logo search
DO_ak_meo

Динамика товарной структуры международной торговли товарами

Мировой товарный рынок подразделяют на три основные группы:

Первая группа (базовые товары), доля которой непрерывно уменьшается, является рынком сбыта продукции развивающихся стран и части стран с переходной экономикой. Поскольку качество базовых товаров более или менее одинаково, здесь основной формой соперничества выступает ценовая конкуренция, а формой противодействия ей – картельные соглашения (типа ОПЕК), субсидии сельскому хозяйству.

В группе среднетехнологичных готовых изделий конкурируют преимущественно развивающиеся страны, точнее группа так называемых «догоняющих стран». Конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер из-за активного выхода на эти рынки стран с переходной экономикой.

Рынок высокотехнологичной продукции представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между развитыми странами, вовлеченными в гонку научно–технических инноваций и не заинтересованных в появлении на мировом рынке новых конкурентов.

В целом же примерно 63-64% общего мирового экспорта товаров (с некоторыми колебаниями) приходится на развитые страны. Из этой доли около 75% экспорта реализуется в отношениях между самими развитыми странами, приблизительно 20% товаров идет в развивающиеся страны, а около 5% приходится на постсоциалистические страны. В свою очередь, развивающиеся страны вывозят в промышленно развитые страны около 70% своих экспортных товаров. И тоже примерно 20% товаров реализуется в их взаимной торговле, а около 5% приходится на поставки в бывшие социалистические страны. Удельный вес постсоциалистических стран в международной торговле составляет около 11%.

Существующее разделение государств мирового сообщества на государства – поставщики сырья и государства–собственники финансовых и интеллектуальных ресурсов – ведет к увеличению разрыва в душевых показателях ВВП между развитыми и развивающимися странами.

Сокращение импорта энергоносителей и сырья привело к снижению доли торговли развитых стран с третьими странами. В то же время неуклонно возрастает экспорт по статье «машины и транспортные средства» – с одной стороны, за счет внутреннего обмена между развитыми странами, а с другой – происходит рост их экспорта в развивающиеся страны. Резко возрос и импорт машин и транспортных средств.

Из сравнения товарной структуры экспорта и импорта стран, высокоразвитого рыночного хозяйства, очевидна более высокая доля экспорта готовой продукции по сравнению с ее импортом, более высокий удельный вес импорта топлива, примерно равная доля импорта и экспорта сырья, почти одинаковая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственных продуктов, удельный вес которых в дальнейшем вряд ли будет уменьшаться – по-видимому, он достиг возможного «порога» падения. Наиболее быстрыми темпами развивался экспорт и импорт топлива. На втором месте – готовые изделия, за которыми следуют продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция и, наконец, промышленное сырье.

Если до 70-х годов в международном товарообмене преобладала торговля промышленной продукцией, с одной стороны, а сырьем – с другой, то сейчас все более утверждается обмен промышленными изделиями, сложной наукоемкой продукцией (электроника, информационная техника, технологические системы и целые заводские комплексы, не говоря уже о комплектующих к машинам, узлам и т.д.), главным образом, между промышленно развитыми странами.

Снижение доли продовольственных товаров связано с ростом производства сельскохозяйственной продукции в развитых странах, вследствие чего давно достигнута их продовольственная самообеспеченность. Одновременно растут объемы взаимного обмена продовольствием между развитыми странами. Каждая из них выступает и экспортером, и импортером продовольствия, что отражает высокий уровень специализации в производстве и потреблении пищевых продуктов, а также действие закона повышения потребностей человека в современных условиях, что дает возможность в условиях современного рыночного общества, так или иначе, реализовать требование этого общесоциологического закона.

Уменьшение доли импорта сырья, в свою очередь, объясняется тремя главными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии, когда снижается удельный вес сырья на производство единицы промышленный продукции. В то же время резко возросла международная торговля минеральным топливом – нефтью и природным газом, – как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса. Но и эта тенденция имеет неустойчивый характер и находится в зависимости от изменений в технологической базе производства, а также от динамики промышленного цикла в мировой экономике.