3.3 Конфессиональный фактор (мировые религии и религиозное пространство)
Слово «религия» у разных народов переводится и объясняется по-разному. Считается, что оно происходит от латинского глагола «relegere» – «опять связывать, снова соединять, воссоединять». Сначала вера, затем религия возникают на определенных этапах развития человека. Появление религии, вероятно, связано с тем, что некоторые люди в любой стране стремились постичь неведомую силу, лежащую в основе существующего мира, и установить связь с ней. Таких людей у разных народов называли по-разному: пророки, прорицатели, шаманы, волхвы, жрецы, оракулы, маги и т.д. Послания из неведомого, сверхъестественного мира или личные прозрения и духовный опыт этих людей составляют основу большинства вероучений. Духовная сила и деяния этих людей привлекали учеников и последователей, которые составляли писания. Рассказы об этих людях и совершенных ими поступках превращались в предания и легенды. В честь этих людей и прославляемых ими богов или духов-покровителей строились святилища и храмы. При культовых сооружениях возникали группы профессиональных служителей. Они создавали систему правил и положений, регламентирующих жизнь и поведение верующих, систему вероучения, в том числе канон, символ веры и культ. Так возникала религия – организованное поклонение высшим силам (С.Н.Трубецкой, русский богослов).
Религия – это:
1) особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам, которым он поклоняется; это поклонение (будь оно чувственным или духовным) предполагает несомненную для верующего сознания реальность того высшего Существа или высших сил, которые он чтит, а также веру и вероучение;
2) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.
Вероучение – это совокупность представлений о происхождении и природе Вселенной в результате творческого акта высшего Существа или высших сил. Основу вероучения могут составлять:
- набор сведений, представлений об окружающем мире и сверхчеловеческих (божественных, духовных) силах, управляющих этим миром;
- логос – духовное первоначало, божественный разум; система знаний, основанных на эмпирических представлениях и понятиях, выведенных путем логических рассуждений;
- теология и теософия – наука о Божестве и вере и богопо-знание путем мистического восприятия, через непосредственное общение (в состоянии экстаза) с божеством.
Первый уровень – это верования и культы, основанные на мифах, легендах, преданиях, так называемая естественная религия. Она типична для народов на уровне племени. Второй уровень – религия разума, отрицающая сверхъестественное откровение. Она характерна для ряда национальных религий, соответствующих традиционному типу мышления и культуры народов на стадии народности. Третий уровень – религия откровения, или позитивная, признает сверхъестественное откровение и строит свое учение в виде твердо установленных положений (догматов). Она типична для мировых и некоторых национальных религий, соответствует стадии нации.
Для третьего уровня в отличие от первого и второго наиболее характерной чертой является широкое распространение индивидуальных религиозных практик, связанное с актуализацией понятия «личности» на этом уровне.
Вера ~ признание чего-либо истинным, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах; совокупность убеждений, религиозное настроение и возможность воздействовать на высшее Существо или высшие силы путем молитв, жертвоприношений и других форм культа.
Вера как совокупность убеждений мощно воздействует на все стороны жизни и творчества человека. Наиболее полно это выражается в языке, произведениях искусства и народного творчества.
Культ – формы общественного или личного поклонения, почитания высшего Существа или высших сил, формы богослужений или религиозных практик.
Церковь – многоплановое понятие, означающее:
- организованное общество людей, соединенных единством вероучения и управления;
- собрание верующих для молитвы или других видов религиозного культа;
Храм – внутренние помещения культового сооружения, используемые для религиозного культа, в оформлении интерьера которых ярко и образно отражены основные положения и элементы вероучения;
- культовое сооружение соборного характера;
- символический образ, имеющий закодированный религиозный смысл (например, в католичестве и православии – это ковчег, устремленный к небесам).
Религии различаются между собой особенностями вероучений, церковной (конфессиональной) организации, внешней стороной культов, спецификой атрибутики во внешнем и внутреннем оформлении храмов и пр. Внешние проявления культа – первое, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной религией. Религиозные обряды и ритуалы сопровождают человека на всем протяжении его жизни, начинаясь иногда еще до рождения, и продолжаются определенное время после смерти человека. В некоторых религиях такое посмертное сопровождение длительно и ритуалы призваны сопровождать душу умершего человека вплоть до его нового воплощения (реинкарнация).
Религиозный культ может представлять коллективное или индивидуальное богослужение, медитацию или молитву. Формы отправления культа также разнообразны: литургия, месса, ритуальные шествия, танцы, песнопения, спектакли, трапезы. Желание соединить свою обычную жизнь и священное подвигает людей совершать паломничества к святым местам или беседы со святыми людьми (наставниками, учителями, гуру). Иногда это особые обряды, таинства и церемонии, на которые допускается только узкий круг непосредственных участников церемонии. Во время таких особых обрядов совершаются мистерии, шаманские камлания, уединенные аскетические практики (у йогов) и жертвоприношения.
Большинство ритуалов и церемоний проходят как грандиозные празднества. Их проведение предусматривает красочное оформление храмов и особую праздничную одежду священнослужителей, что оказывает глубокое воздействие на любого человека. Главными факторами, привлекающими внимание, являются: во-первых, зрелищность ритуалов и обрядов религиозного культа, во-вторых, возможность личного участия в наиболее таинственной стороне культов (мистических и других религиозных практиках). Большая зрелищность культа (близкая к современному понятию «шоу») характерна для католицизма, индуизма, буддизма, у других религий она значительно меньше. Большая группа ритуалов и обрядов во всех религиях связана с различными датами: определенные дни календаря посвящены каким-либо богам, святым или особо значимым религиозным событиям, в такие дни совершаются особо торжественные церемонии.
Особый интерес представляют ритуальные игры, которые в наши дни утратили свое сакральное значение, но по-прежнему занимают в нашей жизни значительное место. К таким некогда «священным» играм относятся, например, олимпийские игры и коррида.
Некоторые из основных положений содержатся во всех религиях, определяя духовную, культурную сущность понятия. Сходство этих положений приводит ученых к мысли о том, что существуют основные мировые этические принципы и положения, выраженные в религиозной форме.
Все религии, но каждая по-своему, ставят и решают главный вопрос – о смысле жизни. Другим важным положением является утверждение, что человек – любимое творение Бога, созданное им по своему образу и подобию, и одухотворен искрой божества или духа, которая не может быть разрушена. Конечное предназначение человека связывается с идеей спасения или бессмертия. В мире известно несколько десятков тысяч религиозных традиций и верований. Пестрота и разнообразие существующих религиозных традиций в сочетании с особенностями вероучения и церковной организации представляют собой естественные границы, разделяющие мир религий на группы: политеистические и монотеистические. Политеизм («многобожие») предполагает поклонение нескольким богам.
Политеизм присущ традиционным, а также современным религиям, например, индуизму, синтоизму, даосизму и др.
Монотеизм («единобожие») – это поклонение одному Богу. Монотеизм характерен для иудаизма, христианства, ислама. Но это деление весьма условно.
Известны другие группировки религий: по региональному признаку – западные и восточные, связанные с различиями в менталитете, культуре, мировосприятии и мировоззрении представителей Востока и Запада. Традиционно считается, что восточный человек более созерцателен, а западный более импульсивен и деятелен.
Но реалии конца XX – начала XXI в. опровергают это утверждение. Религии Востока находят в странах Запада множество приверженцев. Не так значительно, но проявляется и противоположная тенденция: религии Запада также находят на Востоке своих адептов.
Все религии подразделяются на современные, традиционные и древние. К современным и традиционным относятся религии, которые в настоящее время имеют приверженцев, т. е. людей, исповедующих данную веру и соблюдающих все религиозные догматы и традиции данной конфессии.
К древним религиям относятся те, «боги которых умерли», т.е. в настоящее время у этих религий нет приверженцев, нет людей, желающих соблюдать данные догматы и традиции. Термин «традиционные религии» (аналогично традиционным формам хозяйствования и традиционным укладам) используется для обозначения архаических (как правило, племенных) религий и верований. В настоящее время насчитывается несколько десятков таких религий. Все они являются важной составной частью культуры в данной стране и мире в целом и, безусловно, представляют огромный интерес для туризма.
По этнической принадлежности религии подразделяются на мировые и национальные. Мировыми, или универсальными, религиями принято называть те, которые исповедуют многие народы, иногда живущие на разных континентах. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Национальными, или этническими, религиями называются религии, исповедуемые каким-то одним народом.
Особое место в этой классификации занимают нетрадиционные религии. Этот термин появился в середине XX в., когда были «открыты» «новые» самостоятельные религии и верования вне известных конфессий. Тогда же стали подразделять религии на современные, традиционные и нетрадиционные, т.е. вне традиций известных религий.
К нетрадиционным религиям относятся: церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Единения, общество «Сознания Кришны», «Карлос Кастанеда – путь воина» и др.
Помимо локально ограниченных религий в современном мире широкое распространение получили так называемые мировые религии. В настоящее время, по данным зарубежной статистики, их исповедует около половины населения земного шара. Это - буддизм, христианство, ислам. В отличие от локально ограниченных религий, мировые религии не имеют национальных и политических границ, распространены в разных странах, на разных континентах, среди людей, говорящих на различных языках, и их исповедуют многие сотни миллионов верующих. Появление мировых религий, их развитие - результат закономерного процесса развития классового общества, развития государства и расширения контактов между странами – экономических, политических, культурных.
- Содержание
- 1 Cтрановедение – сердцевина географии. Предмет, задачи и методы страноведения.
- 1.1 Страноведение комплексное, проблемное, глобальное. Экологический и гуманистический принципы страноведения.
- 1.2 Типы страноведения. Описательно-познавательная и информационная функции страноведения. Просветительское, мировоззренческое, а также практическое значение страноведения.
- 1.3 Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук. Содержание страноведческого исследования.
- 1. По составу:
- 2. По размерам:
- 3.1 Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этноценоз, этические признаки и контакты)
- 3.2 Демографический фактор (население, социум, геодемография). Расселение (миграция, города и агломерации, геоурбанистика).
- 3.3 Конфессиональный фактор (мировые религии и религиозное пространство)
- Возникновение буддизма
- Христианство и его течения
- Возникновение ислама
- Численность последователей современных религий
- 3.4 Политико-географический фактор (геополитика). Современные цивилизационные макрорегионы мира.
- 3.5 Политическая карта мира. Типология стран мира: показатели, методология, группировка стран.
- 4. Туристическое страноведение регионов и стран мира
- 4.1. Туристические ресурсы зарубежной Европы Общая характеристика зарубежной Европы
- 4.1.1. Скандинавские страны
- Финляндия
- Норвегия
- Исландия
- 4.1.2. Средиземноморский европейский курортный очаг
- Испания
- Гибралтар
- Португалия
- Франция
- 4.1.3. Страны Западной Европы германия
- Ирландия
- Страны бенилюкса включают бельгию, нидерланды и люксембург. Н идерланды
- Бельгия
- Люксембург
- 4.1.4. Альпийские страны Европы австрия
- Лихтенштейн
- 4.1.5. Страны Центральной и Восточной Европы ч ехия
- Венгрия
- 4.2. Туристические ресурсы Америки Общая характеристика Латинской Америки
- Общая характеристика Северной Америки
- 4.2.1. Северная и Центральная Америка
- Соединенные штаты америки
- Мексика
- 4.2.2. Островные государства и территории Карибского бассейна
- Д оминиканская республика
- 4.2.3. Южная Америка
- Б разилия
- Аргентина
- Венесуэла
- Уругвай
- 4.3. Туристические ресурсы Африки
- Общая характеристика Африканского материка
- 4.3.1. Северная Африка
- Марокко
- Коморские острова
- 4.3.3. Западная Африка
- Республика сейшельские острова
- 4.4. Туристические ресурсы Азии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (атр) Общая характеристика зарубежной Азии
- 4.4.1. Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Азии
- С аудовская аравия
- Монголия
- Таиланд
- 4.4.2. Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Австралии и Океании австралия
- Новая зеландия
- 5. Туристические ресурсы России. Характеристика основных туристических и курортных зон в России
- Заключение
- Приложение б. Характеристика основных типов городов мира по характеру их застройки и планировки
- Список рекомендованной литературы Основная литература
- Дополнительная литература