Структура и специфика мирового рынка услуг
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке–это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.
Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:
факторные услуги– платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии;
нефакторные услуги– остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина),производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги),распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).
Международная торговля услугами (МТУ)–это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.
Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство.
Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь – восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.
Таблица 4
Объем мирового экспорта и импорта услуг (млн. долл)
| импорт | экспорт | ||
1992 г. | 2002 г. | 1992 г. | 2002 г. | |
Весь мир | 939100 | 1545500 | 924200 | 1570100 |
Северная Америка | 132500 | 247500 | 178700 | 308900 |
США | 102393 | 205580 | 158707 | 272630 |
Латинская Америка | 42500 | 64900 | 34600 | 56200 |
Западная Европа | 449900 | 716000 | 480900 | 763300 |
Австрия | 17844 | 34441 | 26914 | 34864 |
Франция | 54572 | 68171 | 74536 | 85912 |
Германия | 97864 | 149107 | 58758 | 99621 |
Италия | 57962 | 61485 | 57662 | 59374 |
Нидерланды | 37799 | 55745 | 37436 | 54098 |
Испания | 20249 | 37620 | 33535 | 62109 |
Великобритания | 50879 | 101408 | 61418 | 123130 |
Россия | ... | 21474 | ... | 12882 |
Aфрика | 29400 | 40300 | 21800 | 31000 |
Азия | 215100 | 366800 | 165200 | 321600 |
Китай | 9207 | 46080 | 9108 | 39381 |
Индия | 6615 | 21786 | 4893 | 23520 |
Япония | 92323 | 106612 | 47622 | 64909 |
Сингапур | 9430 | 20551 | 16102 | 26946 |
Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2002
Международная торговля услугами имеет ряд особенностейпо сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:
высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;
развитие всех видов транспорта, стимулирующих международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;
новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;
ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере.
На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими особенностями:
снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;
наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка услуг стал сегмент «особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги;
происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг;
возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Сянган и Сингапур ориентированы на финансовые услуги. Доля стран Латинской Америки и Африки в МТУ снизилась;
в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%).
В Республике Беларусь экспорт услуг имеет устойчивое положительное сальдо. Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта услуг (58%) занимают транспортные услуги, объем которых достиг за 2003 год 860,2 млн. долл., что на 21,1% больше показателя 2002 года.
В 2003 году экспорт тур-услуг (15,3% в общем объеме экспорта услуг) возрос на 17,1% до 225,4 млн. долл. Объем деловых поездок составил 87,2 млн. долл, личных поездок – 138,2 млн.долл. Экспорт услуг связи (удельный вес – 4,9%) сложился в размере 72,2 млн. долл, что на 18,9% больше уровня 2002 года.
Импорт услуг в 2003 году составил 993 млн. долл. или 109,4% к уровню 2002 года. Наибольший удельный вес в импорте услуг (47,0%) занимает статья «Поездки». В то же время импорт туристических услуг, доля которых в общем объеме импорта услуг составляет 54%, сократился за 2003 год на 4,1% и составил 535,4 млн. долл.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности 9
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности Лекция 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности
- Сущность и основные формы международных экономических отношений
- Факторы развития международных экономических отношений
- Современные тенденции развития международных экономических отношений
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Международная торговля товарами Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений
- Сущность, формы и тенденции международной торговли
- Динамика товарной структуры международной торговли товарами
- Основные виды мировых цен
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Динамика объема внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2003 гг., в млн. Долл.
- Экспорт основных видов товаров Республики Беларусь в 2003 году
- Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2003 году
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Тема 3. Международная торговля услугами Лекция 3. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений
- Структура и специфика мирового рынка услуг
- Виды международных услуг и сферы их реализации
- Объем и динамика транспортных услуг
- Основные показатели по основным туристским макро-регионам
- Регулирование рынка услуг
- Контрольные вопросы к теме № 3
- Тема 4. Международный обмен научно–техническими знаниями Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями
- Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
- Экономическая целесообразность экспорта технологий
- Экономическая целесообразность импорта технологий
- Особенности мирового рынка технологий
- Международное техническое содействие
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Международное движение капитала Лекция 5. Международное движение капитала
- Формы международной миграции капитала
- Ведущие десять стран-получателей и поставщиков пии
- Свободные экономические зоны
- Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Международная миграция рабочей силы Лекция 6. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений
- Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия
- 1) По направлениям:
- 2) По территориальному охвату:
- 3) По времени:
- 4) По степени законности:
- Инструменты регулирования миграции рабочей силы
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Механизм регулирования международных экономических отношений Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений
- Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне
- Роль международных организаций в регулировании мэо
- Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами
- Внешнеторговая политика государства
- Инструменты внешнеторговой политики
- Контрольные вопросы к теме №7
- Вопросы к экзамену
- Литература Основная
- Дополнительная
- Список Internet-источников
- Рутко Диана Федеровна Международные экономические отношения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.