3.1. Понятие «государство»
Универсальным политическим институтом выступает государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. В широком смысле государство понимается как общность людей, проживающих на определённой территории, представляемой и организуемой органом власти, в этом варианте государство тождественно стране и политически организованному народу. В узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д. Можно дать и иное определение понятию «государство». Это политическая целостность, образуемая национальной и многонациональной общностью, закрепленной на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.
Государства разных эпох и народов имеют общие признаки:
1) границы государства, очерченные территорией;
2) суверенитет, т.е. верховная власть на определённой территории;
3) отделение публичной власти от общества, появление слоя профессионалов-управленцев;
4) монополия на легальное применение силы, вплоть до физического уничтожения;
5) право на взимание налогов и всякого рода сборов с населения;
6) обязательность членства в государстве, т.е. гражданства, которое человек получает с момента рождения;
7) единое законодательство.
3.2. Основные функции государства на различных этапах исторического развития России ХХ–ХХI вв.
В своей деятельности государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: охрана правопорядка, хозяйственная, идеологическая, социальная.
Функция охраны правопорядка проявляется в подавлении и профилактических мероприятиях, направленных на недопущение покушений на общественный порядок, на государственные устои и институты. К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины, в т.ч. государственных СМИ, надзор за образованием, моральная и материальная поддержка идеологов и учреждений и т. д. Социальная функция охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для доступа к достижениям культуры, заботу о детях, престарелых и т.д. Внутренние функции осуществляют такие органы, как: полиция, суд, прокуратура, финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта, учреждения образования, культуры, органы информации и т.д.
В начале XX в. внутренние функции Российской империи сводились к охране правопорядка в связи с нерешенными проблемами по рабочему и крестьянскому и национальному вопросам, проблемами развивающегося рабочего движения и возникновением левых политических партий, поскольку их основными требованиями были свержение самодержавия и установление демократической республики. Развитие капитализма в России имело своё своеобразие, заключавшееся в переплетении новых форм хозяйства с феодальными пережитками в экономической и социально-политических сферах: малоземелье крестьян, наличие помещичьего землевладения, сохранение сельской общины, неограниченной власти царя, отсутствие конституции, парламента, политических свобод и законодательства, национальные проблемы. И поэтому социальная и хозяйственная функции проявились в проведении Столыпинской аграрной реформы (1906 г.) ввиду неудовлетворенности своим положением рабочего класса и крестьянства, а также специфики экономического строя. С октября 1917 г., т.е. после свершения Октябрьской революции внутренние функции государства изменились. Прежде всего, необходимо было создать новые органы диктатуры пролетариата, сломить сопротивление свергнутых классов, экспроприировать у буржуазии средства производства, частную собственность заменить государственной. Для руководства экономикой был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В этот период на первый план выходит идеологическая функция. Ее задачей являлось, прежде всего, установление власти Советов и диктатуры пролетариата с помощью коммунистической партии, проведение культурной революции и т. д. С 1921 г. внутренние экономические функции приобрели иное звучание в связи с введением Новой экономической политики после окончания гражданской войны. В дальнейшем эти функции изменялись по мере изменения внешне-политических и внутренних процессов. Можно обозначить такие процессы, как установление социалистического строя и его развитие, укрепление плановой экономики, Великая Отечественная война, холодная война, перестройка, распад Советского Союза, построение демократической России.
К внешним функциям государства относятся отношения с различными субъектами мировой политики, т.е. с другими государствами и с международными организациями, внешнеэкономическая и военная. Внешние функции осуществляют вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений.
Объём функций государства обусловлен экономической, социальной и культурной зрелостью общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования. Подробнее внешние функции рассматриваются в разделе 8 «Внешняя политика России».
Таким образом, в процессе эволюции государства его функции изменялись. Это было обусловлено, прежде всего, сменой политических режимов и формой правления.
- Социально-политическая история россии XX–XXI вв.
- Введение
- 1. Предмет социально-политической истории России
- 2. Эволюция политического режима России в XX–XXI вв. План семинара
- 2.1. Понятие политического режима и типология политических режимов
- 2.2. Основные черты авторитарного режима, авторитарный режим в России до 1917 г.
- 2.3. Основные черты демократического режима, недолгий опыт демократии в России с февраля по октябрь 1917 г.
- 2.4. Советская Россия и ссср: формирование основных черт тоталитарного режима
- 2.5. Характеристика посттоталитарного политического режима
- 2.5.2. Политический режим в ссср 1965 – 1985 гг.
- 2.5.3. Политический режим периода перестройки в ссср 1985 – 1991 гг.
- 3. Характеристика российского государства
- План семинара
- 3.1. Понятие «государство»
- 3.3. Формы государственного правления
- 3.4. Формы государственного устройства
- 4. Характеристика социально-классовой структуры российского общества План семинара
- 4.1. Понятие социально-классовой структуры
- 4.3. Социально-классовая структура Советского общества с 1917 по 1991 г.
- 4.4. Социально-классовая структура российского общества конца хх – начала XXI вв.
- 5. Революции и реформы в истории России
- План семинара
- 5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия
- II Всероссийский съезд Советов
- 5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. И их характеристика
- 5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России
- 6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.
- 6.1. Идеология: понятие, структура, функции
- 6.2. Основные типы идеологий
- 6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России
- 7. Национальные отношения и национальная политика России хх–ххi вв. План семинара
- 7.1. Национальные отношения и национальная политика
- 7.2. Национально-государственное строительство в России: от империи к федерации
- 7.3. Этнополитические процессы в современной России
- 8. Внешняя политика России (хх-ххi вв.) План семинара
- 8.1. Национальные интересы и внешняя политика
- Темы рефератов
- Оглавление
- Социально-политическая история России XX–XXI вв.
- 125047 Москва, Миусская пл., 9.