13. Международная торговля услугами. Франчайзинг. Инжиниринг. Лизинг. Современные тенденции развития международной торговли.
МТУ:
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке. Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.
Инжиниринг — это инженерно-консультационные услуги, обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.
Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специализированными инженерно-консультационными (инжиниринговыми) фирмами, а также международными и транснациональными промышленными и строительными компаниями. Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Инжиниринговые фирмы часто выступают в роли генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Они подписывают с заказчиками контракты на сооружение промышленных и иных объектов, разрабатывают проекты, заключают контракты с субпоставщиками оборудования и материалов, привлекают, будучи генеральными подрядчиками, к выполнению работ строительные и монтажные субподрядные фирмы, неся полную ответственность за выполнение обязательств по контрактам с заказчиком и сдавая объект на условиях „под ключ“.
Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
ЛИЗИНГ (англ. leasing - аренда) - долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости. Международным называют лизинг, договор о котором заключается между арендатором и арендодателем, находящимися в разных странах.
- 1. Суть и основные формы международных экономических отношений (мэо) в мировом хозяйстве
- 2. Сущность и этапы становления современной мировой экономики
- Этапы становления и развития мэ
- 3. Международное разделение труда (мрт). Тнк как основные носители современных форм и видов мрт
- 4. Новые тенденции в мировом хозяйстве и мрт
- 5. Основные черты интеграции. Формы интеграционных объединений
- Формы интеграционных объединений
- 6. Научно-техническая революция. Особенности ее современного этапа.
- 7. Международная специализация и показатели уровня международной специализации отрасли
- 8. Международное кооперирование производства: основные признаки, формы, методы и объекты
- 9. Основные типы государств и их экономических объединений в мировой экономике. Группа развитых стран с рыночной экономикой, группа стран с переходной экономикой, группа развивающихся стран
- Развивающиеся страны
- 10. Внешняя торговля. Виды экспорта и импорта. Торговый баланс
- 11. Международная торговля и ее место в системе мэо
- 12. Основные формы международной торговли, их классификация, критерии различия. Современные тенденции развития международной торговли
- 13. Международная торговля услугами. Франчайзинг. Инжиниринг. Лизинг. Современные тенденции развития международной торговли.
- Современные тенденции развития международной торговли
- 14. Теория международной торговли: сравнительных преимуществ, Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева
- 15. Альтернативные теории международной торговли: теории жизненного цикла продукта; теория эффекта масштаба, теория конкурентных преимуществ
- 16. Ценообразование в международной торговле и его признаки. Мировая цена
- 17. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: сущности и содержание Основные методы осуществления экспортно-импортных операций
- Организация экспортных операций
- Организация импортных операций
- Организационные формы торгово-посреднических операций
- 4 Вида торгово-посреднических операций:
- 18. Управление контрактной деятельностью. Содержание контракта. Подготовка и заключение контракта
- Подготовка и заключение контракта
- 19. Государственная полтика в области внешней торговли. Политика либерализации. Протекционистская политика внешней торговли
- 20. Инструменты международного регулирования внешней торговли: таможенные тарифы, таможенные пошлины, нетарифные меры
- 21. Нетарифные ограничения: квотирования, «добровольное квотирование», лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортно-импортные операции, субсидии, административные барьеры
- 22. Необходимость межгосударственного регулирования внешней торговли
- 23. Организации по межгосударственному регулированию внешней торговли. Их классификация (вто (гатт), юнктад, опек и др.)
- I группа
- II группа
- 24. Свободные экономические зоны. Таможенный союз. Основные признаки и значение сэз
- Отличия мирового рынка и национального рынка
- 26. Структура мирового рынка. Ее характеристика и направления развития
- 27. Международная конкуренция: суть, основные типы и особенности
- 28. Конкурентоспособность и ее факторы. Конкурентоспособность страны и товара
- 29. Потребности возможности межгосударственного перемещения капитала
- 30. Сущность и основные формы вывоза капитала
- 31. Прямые капиталовложения капитала, портфельные инвестиции, займы и кредиты (верх)
- 32. Ведущие экспортеры и импортеры капитала: сша, страны ес, Япония
- 33. Формирование новых мировых центров вывода и ввоза капитала. Особенности зарубежных инвестиций
- 34. Структура мирового рынка ссудных капиталов: Еврорынок, Евровалюта
- Европейская валютная система
- 35. Особенности мирового финансового рынка: кредитного, денежного и др. Мировые финансовые центры
- 36. Сущность, принципы и формы международного кредита
- 37. Новые формы кредитования – совместное финансирование, лизинговые и факторинговые операции
- 38. Причины международной трудовой миграции. Этапы миграционных потоков
- 39. Особенности и направления международной миграции рабочей силы. Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы
- 40. Основные центры притяжения трудовых миграционных потоков: сша, Западная Европа, новые региональные центры
- 41. Необходимость проведения миграционной политики. Положительные и отрицательные последствия
- 42. Дискриминационные моменты в использовании иностранной рабочей силы. «Утечка умов». Причины «утечки умов» и способы осуществления
- 43. Развитие мирового рынка труда. Взаимодействие начала национального и международного рынка труда. Деятельность Международной организации труда.
- 44. Валюта, валютный курс, валютный паритет
- 45. Фиксированный валютный курс. Плавающий валютный курс. Спрос и предложение валюты
- 46. Котировка валюты. Конвертируемость валюты
- 47. Национальная и мировая валютная системы, этапы формирования. Золотой стандарт. Сдр – специальные права заимствования. Евро – европейская валютная единица
- 48. Мировой валютный рынок и межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере: мвф, мбрр, ебрр, бмр, мбэс, миб
- 50. Платежный баланс и его структура
- 51. Международные расчеты, формы и их особенности
- 52. Место и роль России в интернационализации хозяйственной жизни
- 52 Направления интеграции России в мировую экономику
- 53 Экономические взаимоотношения России со странами Восточной Европы, снг, развитыми странами Запада и развивающимися странами
- 54 Реформы внешнеэкономической деятельности России
- 55 Место России в мировой хозяйстве. Внутренние и внешние факторы развития внешнеэкономических связей.