logo search
mirovaya_otvety

35. Проблемы и перспективы интеграции стран снг

В настоящее время Россия является участницей процессов между-народной экономической интеграции, которые происходят на террито-рии бывшего СССР. Практически сразу после распада Советского Союза было провоз-глашено создание на его территории новой интеграционной группиров-ки, в которую вошли все республики и бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии.

В связи с административным распадом СССР распалось и единое экономическое пространство, которое раньше существовало на его тер-ритории. Новые независимые государства ввели свою валюту, стали формировать свои законодательные нормы, закрыли граница для пере-мещения на свою территорию товаров, рабочей силы, капиталов из со-седних республик. Руководители вновь созданных государств стреми-лись проявить как можно больше самостоятельности в вопросах форми-рования экономической политики, считая что смогут добиться более ус-пешного развития своих государств.

Однако практика показала, что успешность экономического разви-тия в значительной степени связана с развитием международных эконо-мических отношений, позволяющих использовать преимущества меж-дународного разделения труда.

Содружество Независимых Государств – это попытка реинтеграции бывших советских республик на условиях рыночной экономики. Но нельзя сказать, чтобы этот процесс уже дал какие-то ощутимые резуль-таты. В настоящее время он проходит в основном на уровне создания политических и функциональных органов и выработки законода-тельной базы, которая способствовала бы расширению экономиче-ских связей республик в рамках СНГ.

В настоящее время уже действуют политические органы СНГ - Со-вет глав государств и Совет глав Правительств (СГП).Также сформи-рованы функциональные органы, включающие представителей соответ-ствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружест-во. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

Становление СНГ как новой интеграционной группировки имеет ряд сложностей, и неоднозначен для крупнейшей страны этой группи-ровки - России. Прежде всего сложность состоит в том, что интегри-рующиеся государства имеют весьма различные темпы рыночных ре-форм. В наибольшей мере перевод экономики на рыночные рельсы осуществлен в России. Это приводит к заметным различиям в условиях работы производителей, в стоимости труда и т.д. В принципе между членами таможенного союза таких различий быть не должно.

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят пе-ред странами-участницами. Существующие различия в структуре эко-номики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень соци-ально-экономического взаимодействия стран на постсоветском про-странстве.