logo search
ME-2013

Глава 10 Отрасли промышленности в мировой экономике начала XXI века

В данной главе рассматриваются понятие отраслевой структуры современной экономики, особое место и роль в ней промышленности и машиностроения. Раскрыты проблемы развития основных отраслей экономики России в условиях перехода к инновационной модели развития.

10.1. Понятие отраслевой структуры мировой экономики

В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и Международная стандартная классификация занятий, являющиеся составными частями Системы национальных счетов — СНС. Это — система взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне. СНС сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики, ее концепции и определения предполагают, что описываемая с ее помощью экономика функционирует на основе рыночных механизмов и институтов. Отраслевая структура мировой экономики представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц национальных экономики, характеризующихся особыми условиями производства в системе международного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.

В СНС предусмотрено использование двух типов классификаций по отраслям и по секторам. Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. Теория трех секторов, основы которой заложил К. Кларк, определяет, что отраслевая структура на макроуровне по виду производимой продукции состоит из первичных отраслей (сельское хозяйство и добывающая промышленность), вторичных (промышленность и строительство) и третичных отраслей (сфера услуг). По формам хозяйствования различают частный, государственный и другие секторы экономики. Динамику структуры современной экономики проанализировали и обосновали Дж. Фурастье и С. Кузнец.

В современной экономической науке предполагается, что развитие идет последовательно от общества, в котором большая часть экономически активного населения занята добычей и производством сырья (в первую очередь в сельском хозяйстве), к индустриальному, а затем и постиндустриальному обществу (сервисная экономика), где основная часть населения занята в сфере услуг. В условиях глобализации мировой экономике наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сырьевых отрас-208 Понятие отраслевой структуры мировой экономики лей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит в основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной), а также за счет капиталоемких отраслей (в частности, металлургии), а увеличение численности занятых — в электротехнической промышленности и приборостроении. Таким образом, экономический рост в мировом масштабе связан с перемещением центра тяжести хозяйственной деятельности с сельского хозяйства на промышленность, а затем на сферу услуг. Следовательно, в современных условиях все возрастающая доля валового мирового продукта приходится на информационную индустрию, охрану окружающей среды и сектор услуг, а не на промышленный сектор экономики. Однако промышленность и в XXI в. останется важнейшей отраслью материального производства и по-прежнему будет обеспечивать развитие других секторов экономики, поскольку именно в ней в первую очередь будут внедряться передовые научно-технические достижения и инновации.

Все более существенное значение в развитии отраслевой структуры мировой экономики приобретают инновационные факторы.

Научно-технический прогресс и связанная с ним инновационная политика государства и инновационная деятельность корпораций и фирм создают основы для кардинального изменения отраслевой структуры как национальной, так и мировой экономики. Еще в 1911 г. Й. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» выдвинул гипотезу, что производство и внедрение инноваций собственно и составляет специфический продукт деятельности предпринимателя и основу предпринимательской прибыли. Р. Солоу в 1957 г. доказал, что решающим фактором экономического роста является не капитал, как это считалось до него, а технический прогресс.

В 1962 г. Д. Белл обратил внимание на то, что все большая часть добавленной стоимости в современном мире создается за счет инновационного процесса — от научного открытия и производства новых знаний до создания технологии и ее внедрения.

Однако только в последней четверти XX в. производство нововведений превратилось в самостоятельную сферу деятельности (инновационная деятельность), в которой по оценкам экспертов уже сегодня создается ¼ валового мирового продукта и от которой зависит эффективность рыночных механизмов всех остальных видов и форм деятельности.

В условиях глобализации характер и направления инновационной политики и инновационной деятельности в первую очередь определяют положение страны в мировом хозяйстве и структуру национальной экономики, в том числе и на рынке труда. Доходы 10—20 % населения, вовлеченных в инновационное производство, за последние 25 лет выросли в 8—10 раз; уровень доходов индустриальных рабочих и служащих за тот же период упал на 10—25 %. В связи с ростом значения инновационных факторов в развитии экономики многие ученые пишут о возникновении новой экономики.

Под новой экономикой понимается система отраслей современной промышленности, в которых добавленная стоимость многократно превышает стоимость исходного сырья.

Это в первую очередь так называемые высокие технологии (high-tech) и инновационная система. В настоящее время происходят революционные изменения в технологии электрохимических элементов, в технологиях, связанных с генетикой и биотехнологиями. Но ядром и основой современной новой экономики являются информационные технологии (ИТ). Последние включают компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникации и Интернет.

Революцию в сфере информационных технологий можно сопоставить с другими технологическими революциями в истории человечества. На протяжении почти всей истории рост мирового производства в расчете надушу населения составлял чуть более 0,1% в год. В конце XVIII в. рост ускорился, и на протяжении последних 300 лет достигал в среднем 1,2% в год. Это связано с прорывом в сфере инноваций.

Принято выделять пять основных волн инноваций (по Н. Кондратьеву, И. Шумпетеру, К. Фримену). Первая — с 80-х г. XVIII в. по 40-е гг. XIX в., когда произошла промышленная революция в Британии, в основе которой лежало использование паровой энергии. Вторая — с 40-х гг. XIX в. по 90-е гг. XIX в., когда ускоренными темпами развивались железные дороги. Третья волна продолжалась с 90-х гг. XIX в. по 40-е гг. XX в. и была вызвана широким использованием электроэнергии и стали. Четвертая волна с 40-х по 90-е гг. XX в. связана с массовым производством автомобилей и использованием синтетических материалов. Пятая — современная инновационная волна характеризуется широким использованием информационных технологий. Во многих отношениях она является беспрецедентной. Темп технологического прогресса в этой области характеризуется законом Мура, по имени его первооткрывателя. Он в 1965 г. предсказал, что скорость вычислений кремниевого чипа — основной части ЭВМ —будет удваиваться каждые 18 месяцев. Эксперты считают, что этот закон будет действовать по крайней мере до 2015 г. За последние 40 лет глобальные вычислительные мощности увеличились в миллиард раз. Интернет, изобретенный в 1990 г. стал стремительно развиваться с изобретением браузера (системы поиска информации) в 1993 г. Число его пользователей в течение ближайших лет, по прогнозам экспертов, может превысить 1 млрд чел. Кроме того, ИТ могут способствовать росту эффективности практически во всех сферах экономики. И, прежде всего, в отличие от результатов других технологических революций, которые в основном использовались в промышленности, в государственном управлении, в финансовой отрасли и в сфере услуг.

ИТ радикально меняют экономическую систему по двум параметрам. Они делают экономику на микроуровне более прозрачной (в США прижился термин «обнаженная экономика»). Интернет позволяет потребителям искать самую низкую цену на данный товар, производителям получать информацию от огромного числа поставщиков. Все это снижает транзакционные издержки и обеспечивает выход на рынок новых субъектов. Широко распространяющаяся электронная торговля с одной стороны делает возможным намного быстрое принятие решений и более быстрое и четкое их исполнение. С другой стороны, это требует гораздо более четкой работы, более полного и точного следования стандартам и принятым на себя обязательствам во всех секторах и отраслях экономики, задает гораздо более высокий ритм экономической деятельности.

В настоящее время семь высокоразвитых стран владеют 46 из 50 макротехнологий, которые обеспечивают конкурентное производство, а остальной мир — 3—4 макротехнологиями. Макротехнология — это совокупность всех технологических процессов (научно-исследовательская работа (НИР), опытно-конструкторские разработки (ОКР), подготовка производства, производство, сбыт и сервисная поддержка проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами.

На долю США приходится 20—22 макротехнологии, по которым они или разделяют или держат лидерство, на долю Германии —8—10, Японии — 7, Англии и Франции — 3—5, Швеции, Норвегии, Италии, Швейцарии — по 1—2. Необходимые условия завоевания нескольких секторов мирового рынка высокотехнологичной продукции — большая и постоянная экономическая и политическая поддержка государством нескольких макротехнологий и соответствующих производителей.

Таким образом, в практической плоскости отношение государства к инновационной деятельности выражается путем создания для нее соответствующего правового поля и проведения определенной научно-технической политики. Она, как правило, включает выделение приоритетных направлений, на основе которых вырастает дерево целей научно-технической политики государства и происходит распределение финансовых средств. В этом отношении показателен пример Германии: государство обеспечило благоприятные условия для быстрой коммерциализации научно-технических разработок, что обеспечило ей высокую долю экспорта наукоемкой продукции в его общем объеме. В 1996 г. было объявлено о переходе страны на инновационный путь развития, что и стало основным приоритетом ее научно-технической политики. Глобальной тенденцией в настоящее время стало наращивание научных расходов и государством, и корпорациями, повышение показателей общей наукоемкости ВВП (отношение национальных расходов на научные исследования и разработки к ВВП). Тезис «сильная наука — сильная экономика» реально воплощается в экономической политике многих стран. За период с 1993 по 2003 г. общие затраты на научные исследования и разработки в развитых странах (30 стран ОЭСР) увеличились с 418 до 558 млрд долл., что означает рост средней наукоемкости с 2,1 до 2,4% ВВП. Экс-пертные оценки показывают, что указанная тенденция в ближайшие годы сохранится, будет происходить дальнейшее повышение этого показателя. В США и Японии его уровень превысит 3,2%, а в тех европейских странах, где он не достигает в настоящее время 2,7%, он может составить 3,3% через 10—15 лет. Одним из лидеров этих процессов стала Швеция, где наукоемкость ВВП одна из самых высоких в мире — 3,9% в 2003 г. В Израиле в 2002 г. она составила 4,7% (без учета оборонных НИОКР), в Европейском Союзе в среднем она достигла 2,01%.

Постоянно возрастает роль крупных ТНК в инновационной деятельности. Доля частного сектора в национальных расходах стран 212 Структура промышленности в современной мировой экономике ОЭСР возросла с 59% в 1993 г. до 65,2% в 2003 г., а доля государства уменьшилась с 41% до 35%. Крупные корпорации, формирующие структуру национальных инновационных систем развитых стран, обеспечивают разработку и внедрение в национальном и глобальном масштабе целых направлений НТП. Инновационная деятельность оказывает прямое воздействие на конкурентоспособность и долю национальной экономики, ее корпораций и фирм на мировом рынке. Объем мирового рынка наукоемкой продукции в начале XXI в. составлял примерно 2,3 трлн долл. Из этой суммы 39% приходилось на продукцию США, 30%—Японии, 16% — Германии. Для сравнения: в 2004 г. на долю США приходилось около 30% мировых расходов на НИОКР, ЕС — около 25%, Японии —13%. Эти же страны лидируют в рейтингах международной конкурентоспособности. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд долл., Германия — 530, Япония — 400. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции — 0,3%. Стремление повысить конкурентоспособность национальной экономики и связанные с этим высокие темпы роста наукоемкости ВВП в некоторых развивающихся странах, в первую очередь в НИС, Китае и Индии, привели к тому, что по некоторым направлениям эти страны перешли от модели догоняющего развития к лидирующему.

10.2. Структура промышленности в современной мировой экономике

Промышленность — это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.

Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:

тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;

легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.

Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).

Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII—XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7—6 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.)

В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности —на уровне 50—60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20—40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15—20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.

В мировой экономике в целом промышленность составляла в 2004 г. 32% мирового валового продукта, сфера услуг — 64%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 4 %.

Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).

Добывающая промышленность включает:

получение электроэнергии;

все отрасли горнодобывающей промышленности;

лесозаготовку, лесные промыслы;

охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.

Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике — электростанции; в горнодобывающей промышленности — карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках— леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах — охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели.

Это — самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для

цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии — 2 кг, в Африке — 0,7 кг.

В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью — на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7—10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В 2000 г. во всем мире было добыто 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.

Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться. Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.). Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.

По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).

Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам. Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины—деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9—10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5—7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность. Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции ХУ1И-Х1Х вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего — до 37%; транспортного—до 35%; электротехники — до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран. Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35—40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продук-ции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях — велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США — почти в 300 раз, В Западной Европе — в 33 раза, в Японии — в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.

Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений.

В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия. На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый — Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция. Второй — зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий — Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый — страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в.. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами — в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно — в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.

По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность — самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.

Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники — до 40—45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран 220 Структура промышленности в современной мировой экономике Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) — вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления — гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота». Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония.

Авиаракетно-космическая промышленность — (АРКП) — одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП — это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля — 20 долл.).

Все производства АРКП — наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра — Россия, США и ЕС, — имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая

выпускается в небольших количествах (авиалайнеров — в мире около 1 тыс. в год, вертолетов — 600—1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3—4 фирмы). Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.

Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народ-ного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись «Боинг» (США), «Локхид Мартин» (США) и «Юнайтед Текнолоджиз» (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение — эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах — США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.

Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.

10.3. Проблемы инновационного развития промышленности России

В основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационных систем на период до 2010 года» инновационная политика определяется как составная часть научно-технической и промышленной политики: «политика Российской Федерации в области развития инновационных систем — составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках». Инновационная деятельность, в свою очередь ориентирована на выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

инновационная продукция — результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации.

Промышленность России отличается весьма сложной дифференцированной структурой, для которой характерны следующие особенности: преобладание тяжелой индустрии; широкие внутриотраслевые и межотраслевые производственные связи, структурные диспропорции, монополизм и др.

В современной России особое значение имеют отрасли топливно-энергетического комплекса: нефтяная и газовая промышленность, добывающие и перерабатывающие первичные энергоносители. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, в 2005 г. в стране было добыто 638,6 млрд м3 газа и 469 млн т нефти, экспортировано 207,3 млрд м3 газа и 252 млн. тонн нефти. В Советской России в 1990 г. было добыто 516 млн тонн нефти и 641 млрд м3 газа, экспорт нефти в предреформенные годы составлял примерно около 100 млн т в год. Следовательно, внутренне потребление нефти сократилось, примерно, в два раза, при этом экспорт вырос в 2,5 раза. Таким образом, «экономический рост в России маскирует признаки бед, характерных для экономик, базирующихся на нефти», говорится в докладе Всемирного банка — ВБ (2006 г.). По мнению экспертов ВБ, Россия слишком полагается на экспорт нефти, одновременно допуская увядание своего обрабатывающего сектора. Развитие последнего во многом зависит от развития цветной металлургии. Цветная металлургия в значительной мере определяет индустриальную мощь страны и как источник основных конструкционных материалов служит фундаментом для машиностроения. В ее состав входят медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, алюминиевая, титаномагниевая, вольфрамомолибденовая промышленность, производство благородных металлов, твердых сплавов, редких металлов и другие отрасли, обособленные в зависимости от вида выпускаемой продукции, а также добыча алмазов. Вместе с тем в цветной металлургии также существует ряд проблем, связанных с добычей редких и цветных металлов. Из металлов Россия полностью обеспечена лишь рудами железа (разведанные запасы 57 млрд т). Мощности по выплавке алюминия обеспечены собственным сырьем лишь на четверть, поэтому ежегодно закупается примерно 4 млн т бокситов и 2 млн т глинозема. По потреблению алюминия на душу населения Россия занимает последнее место среди индустриальных стран. Россия слабо обеспечена оловом, с закрытием вольфрамового рудника Тырны-Ауз прекращена добыча важнейшего стратегического металла — вольфрама. Добыча молибдена сохранилась только в Хакассии на Сорском комбинате. В России отсутствуют месторождения титана, и она вынуждена ввозить его из Украины. Потребление редкоземельных элементов (циркония, тантала, стронция, лития, бериллия и др.), применяемых в высокотехнологичном производстве, отстает от США примерно в 10—20 раз. Практически прекращена добыча бериллия, тантала, производство ниобия снижено на 70%. Важнейшие районы производства меди в стране — Урал, Северный и Северо-Западный районы, Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся вдали от основных промышленных центров.

Неблагоприятное положение в топливно-энергетическом комплексе и цветной металлургии не способствует развитию обрабатывающей промышленности, в первую очередь машиностроения. Цифры и факты. За период с 1985 г. доля машиностроения в общепромышленном выпуске России постоянно сокращалась (с 20,9 до 19,7% в 2001 г. и до 19,5% в 2002 г.). Эти цифры нельзя даже сравнивать с экономически развитыми странами, где эта доля достигает до 50%. Необходимого технического перевооружения не происходит, и 65% оборудования в российском машиностроении находится в эксплуатации около 20 лет. Рентабельность машиностроения, составлявшая в 1998 г. 17%, в 2002 году снизилась до 12,5%, а количество убыточных предприятий превысило 40%.

Самые депрессивные производства — станкостроение, строительно-дорожное, коммунальное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Несмотря на то обстоятельство, что большая часть товаров и услуг в Российской Федерации создается в сфере обрабатывающих производств, только пятая часть обрабатывающих отраслей промышленности в России конкурирует со странами ЕС. Позиции российского машиностроения на рынках промышленно развитых стран Запада остаются крайне слабыми. Согласно данным Евростата, в 2000 г. лишь 13 из 83 отраслей обрабатывающей промышленности России имели положительное сальдо в торговле со странами ЕС. В то время как, например, в Чехии таких отраслей было 43. За период 1990-х гг. 4 отрасли российского машиностроения покинули группу 30-ти крупнейших отраслей-экспортеров продукции обрабатывающей промышленности в страны ЕС. Доля в экспорте наукоемких производств, таких, как фармацевтика, компьютеры, оргтехника, медицинская аппаратура, оптика, аэрокосмическая промышленность и специализированных производств: насосно-компрессорное оборудование, сельскохозяйственная техника, оборудование для горнодобывающего, металлургического, текстильного, пищевого производства, моторов, осветительных приборов и тому подобное в сумме не превышала 5% . В начале XXI в. основу российского товарного экспорта, как и в предыдущие годы, составляли сырье и продукция низкой степени переработки. Доля машин и оборудования, включая военную технику, в экспорте РФ составляет всего 7-—8%, тогда как удельный вес этой товарной группы в мировом экспорте составляет около 40%, в том числе в экспорте США — 48%, Германии — 50%, Японии — 70%. Ежегодный объем экспорта машин и оборудования из России в 6,5 раз меньше аналогичного показателя Южной Кореи, в 5,5 раз — Малайзии, в 2,5 раза — Таиланда.

В конце 1980-х гг. СССР поставлял на мировой рынок 150—200 гражданских авиалайнеров, а сейчас производит не более 10—15. Структура внешней торговли страны слабо диверсифицирована, большую часть российского экспорта составляют энергоносители, а в структуре импорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности в основном из развитых стран, хотя Россия на период до 2025 г. могла бы поставить задачу приоритетного развития по 12—16 макротехнологиям, что означало бы активный переход на инновационную модель экономического роста. Причем до 2010 г. основными макротехнологиями могли бы быть 6—7, по которым наш суммарный уровень знаний сегодня приближаются к мировому, если не превосходит его (авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение). Если указанные макротехнологии в России удастся сделать конкурентными, то, по ориентировочным расчетам, Россия на рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3% до 10—12% занимаемой на нем доли, а это только по экспорту дало бы до 140—180 млрд. долл. в год.

В настоящее время в России лишь 10—12% предприятий инновационно активны (для сравнения: в ЕС таких предприятий более 50%, в США более 30%).

Необходимо отметить, что инновационная деятельность призвана обеспечивать национальную безопасность, следовательно, постановка задачи увеличения объема и совершенствования структуры финансирования научно-технической сферы должна учитывать критические пороговые показатели национальной безопасности в соответствии с мировой практикой (в скобках — фактическое значение показателя в 2000 г.): доля инновационных предприятий в промышленности — 25% (10,6%); доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции — 15% (3,5%); средний возраст научного оборудования —7 лет (12 лет); средний возраст исследователей, имеющих ученую степень — 48 лет (55 лет). Для достижения этих показателей необходимо выполнение следующих требований к финансированию инновационного сектора в России: доля затрат на науку в ВВП — 2—3% (фактически 1,16%), доля затрат на науку в общих расходах федерального бюджета — 4% (как это уже предусмотрено федеральным законодательством) — (фактически 1,72%); доля затрат на инновации в объеме реализованной промышленной продукции — 2,5% (фактически06%). Необходимо отметить, что достижение этих показателей столкнулось с определенными трудностями. Так, в 2004 г. ВВП страны составил 17 трлн 8, 4 млрд руб., а расходы на науку —196 млрд руб. (1,15 ВВП). И до настоящего времени, по данным Всемирного Банка, в России доля инвестиций в основной капитал ВВП составляет 21%, а в Китае — 48%, что говорит о более благоприятном деловом климате для инвесторов. Доля затрат на науку в ВВП в настоящее время в Швеции составляет 3,7%, Японии —3,2%, США —2,8%.

Сегодня объем прямых иностранных инвестиций в России составляет порядка 1% мировых, а в реальный сектор экономики — менее 0,5%. В 2006 г. удалось резко увеличить объем прямых иностранных инвестиций в экономику России — по данным Министерства экономического развития и торговли РФ до 31 млрд долл., а в 2007 г., по данным Правительства РФ—до 41 млрд долл. В связи с этим крайне остро встал вопрос о допуске иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики.

В настоящее время в России необходимо создавать и развивать венчурные фонды, которые являются основой стимулирования инновационных процессов в развитых странах. Венчурный инновационный фонд — (ВИФ), созданный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 362-р с целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования недостаточно финансируется государством. В экономически развитых странах он выступает в качестве одного из важнейших двигателей инновационного процесса; в России же суммарный объем инвестиций венчурных фондов составил в 2005 г. всего 62,5 млн долл.

Что касается экспорта высокотехнологичной продукции, то наиболее перспективными представляются рынки Азии, Латинской Америки и Африки. России необходимо любой ценой сохранять присутствие на рынках высокотехнологичной продукции, в том числе и военной техники.

Перспективным для России является и рынок гражданской авиатехники, который, по оценкам экспертов, удвоится к 2025 г. Именно поэтому в 2006 г. была создана государственная авиастроительная компания. В развитых странах авиационные предприятия получают прямую государственную поддержку в размере 33% от стоимости разработки.

Значительным конкурентным преимуществом обладает Россия в ракетно-космической отрасли, ее экспортный потенциал оценивается в 1—1,2 млрд. долл. Перспективными являются российские технологии в сфере ядерной энергетики: малые плавучие АЭС, реакторы на быстрых нейтронах и др. В сфере нано- и биотехнологий, программного обеспечения в России также существуют наработки мирового уровня. С позиций улучшения структуры промышленного экспорта (соответственно и производства) следует провести подробную инвентаризацию в отношениях с АТР и развивающимися странами других регионов. Если, благодаря успешной инвестиционной и инновационной политике, обеспечивающей модернизацию отечественной промышленности и повышение доли ее наукоемких производств, России удастся закрепиться на названных направлениях, то откроется шанс перейти впоследствии к экспансии на рынки стран ОЭСР.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое отраслевая структура мировой экономики?

2. Какие сдвиги произошли в отраслевой структуре мировой экономики в конце XX — начале XXI в.?

3. Какую роль имеют инновационные факторы в развитии отраслевой структуры?

4. Раскройте роль и место добывающей промышленности в мировой эко-номике.

5. Перечислите основные отрасли обрабатывающей промышленности.

6. Охарактеризуйте основные направления развития мирового машино-строения в XXI в.

7. Что такое макротехнология?

8. Охарактеризуйте проблемы перехода российской промышленности к инновационной модели развития.