потребителей.
Симплификация (метод ограничений) - это процесс, который заключается в простом сокращении количества марок или разновидностей продукции до некоторого технически и экономически обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без внесения каких-либо технических изменений.
Возможности рационального комбинирования марок продукции при симплификации ограничен.
Унификация представляет собой рациональное сокращение числа марок, типов и видов продукции одинакового функционального назначения для того, чтобы виды продукции были взаимозаменяемыми в потреблении.
Унификация позволяет создать комплексы из ограниченного числа разновидностей, чтобы путем комбинирования двух или более разновидностей можно было создавать большую номенклатуру изделий.
Параметры технологии при унификации изменяются таким образом, чтобы можно было организовать централизованное производство.
Типизацией называется разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики.
Типизация позволяет сократить затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса и решать задачи целой отрасли промышленности, обеспечивая единство технических требований и показателей различного оборудования, поставляемого предприятиями смежных отраслей или других государств.
Под агрегатированием понимается компановка разнообразной номенклатуры машин, агрегатов, технических средств и др. путем применения ограниченного числа стандартизированных, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью.
В технологических процессах агрегатирование может быть осуществлено путем расчленения технологии на отдельные укрупненные узлы, что облегчает разработку и монтаж технологической линии и обеспечивает взаимозаменяемость отдельных элементов.
Цели и задачи стандартизации
Основными целями стандартизации являются:
- защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции услуг и процессов (далее продукция), обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;
- устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда;
- обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Международная Организация по Стандартизации (ISO). Ее цель состоит в том, чтобы развивать международный обмен товарами и услугами во всем мире и поощрять всемирное сотрудничество в интеллектуальной, научной, технологической и экономической сферах. В соответствии с международными стандартами ИСО выделяются основные направления деятельности в области качества:1.планирование качества (определение требований к качеству продукции, ее оценку, выработки положений по улучшению качества);2.управление качеством(контроль качества);3.обеспечение качества(созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции);4.улучшение качества. Система качества, разработанная в соответствии со стандартом ГОСТ(гос.стандарт)- это структурированный набор документов, регламентирующий определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который включает политику в области качества, руководство по качеству, методологические инструкции и рабочие инструкции.
БИЛЕТ4.
- 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: понятие, сущность и цели.
- 21. Международные расчеты во внешнеэкономической деятельности предприятия, формы, особенности и методы снижения риска неплатежей.
- 2. История внешнеэкономической деятельности в России, основные этапы, особенность и проблемы.
- 22. Кредитование внешней торговли, цели и методы. Факторинг и форфейтирование экспортных операций.
- 3.Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и направления.
- 4. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, их виды, инструменты и практика применения в России.
- 24. Система таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, понятие, цели и методы.
- 5. Правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятия в Российской Федерации.
- 6. Классификация фирм функционирующих на мировом рынке, их виды специализация и основные организационные формы.
- 26. Таможенный тариф, понятие, структура и функции в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- 7. Внешнеторговые операции предприятия, понятие, особенности и виды.
- 27. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ее цели и структура.
- 8. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, цели и методы. Источники коммерческой информации в России и за рубежом.
- 1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами
- 2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами
- 3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами
- 4. Метод на основе вычитания стоимости
- 5. Метод оценки на основе сложения стоимости
- 6. Резервный метод
- 9. Структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, цели и особенности специализации отделов и служб.
- 29. Система управления рисками на предприятии. Виды и особенности рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 10. Основные виды оперативной и финансовой отчетности предприятия. Показатели, характеризующие результаты деятельности фирмы.
- Годовой отчет фирмы
- 2. Финансовый отчет.
- 3.Баланс.
- 4.Счет прибылей и убытков.
- 30.Патентные отношения во внешнеэкономической деятельности, понятие, особенности и основные методы передачи технологий.
- 11. Подготовка внешнеторговой сделки, основные этапы и последовательность.
- 31. Объект интеллектуальной собственности во внешнеэкономической деятельности, его понятие и особенности. Порядок подготовки и подписания лицензионного договора.
- 12. Правовые основы договора международной купли-продажи товаров.
- 32.Франчайзинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности.
- 13. Договор международной купли-продажи товаров, понятие, содержание и особенности.
- 33. Международные товарные биржи, их цели и функции. Виды биржевых товаров и операций.
- 14. Международные торговые термины «Инкотермс», понятие, толкование и функции.
- 34. Хеджирование на товарных биржах, понятие, цели и виды операций с фьючерсными и опционными контрактами.
- 15. Механизм заключения международного контракта. Формы и особенности делового общения.
- 35. Международные торги и аукционы, понятие, цели и методы проведения.
- 16. Стандарты упаковки и маркировки товаров во внешнеэкономической деятельности, понятие и правила.
- 36. Арендные отношения во внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и условия арендного договора.
- 17. Ответственность за нарушение условий международного контракта, порядок применения санкций и основания освобождения от ответственности.
- 37. Лизинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности мировой практики лизинговых операций.
- 18. Валютный курс, понятие, виды и факторы, влияющие на его динамику.
- 38. Посредническая деятельность во внешней торговле, понятие, цели и особенности.
- Вопрос 19. Валютно-финансовые условия международного контракта, их особенности и методы защиты от валютных рисков.
- 39. Классификация торгово-посреднических фирм и виды посреднических операций
- 1. Операции по перепродаже
- 3. Агентирование
- 4. Брокерские операции
- 5. Прочие виды торгово-посреднических операций
- 20. Операции с иностранной валютой, понятие и особенности. Методы хеджирования на валютной бирже.
- 40. Выбор посредника во внешнеэкономической деятельности, механизм и особенности.