Тема 3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и роль таможенной политики в развитии международных экономических отношений
ПЛАН
3.1 Внешнеторговые операции и государственный контроль за внешнеторговой деятельностью, таможенно-тарифное регулирование.
3.2 Цель таможенных органов России и предпосылки дисбаланса экспортно-импортных операций во внешнеторговом товарообороте.
3.3 Основные направления совершенствования таможенной деятельности
3.1 Внешнеторговые операции и государственный контроль за внешнеторговой деятельностью, таможенно-тарифное регулирование.
Под внешнеторговыми операциями понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Различают экспортные и импортные внешнеторговые операции.
Экспортными операциями считается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. При этом факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (или предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности). К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу {например, при закупке иностранным лицом товаров у российского лица и их передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).
В свою очередь, под импортными операциями подразумевается ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. При этом факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности}.
Государственный контроль за внешнеторговой деятельностью призван обеспечивать:
– единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
– единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
– единство таможенной территории Российской Федерации;
– приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
– равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
– защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (операций экспорта и импорта), порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определены Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон о регулировании внешнеторговой деятельности).
Согласно ст. 4 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
– защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
– равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
– единство таможенной территории Российской Федерации;
– взаимность в отношении другого государства (группы государств);
– обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
– выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
– гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
– обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
– обеспечение обороны страны и безопасности государства;
– обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
– единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относятся (ст. 6 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности):
– формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;
– защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;
– государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;
– установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;
– определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду;
– определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;
– координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;
– установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;
– заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
– учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;
– участие в деятельности международных экономических, организаций и реализации решений, принятых этими организациями;
– определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
– информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;
– создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.
Таким образом, многие из вышеперечисленных функций государства в области внешней торговли тесно связаны (либо перекликаются) с аналогичными функциями государства в области внутренней торговли.
Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции (ст. 52 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (например, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Так, таможенно-тарифное регулирование (установление импортных и экспортных таможенных пошлин) применяется в целях контроля операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
В части импорта в настоящее время действует Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718, который представляет собой свод ставок ввозных (импортных) таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЗД), основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Ставки вывозных (экспортных) таможенных пошлин утверждены постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Помимо тарифного регулирования применяются количественные ограничения экспорта и импорта (выдача лицензий, установление ограничений и квот и т.д.), которые вводятся в исключительных случаях Правительством РФ:
– для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (например, ограничения торговли оружием и боевой техникой);
– для выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке (например, установление квоты на нефть);
– для защиты внутреннего рынка Российской Федерации (например, установление квоты на лов рыбы и морепродуктов и др.).
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона (либо в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту) до суммарного исполнения квоты.
Порядок проведения конкурсов или аукционов установлен Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 N? 1299. При этом не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона, а также их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.
В этих же целях применяется система экспортного контроля, представляющая собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники [Федеральный закон от 18.07.1999 .№ 183-ФЗ «06 экспортном контроле» (с последующими изменениями)].
- Лекция 1. История таможенного дела
- 1.2 Цели таможенного дела, органы управления и их компетенции
- 1.3. Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Федеральная таможенная служба России
- Таможни, непосредственно подчиненные фтс России
- Таможенные посты
- 2.2 Территориально-структурное деление таможенных органов рф
- 2.3 Основные функции таможенных органов
- 2.4 Организационная структура Федеральной таможенной службы
- Тема 3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и роль таможенной политики в развитии международных экономических отношений
- 3.2 Цель таможенных органов России и предпосылки дисбаланса экспортно-импортных операций во внешнеторговом товарообороте
- 3.3 Основные направления совершенствования таможенной деятельности
- 4.2 Цель валютного контроля, понятие об иностранной валюте
- 4.3 Нормативные документы о покупке и продаже иностранной валюты
- 4.4 Санкции за нарушение законодательства в области валютного регулирования и контроля
- 5.2 Таможенная декларация и товарно-транспортная документация
- 5.3 Общие и отличительные черты бартерных сделок и договоров мены. Основные требования в отношении внешнеторговых бартерных сделок
- 5.4 Понятие о паспорте бартерных сделок
- Методы регулирования внешней торговли
- 6.2 Тарифное регулирование в связи с вступлением России в вто
- 6.3 Таможенный союз в правовом ракурсе
- 6.4 Условия участия в таможенном союзе
- Литература