logo search
ЛЕКЦИЯ 2011

5.4 Понятие о паспорте бартерных сделок

При совершении бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок, производится при условии представления в таможенные органы Российской Федерации паспорта бартерных сделок (п.5 Указа Президента РФ №1209).

Паспорт бартерных сделок – это документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соот­ветствии с заключенными внешнеэкономическими договорами или контрактами.

Паспорт бартерной сделки оформляется по каждому бартер­ному договору.

Уполномоченные органы (лица) осуществляют контроль за выполнением российской стороной, заключившей или от име­ни которой заключены бартерные сделки, требований, установ­ленных нормативными актами в области регулирования бартер­ных сделок.

Оформление, переоформление, выдача паспортов бартер­ных сделок, а также формирование и ведение базы данных по ним осуществляются в соответствии с Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок, утвержденным МВЭС России № 10-83/3225, ГТК России № 01-23/21497, Минфином России №01-14/197 от 03.12.1996 (далее – Порядок оформления и уче­та паспортов бартерных сделок).

Для оформления паспорта бартерной сделки российское лицо представляет в Минэкономразвития России заявление установ­ленного образца, к которому должны быть приложены следующие

документы (раздел II Порядка оформления и учета паспортов бартерных сделок):

– два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью (для юридических лиц) российского лица паспорта бартерной сделки, составленного по установленной форме в соответствии с вышеуказанным Порядком;

– оригинал договора (изменения и/или дополнения к договору), на основании которого был составлен паспорт, и их удостоверенные копии;

– оригинал и копия разрешения (в случае необходимости представления такого разрешения);

– удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;

– копии учредительных документов (для юридических лиц и только при первом обращении в уполномоченные органы за оформлением паспорта бартерной сделки);

– копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;

– копия международного договора Российской Федерации, если договор, на основании которого составлен данный паспорт, заключен во исполнение международного договора Российской Федерации;

– удостоверенный российским лицом перевод договора при отсутствии оригинала договора на русском языке.

Паспорт бартерной сделки составляется российским ли­цом (экспортером) на печатающем устройстве ЭВМ или пишу­щей машинке с заполнением всех необходимых граф и без ис­правлений.

Ниже приведен примерный образец заполнения паспорта бартерной сделки.

От управления уполномоченного

МВЭС России: От российского лица

Должность ______________ Должность _____________

(подпись) (подпись)

И.О.Фамилия Собинов Т.П. И.О.Фамилия Сидоренко И.И.

М.П. Дата: 11 декабря 2007 г. М.П. Дата: 11 декабря 2007 г

Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федерации по внешнеторговым бартерным сделкам, осуществляются тамо­женными органами. В этой связи необходимо еще раз обратить внимание читателей на то, что согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации № 1209 обязательный ввоз товаров, ра­бот, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эк­вивалентных по стоимости экспортированным товарам (рабо­там, услугам, результатам интеллектуальной деятельности), либо зачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках в установленном порядке является требованием тамо­женного режима экспорта товаров.

Таким образом, если российская сторона первой выполняет свои обязательства по внешнеторговой бартерной сделке, она должна представить в соответствующие государственные органы документы, подтверждающие факт встречной поставки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности иностранным лицом.

В случае превышения законодательно установленных сро­ков ввоза на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выполнения иностран­ным партнером встречного обязательства способом, не преду­сматривающим их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, должно быть получено разрешение, выдаваемое Мин­экономразвития России в соответствии с Порядком выдачи раз­решений на проведение отдельных бартерных сделок

Для оформления данного разрешения российское лицо пред­ставляет в уполномоченный орган заявление по установленной форме, к которому должны прилагаться следующие документы:

– пояснительная записка с обоснованием заявления;

– удостоверенные копии учредительных документов (для юридических лиц);

– удостоверенные копии документов о государственной регистрации;

– оригинал договора, оформленного в виде одного документа (за исключением бартерных сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений, – в этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки). Если договор составлен на иностранном языке, то дополнительно предоставляется перевод договора на русский язык, удостоверенный в установленном порядке;

– изменения и/или дополнения к договору, на основании которых оформляется данное разрешение;

– копия международного договора Российской Федерации, дополнения и изменения к нему, если договор заключен во исполнение международного договора;

– иные документы, которые, по мнению заявителя, могут способствовать рассмотрению заявления.

Соответственно первичными документами при выполнении внешнеторговых бартерных сделок являются также товаросопро­водительные документы от транспортной организации – пере­возчика на ввозимые (вывозимые) товары.

ЛЕКЦИЯ 6. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

ПЛАН

6.1 Цели экономической политики России при вступлении в ВТО.

6.2 Структура доходов от внешнеторговой деятельности.

6.3 Таможенный союз в правовом ракурсе.

6.4 Условия участия в таможенном союзе.

6.1 Цели экономической политики России при вступлении в ВТО.

Перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) тесно связаны с процессами глобализации мировой экономики и международным разделением труда.

Государство активно воздействует на внешнеторговый обмен, реализуя одновременно следующие группы целей своей экономической политики:

Первая группа целей определяется необходимостью поддержки внутреннего производства, связанного с выпуском новых видов товаров, защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и, необходимостью проведения мероприятий по ограничению ввоза товаров, производство которых может быть эффективно обеспечено внутри страны или имеет важ­ное социально-экономическое значение.

Вторая группа целей включает обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему и продвижения товаров, происходящих из Российской Федерации на мировой рынок.

Третья группа целей носит фискальный характер. Для Российской Федерации доходы от внешнеторговой деятельности, начиная с 1992 г. были важным источником финансовых ресурсов федерального бюджета. Еще в 1992 г. были установлены таможенные пошлины как на экспортные товары, так и на импортные. Однако применение экспортных (вывозных) пошлин не является характерным для абсолютного большинства стран, включая и так называемые страны с трансформируемой экономикой, поэтому международные экономические организации не приветствуют установление экспортных пошлин. Одним из условий получения Российской Федерацией стабилизационного кредита Международного валютного фонда было принятие на себя обязательств по отказу от вывозных таможенных пошлин на экспортные товары.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» Правительству РФ было предписано отменить с 1 января 1996 г. вывозные таможенные пошлины на все товарные группы, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров. На последние товары ставки вывозных таможенных пошлин должны быть снижены. Одним из условий получения так называемого расширенного кредита в конце 1996 г. сроком на три года был отказ с 1998 г. от вывозных пошлин на углеводородное сырье (нефть и природный газ). Реализация этих мер противоречила реализации фискальной функции, поскольку не были созданы эффективные условия для формирования новой экономики несырьевого типа.

Поэтому защита национального рынка России должна использовать всю совокупность мер. В частности, документы ВТО содержат жесткие правила использования многочисленных средств внешнеторговой политики, имеющих нетарифный характер, включая такие эффективные средства торговой защиты как: количественные ограничения, лицензирование, антидемпинговые и компенсационные меры, защитные меры, технические и другие барьеры в торговле.

При осуществлении внешней торговли товарами, законодательством РФ установлена возможность применение так называемых таможенно-тарифных (обычно используют понятие - тарифные) и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Под нетарифными мерами понимаются меры, затрагивающие внешнюю торговлю, но выходящие за совокупность мер, предусмотренных в нормативных актах, связанных с законодательством о таможенном тарифе государства. Эти меры можно определить как совокупность правил и нормативов, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъекты внешнеторговой деятельности, влияет на структуру внутреннего рынка, ограждая его от импортных поставок, по сути дела сдерживая конкуренцию и расширяя предложение (импортозамещение) отечественных товаров на этом рынке. Ограничения по экспорту дает возможность уменьшить появления дефицита товаров на внутреннем рынке, например, мазута в отопительный сезон.

Обычно выделяют два класса способов нетарифного регулирования: количественные и неколичественные (организационные и технические) ограничения. В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты). К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемые при демпинге и субсидировании).

Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли) за счет применения таможенных пошлин и уравнительного налога в форме косвенного налогообложения в соответствии с национальным режимом.

«Таможенно-тарифные меры» следует понимать не только как собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, а как целый комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. В этом смысле сам термин «таможенное регулирование» по своему значению уже совокупности таможенно-тарифных мер, к которым относятся, как говорилось выше, косвенные внутренние налоги, а также правила и процедуры уплаты налогов и сборов. В табл. 1 приведены методы регулирования внешней торговли, применяемые крупнейшими странами.

Таблица 1