logo search
DO_ak_meo

Структура и специфика мирового рынка услуг

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынкеэто поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:

  1. факторные услуги– платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии;

  2. нефакторные услуги– остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).

В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина),производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги),распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

Международная торговля услугами (МТУ)это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.

Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство.

Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь – восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.

Таблица 4

Объем мирового экспорта и импорта услуг (млн. долл)

импорт

экспорт

1992 г.

2002 г.

1992 г.

2002 г.

Весь мир

939100

1545500

924200

1570100

Северная Америка

132500

247500

178700

308900

США

102393

205580

158707

272630

Латинская Америка

42500

64900

34600

56200

Западная Европа

449900

716000

480900

763300

Австрия

17844

34441

26914

34864

Франция

54572

68171

74536

85912

Германия

97864

149107

58758

99621

Италия

57962

61485

57662

59374

Нидерланды

37799

55745

37436

54098

Испания

20249

37620

33535

62109

Великобритания

50879

101408

61418

123130

Россия

...

21474

...

12882

Aфрика

29400

40300

21800

31000

Азия

215100

366800

165200

321600

Китай

9207

46080

9108

39381

Индия

6615

21786

4893

23520

Япония

92323

106612

47622

64909

Сингапур

9430

20551

16102

26946

Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2002

Международная торговля услугами имеет ряд особенностейпо сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:

На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими особенностями:

В Республике Беларусь экспорт услуг имеет устойчивое положительное сальдо. Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта услуг (58%) занимают транспортные услуги, объем которых достиг за 2003 год 860,2 млн. долл., что на 21,1% больше показателя 2002 года.

В 2003 году экспорт тур-услуг (15,3% в общем объеме экспорта услуг) возрос на 17,1% до 225,4 млн. долл. Объем деловых поездок составил 87,2 млн. долл, личных поездок – 138,2 млн.долл. Экспорт услуг связи (удельный вес – 4,9%) сложился в размере 72,2 млн. долл, что на 18,9% больше уровня 2002 года.

Импорт услуг в 2003 году составил 993 млн. долл. или 109,4% к уровню 2002 года. Наибольший удельный вес в импорте услуг (47,0%) занимает статья «Поездки». В то же время импорт туристических услуг, доля которых в общем объеме импорта услуг составляет 54%, сократился за 2003 год на 4,1% и составил 535,4 млн. долл.