logo search
Ответы на билеты по СМО (2000-2011)

12. Переворот в Киргизии (март 2005). Заключение военного союза России и Узбекистана (ноябрь 2005)

Тюльпановая революция в Киргизии 2005

Всё началось с парламентских выборов (27 февраля и 13 марта): оппозиции отказали в регистрации, а партии власти (во главе с дочерью Акаева) были предоставлены преференции. Оппозиция обвинила президента и партию в злоупотреблении властью и нарушении избират законодат-ва и инициировала протесты. После 2-го тура оппозиция начала создавать собств временные органы власти в южных областях, 23 марта в Бишкеке прошёл несанкционированный митинг (против рез-тов голосования), на след день толпа захватила Белый Дом. Акаев бежал, власть перешла к оппозиции. Ночь 24-25 марта – беспорядки в столице, их разогнал Феликс Кулов (бывший мэр Бишкека и губернатор Чуйской области). Так в Киргизии произошла смена власти («тюльпановая революция»). 10 июля 2005 г. – президентские выборы; союз Север Юг (Кулов-Бакиев) – обеспечили относит стабильность, но не прекратили межэтнич распри.

Всё это не было удивительно, если бы до этого Киргизия не расхваливалась Западом за успешный «демократич транзит», Акаев наз-ся самым либеральным правителем в ЦА, Киргизию называли страну с рыночной эк-кой, в Киргизии были размещены воен базы США (в Манасе) и России (в Канте). Почему Запад переменил своё отношение? Потому что в Киргизии были серьёзные признаки нараставшего кризиса, Акаев потерял авторитет, высокий процент теневой эк-ки (25% от ВВП), разрыв между Севером (индустр, малонас) и Югом (землед, густонас), в руках властей и близких к ним группам лиц – контроль над секторами эк-ки, общая нищета, замедл восстановление эк-ки, высокая зависимость от иностр помощи, внешние долги. Полит причины: в оппозиции по офиц данным 30-40 партий, по неофиц – 60, они постоянно соперничали друг с другом и существовали за счёт финанс помощи Запада. Рев-цию в Киргизии можно интерпретировать как рез-тат внешнего воздействия на гос структуры и неправит орг-ции. Т о «зап спонсоры» разочаровались в режиме, кот к тому же постоянно оглядывался на Россию и способствовали свержению режима.

В стране было создано и спонсировалось американцами около 170 НПО, занятых продвижением дем-тии. На строит-во демократии Киргизия получила из амер правительств фондов около 12 млн долл. Официально существовали связи между амер и киргизскими структурами, работавшими в сфере нац без-ти (как на Украине). Акаев попытался избавиться от американцев и искал поддержки России, но было поздно, т к большинство хотело его свержения.

Но Запад не был удовлетворён, т к: а) рев-ция прошла иначе, чем на Украине или в Грузии (след, невозможно проводить «бархатные революции»); б) власти после Акаева оттеснили проамер политиков и во внешнеполит курсе сохранились пророссийские тенденции.

Последствия рев-ции: затяжной полит кризис, опасность усиления криминалитета, связ с наркотрафиком, рост исламистских орг-ций и нарастание радикальных настроений.

Признаки всех цветных рев-ций:

• Формирование символа. Выступает важным элементом техники и методов осуществления бархатных революций, а также является своеобразным средством общения и идентификации единомышленников. В Сербии это был сжатый кулак, на Украине — оранжевый цвет, в Грузии — роза, в Киргизии — тюльпан. Обязательным качеством любого символа должна быть узнаваемость и несложная возможность его нанесения различными способами в общественных местах.

• Кампания неповиновения власти. Состоит в организации массированного давления на органы исполнительной власти на различных её уровнях. Формами такого давления, как правило, выступают митинги и забастовки всех видов, голодовки, представление поддельных документов, блокирование информационных линий и транспортных коммуникаций, снятие указателей госучреждений, бойкот выборов, отказ от уплаты налогов, отказ от должности и работы с правительством и т. д.

Заключение военного союза России и Узбекистана

Беспорядки в Андижане 13 мая 2005 год. – по мнению Каримова финансировались из-за рубежа. Власти Узб подавили народные восстания и оказались в междунар изоляции. Пол-ка внешняя изменилась. Так, Узб потребовал вывода с его территорий военных баз Германии. Россия же поддерживала действия офиц.властей. Российская Федерация и Республика Узбекистан опираясь на исторические традиции дружбы и добрососедства между Россией и Узбекистаном и народами двух государств, признавая важную роль, которую играют в российско-узбекских отношениях Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях от 11 декабря 1999 года и Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 года, стремясь поднять отношения между Россией и Узбекистаном на качественно новый, союзнический уровень, что будет в наиболее полной мере отвечать коренным интересам их народов, служить делу обеспечения и укрепления национальной, региональной и международной безопасности и стабильности, руководствуясь стремлением к дальнейшему развитию сотрудничества в различных областях, подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, основных документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, учитывая документы, принятые в рамках Содружества Независимых Государств. Договор о союзнических отношениях России и Узбекистана - Документ предполагал, что Россия заявит о готовности вмешаться во внутренние дела Узбекистана, если режим Ислама Каримова окажется под угрозой. Узбекистан, в свою очередь, соглашался взамен выведенных американских разместить на своей территории российские военные базы. Узбекистан, со своей стороны, официально заявил о выходе из организации ГУУАМ, чьи позиции становятся всё более антироссийскими, объявил о намерении присоединиться к Организации Договора о коллективной безопасности, 14 ноября 2005 подписал с Россией союзнический договор, закрыл для американских ВВС базу Карши-Ханабад, использовавшуюся с 2001 для воздушной поддержки операций в Афганистане, и готов с 2006 предоставить её для использования российскими войсками. 25 января 2006 президент Узбекистана Ислам Каримов на саммите ЕврАзЭс в Санкт-Петербурге торжественно подписал протокол о присоединении Узбекистана к договору об учреждении ЕврАзЭС. - сотрудничество в борьбе с терроризмом и наркотрафиком - развитие товарных отношений - объединение усилия для стабильности и прогресса в регионе - договоренности о взаимной помощи в случае агрессии против одной из сторон. - все попытки внешнего вмешательства в Узбекистан в любой интерпретации будут рассматриваться в аналогии с подобными действиями по отношению к России. По словам Каримова - эти инициативы стали возможны из-за сложившейся в последние годы в стране ситуации, "когда угрозы, нависшие над Узбекистаном и его границами, стали приобретать оттенок конкретного вмешательства во внутренние дела государства путем насилия".