logo search
ME-2013

Глава 15 Европейский союз в мировой экономике начала XXI века

В главе анализируются положения, характеризующие место и роль Европейского союза (ЕС) в современной мировой экономике. Показана полувековая история становления Европейского союза и прохождения в его рамках различных стадий процесса международной экономической интеграции (зоны свободной торговли,

таможенного союза, Общего рынка, Экономического и валютного союза). Раскрываются противоречия, присущие современному этапу в развитии ЕС в связи с его расширением. Рассматривается комплекс вопросов, связанных с экономическим взаимодействием России и Европейского союза, в частности, проблемы реализации

Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами— членами ЕС.

15.1. Место и роль Европейского союза в современной мировой экономике и политике

Европейский союз, в состав которого к началу 2008 г. входили 27 государств с населением около 500 млн чел., представляет собой крупнейшее в мире экономическое и политическое интеграционное объединение и занимает позиции одного из лидеров современной мировой экономики. Вместе с тем, с учетом фактора возрастания в мировой экономике (совокупном мировом ВВП) удельного веса Китая, Индии, некоторых других развивающихся стран, а также (при благоприятном варианте развития) и России, доля Европейского союза в долговременной перспективе будет сокращаться. По прогнозным оценкам ИМЭМО РАН, доля ЕС в составе 27 стран, составлявшая в 2005 г. 23,7%, в 2010 г. должна стать 18,9% совокупного мирового ВВП, а в 2020 г. — 17,6%.

Как и другие субъекты современного мирового хозяйства, ЕС стоит перед задачами эффективного ответа на вызовы глобализации экономики и те кардинальные сдвиги, которые происходят в мировом хозяйстве начала XXI в., на демографические и энергетические проблемы, которые могут приобрести для Европейского союза кризисный характер. Актуальны задачи существенного повышения международной конкурентоспособности экономики Евросоюза в целом, отдельных ее отраслей и предприятий. Перед ЕС стоят также актуальные задачи осуществления реформ как на уровне Сообщества в целом, так и на уровне отдельных стран-участниц, ориентированных на повышение эффективности государственной политики в экономической и социальной сферах. Иными словами, стоят задачи существенной модернизации экономики, ее структурного совершенствования на основе инновационного развития и повышения динамичности и эффективности. ЕС предстоит преодолеть нынешнее отставание от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития прежде всего за счет формирования и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки, формирования в конечном итоге экономики знания. Повышение уровня международной конкуренции в инновационных отраслях требует дальнейшего развития и совершенствования общеевропейской кооперации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и концентрации совместных усилий стран — участниц ЕС на приоритетных направлениях научных исследований. В ЕС реализуется рамочная программа по содействию НИОКР, основные приоритеты которой определены семью тематическими направлениями исследования:

информационные технологии;

реализация устойчивого развития и решение экологических проблем;

нанотехнологии и новые материалы, а также новые устройства и технологические процессы;

геномика и биотехнологии для здравоохранения;

авиационные и космические исследования;

разработка безопасных и качественных продуктов питания;

исследования, содействующие построению гражданского общества, базирующегося на знаниях.

Рассмотрим тенденции, реализующиеся в настоящее время в экономике ЕС. Прежде всего, это дальнейшее снижение удельного веса в ВВП материального производства, в частности сельского хозяйства. Этой тенденции будут способствовать сокращение и постепенная ликвидация государственных субсидий для отдельных отраслей сферы материального производства (сельское хозяйство, горнодобывающая и металлургическая промышленность, производство одеясды, обуви и других товаров массового спроса). По мнению руководителей ЕС, это должно обусловить коренную модернизацию указанных отраслей. Одновременно с этим развиваются такие отрасли, как автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленность и электротехника. Предстоит осуществить качественные изменения в энергетике стран ЕС, прежде всего с целью преодоления энергетической зависимости от внешних топливно-энергетических ресурсов (в том числе путем развития в некоторых странах ЕС атомной энергетики, а также так называемых альтернативных источников энергии (ветряной, геотермальной, солнечной, энергии приливов).

На экономическое развитие стран ЕС все большее воздействие оказывает нарастание конкуренции со стороны Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и др. В связи с этим аналитики ожидают постепенного вывода из стран ЕС (особенно «старых» членов ЕС) традиционного промышленного производства. Одновременно с этим европейские ТНК будут расширять на территории стран базирования производства наукоемких товаров и услуг, обеспечивающих стратегическое управление своими зарубежными подразделениями и дальнейшую экспансию в миро хозяйственной сфере.

Характерной тенденцией развития экономики Евросоюза является увеличение доли отраслей сферы обращения и услуг, прежде всего за счет роста оказания финансовых и деловых услуг. Кроме того, дальнейшее развитие должны получить туризм и гостиничный бизнес.

На основе повышения инновационной активности и структурных сдвигов в экономике ЕС планируется снижение энергоемкости производства, а также его трудоемкости (в том числе в сфере услуг на базе расширения использования Интернет-технологий). Сложившееся к настоящему времени положение ЕС как интеграционной структуры и одного из лидеров мировой экономики является результатом экономического и политического развития данного сообщества государств за достаточно продолжительное время. По существу начало формированию Европейского экономического сообщества было положено еще в 1945—1950 гг., когда США начали осуществлять так называемый «план Маршала», связанный с экономической помощью западноевропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития — ОЭСР. В 1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург, в 1951 г. — Европейское объединение угля и стали — ЕОУС, в которое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о создании Европейского экономического сообщества — ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган —

Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1965 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом и были учреждены единый Совет и единая Комиссия Европейских сообществ (этот договор вступил в силу с 1 июля 1967 г.). В марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или, как его еще называли, Договор об «Общем рынке», в состав этой межгосударственной организации входили лишь шесть государств (Германия, Италия, Франция, а также Бельгия, Нидерланды и Люксембург). В начале 2008 г. стран — участниц ЕС было уже 27:

Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (страны — родоначальницы ЕС);

Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к Сообществу в 1973 г.);

Греция (вступила в Сообщество в 1981 г.);

Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986 г.);

Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995 г.);

Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва,

Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004 г.);

Болгария и Румыния (вошли в состав ЕС в январе 2007 г.).

С расширением ЕС до 27 государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении. За эти 50 лет Европейское экономическое сообщество не просто расширилось с 6 до 27 стран-участниц, но и приобрело новое качество, пройдя все основные стадии процесса международной экономической интеграции — зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз — и, как результат, трансформировавшись в Европейский союз — ЕС.

ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов, обеспечивающих реализацию процесса международной экономической интеграции. ЕС фактически действует с 1974 г., однако его статус официально был закреплен в 1986 г. Единым европейским актом. В него входят руководители государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. ЕС определяет общие политические

ориентиры развития ЕС. В соответствии с регламентом ЕС заседает два раза в год. На этих заседаниях обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС, а также общее состояние мировой экономики и политики, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются соответствующие программы и решения стратегического характера. Если возникает необходимость, то созываются внеплановые заседания Совета для принятия решений по сложным актуальным проблемам. Принимаемые ЕС политические решения затем трансформируются в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС. Совет Европейского союза (Совет министров) является высшим законодательным органом ЕС. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики

государств - членов, осуществляет (совместно с Европарламентом) руководство бюджетом, заключает международные соглашения. В состав Совета Европейского союза входят представители стран — членов ЕС в ранге министров национальных правительств. На практике фактически существуют более 25 советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответствующих министров стран-участниц (например, Совет по транспорту объединяет министров транспорта стран ЕС). Европейская комиссия (Комиссия Европейских сообществ —КЕС) — исполнительный орган ЕС, который разрабатывает законодательные предложения ЕС как по собственной инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета и направляет их в Совет. Комиссия следит за применением законодательных актов, принятых Советом, в случаях нарушений может применять санкции, например, передавать соответствующие дела в Суд Европейских сообществ.

Кроме того, Комиссия имеет полномочия принимать решения в таких сферах, как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и т.д., управлять бюджетом и фондами, несет ответственность за бюджетные расходы. По своей структуре Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов (по различным направлениям деятельности), члены Комиссии независимы в своей деятельности от национальных правительств, поскольку она (вместе с Европейским парламентом) является наднациональным органом. Европейский парламент — избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии, других институтов ЕС, утверждает бюджет ЕС и заключает межгосударственные соглашения. С 1979 г. Европарламент избирается прямым голосованием.

Суд Европейских сообществ (Европейский суд) — состоял в конце 2007 г. из 27 судей (по одному от каждого государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также юридических советников. Суд регулирует разногласия стран — членов ЕС между собой и ЕС, и политике между институтами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства — члены ЕС, не выполняющие его постановлений.

Однако компетенция Суда не распространяется на новые сферы деятельности ЕС, учрежденные Маастрихтским договором (общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество стран — членов ЕС в области правосудия и внутренних дел). В 1989 г. в соответствии с Единым европейским актом для содействия Суду ЕС был дополнительно учрежден Суд первой инстанции. В его компетенцию входит рассмотрение исков отдельных лиц и компаний против институтов и органов ЕС; споров, связанных с правилами конкуренции; трудовых споров; применения антидемпинговых процедур и др.

Кроме главных органов в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов (Счетная палата), Экономический и социальный комитет и Комитет регионов — консультативные органы, обеспечивающие соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов. Действуют Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование проектов, связанных со структурным переустройством в странах —членах ЕС; Европейский инвестиционный фонд, предоставляющий гарантии по кредитам в основном малым и средним предпринимателям, и, наконец, Европейский центральный банк, созданный в соответствии с Маастрихтским договором и с 1999 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в валютно-экономическом союзе.

Специфическим инструментом является общий бюджет ЕС. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенной тарифа ЕС на импортируемую на территорию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчислений государствами-членами в размере 1% собираемого налога на добавленную стоимость. Важным источником единого бюджета ЕС являются и отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП.

Однако несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются достаточно сложные социально-экономические проблемы.

Например, в большинстве этих стран значителен уровень безработицы. Она в последние годы составляла 8—9% экономически активного населения в ЕС в составе 15 стран-участниц (ЕС-15) и более 14% — в новых странах — членах ЕС. Из числа «старых» членов ЕС наиболее высоким был уровень безработицы в Германии и Франции (около 10%), а из числа новых членов ЕС — в Польше (более 18%). Правда, в 2006—2007 гг. в Евросоюзе было создано почти 6,5 млн новых рабочих мест и еще 5 млн новых рабочих мест планируется создать к 2009 г. В результате уровень безработицы дол жен составить в 2009 г. около 7% экономически активного населения (самый низкий показатель с середины 1980-х гг.). Только после 2015 г., в результате структурных реформ на рынке труда, в сфере образования и профессиональной подготовки, а также в области дерегулирования предпринимательской среды, уровень безработицы в ЕС, как ожидают, должен снизиться по ЕС в составе 27 стран до 5—6%.

В странах ЕС ухудшается демографическая ситуация, нарастает старение населения. При этом наименьший уровень рождаемости (менее 10%) характерен для стран — членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, Мальты, Греции, Испании и Италии, с которыми сопоставимы лишь Германия и Австрия. Данная ситуация осложняется нарастанием эмиграции значительной части экономически активного населения из стран Центральной и Восточной Европы в развитые страны ЕС. Кроме того, возрастает опасность роста в странах Европейского союза неконтролируемой иммиграции, которая порождает и усиливает межнациональную и социальную напряженность.

Серьезной для ЕС является проблема энергетической безопасн-сти, особенно обострившаяся в связи с сохраняющимся высоким уровнем цен на топливно-энергетические ресурсы.

Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС (а в их рамках — и отдельными регионами) в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов. В ходе расширения Европейского союза (учитывая то, что в последние годы в него вступали далеко не самые развитые страны) эти различия не уменьшались, а, напротив, возрастали. Так, у девяти восточноевропейских государств (включая вступившие в 2007 г. в ЕС Болгарию и Румынию) уровень ВВП на душу населения колебался от 30 до 70% среднего по Европейскому союзу уровня.

Основные этапы осуществления интеграционного процесса в рамках ЕС Изменить ситуацию могут кардинальные сдвиги, связанные с переходом экономики ЕС на путь инновационного развития. Есть проблемы и с ходом собственно интеграционных преобразований в рамках Европейского союза. Так, не все страны —члены ЕС (в том числе и Великобритания) к началу 2008 г. входили в состав «зоны евро» (Экономического и валютного союза). Расширение ЕС до 27 государств не снимает эти проблемы, а в определенной степени их усиливает.

15.2. Основные этапы осуществления интеграционного процесса в рамках Европейского союза

Оценка места и роли Европейского союза в современной моровой экономике не может быть полной без учета фактора реализации процесса европейской экономической интеграции. Действительно, процессы международной экономической интеграции оказывают существенное воздействие на участвующие в них страны. В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны, по сравнению с другими, вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что проявляется в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Поэтому, когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное «срастание» их в единое экономическое целое.

Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.

1.Экономико-географические предпосылки. К ним относится территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно. Например, в 1960 г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктур транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран.

2.Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

3.Общие исторические корни народов сближающихся стран.

Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.

4.Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности сближения и объединения.

Для политического руководства центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, факторов производства — рабочей силы и капитала. Логика развертывания международной экономической интеграции выглядит таким образом: «от свободы межстранового движения товаров и услуг — к свободе движения рабочей силы и капитала». В настоящее время к указанным четырем свободам (движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала) в документах ЕС добавляется еще одна очень важная свобода — свобода развития знания (free movement of knowledge).

В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических свиязей к формам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию (что обеспечивается свободным движением капитала в рамках интеграционной группировки). Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.).

При этом спектр такого взаимодействия очень широк — от малого бизнеса до крупных ТНК.

Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между внутренним и международным рынками формирующегося межгосударственного объединения и складывается уже новый, специфический «внутренний» рынок интеграционного объединения (союза) в целом.

Однако это — идеальная картина развертывания процесса международной экономической интеграции. На практике же он протекает вовсе не так просто, по восходящей линии, а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно приходится разрешать противоречия между национальными экономическими интересами интегрирующихся стран (и их политическими элитами). Поэтому важной для интеграционного процесса проблемой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами. В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни.

Международная экономическая интеграция — это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и «срастания» национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.

Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, и основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение «поля деятельности» за счет создания единого экономического пространства.

Собственно процесс международной экономической интеграции в рамках Европейского союза начался в марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества — ЕЭС, на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность ЕС.

Как показывает исторический опыт, в ходе процесса международной экономической интеграции страны-участницы проходят несколько основных этапов, обязательными их которых являются следующие.

1. Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.

2. Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).

3. Формирование так называемого общего рынка — здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства.

4. Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:

взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);

взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;

проведение странами единой экономической политики;

создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;

переход к единой валюте интеграционного сообщества —одна из наиболее сложных проблем данного этапа.

5. Завершающий этап — полная экономическая (а также политическая) интеграция.

На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу, которое затем трансформировалось в ЕС.

На протяжении первых десяти лет своего развития ЕЭС (в составе

первых шести стран-участниц — Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом этапе создания зоны свободной торговли, и к таможенному союзу (второму этапу) перешло только в 1968 г.

На практике между созданием зоны свободной торговли и таможенного союза существует только одно основное отличие — единый таможенный тариф, который добавляется к основным условиям зоны свободной торговли. Однако при этом создается единая для всех стран таможенного союза система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Поэтому переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу — это сложная, многолетняя работа по взаимному согласованию внешнеторговой (и торговой вообще) политики, а вместе с ней и отдельных элементов общей экономической политики. Таким образом, таможенный союз подразумевает не только единство таможенной территории, совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении третьих стран, но и сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения). А это, в свою очередь, ставит вопрос о сближении в проведении государственной экономической политики в целом. При формировании таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран — участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза.

ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно долго — с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в., постепенно развиваясь в направлении полноценного Общего рынка. Однако в реальной практике с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продолжением процесса формирования единого таможенного пространства началось формирование единого валютно-финансового пространства.

В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами Сообщества, а также начавшегося в 1973 г. мирового топливно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на экономическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не удалось.

В марте 1979 г. была сформирована Европейская валютная система — ЕВС — с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества — ЭКЮ (European Currency Unit — ECU). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов Сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса центральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25%, который нередко называли «валютной змеей»).

Самым главным было то, что Общий рынок к этому времени стал уже этапом действительного интеграционного переплетения национальных экономик западноевропейских стран — здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами — одна из наиболее сложных (и чувствительных для национальных экономик) форм международного обмена (особенно в области финансов, страхования), то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.

В феврале 1986 г. двенадцатью странами Сообщества был принят важный документ — Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987 г., которым предусматривалось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка стран Сообщества, т.е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов. Значительный шаг в развертывании процесса западноевропейской интеграции был сделан в феврале 1992 г., когда в г. Маастрихте (Нидерланды) был согласован Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор—Maastricht Treaty, Treaty on Monetary and Political Union), вступивший в силу в ноябре 1993 г. после ратификации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993 г. вводилось единое гражданство ЕС, которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран — членов ЕС. Во-вторых, формировался политический союз, что подразумевало осуществление интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента Европейского Союза.

Одной из главных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза — ЭВС. При этом подчеркивалось, что Европейский валютный союз с единой для стран-участниц валютой — евро — будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем — так называемые критерии конвергенции или Маастрихтские стандарты:

дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран может составлять не более 3% ВВП;

накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5-процентных пункта средний уровень инфляции трех стран

ЕС, добившихся самой низкой инфляции;

соблюдение по крайней мере в течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны были девальвировать по собственной инициативе национальную валюту по отношению к валюте любого другого государства — члена ЕС);

долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на 2-процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя. В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. Фактически Амстердамский договор представлял собой дополненный и скорректированный вариант Маастрихтского договора. Он подтвердил цели Европейского союза и дополнил договор соответствующим разделом, касающимся механизмов осуществления общей политики и политики безопасности.

В декабре 2000 г. был подписан Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества и ряд других, относящихся к ним актов. Этот договор внес определенные изменения в основные принципы и процедуры принятия решений квалифицированным большинством и блокирования их меньшинством. Ниццкий договор определил новые квоты для стран — членов ЕС, а также для стран — претендентов в основных органах Европейского союза — Совете ЕС и Европейском парламенте.

В мае 1998 г. были определены 11 из 15 стран Европейского союза, которые соответствовали указанным «Маастрихтским стандартам», с 1 января 1999 г. ввели общую валюту — евро и начали участвовать в создании ЭВС или так называемой зоны евро (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция). 1 января 2001 г. к ним присоединилась Греция. В январе 2007 г. в состав зоны евро вошла Словения, а в январе 2008 г. — Кипр и Мальта. Таким образом, к началу 2008 г. ЭВС включал в своем составе 15 стран — членов Европейского союза.

Экономика зоны евро является одной из крупнейших в мире, с которой сравнима лишь экономика США. Материальную основу зоны евро составляют ведущие промышленно развитые страны:

Германия, Италия, Франция, Испания, на которых приходится более 80% совокупного ВВП стран, входящих в ЭВС. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков — ЕСЦБ, а созданный Европейский центральный банк —

ЕЦБ начал использовать евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.

Последний этап формирования зоны евро начался с 1 января 2002 г., когда евро вошел в наличное обращение, при этом сначала обращался параллельно с национальными валютами стран — членов зоны евро, а затем последние постепенно уходили из обращения, обмениваясь на евро. С 1 июля 2002 г. национальные валюты были изъяты из обращения и осуществлен полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.

К началу 2008 г. Великобритания не присоединилась к зоне евро, и роль мировых финансовых центров постепенно начинает переходить от Лондона к Франкфурту-на-Майне (где располагается ЕЦБ) и Парижу. В перспективе завершение формирования Экономического и валютного союза ЕС может изменить расстановку сил в мировой экономике в пользу «новой Европы» за счет некоторого ослабления позиций таких мировых лидеров, как США и Японии.

В целом экономический потенциал стран, входящих в ЭВС, создает предпосылки для того, чтобы евро мог претендовать на роль одной из ведущих мировых валют. Однако относительно слабым местом для евро является отсутствие достаточно развитого финансового рынка, который был бы сопоставим с соответствующим рынком США (имеющим по своей сути глобальные масштабы). В Европейском союзе наиболее развит финансовый рынок Великобритании, однако к началу 2008 г. эта страна не входила в зону евро. Решение собственно экономических проблем международной экономической интеграции в рамках Европейского союза сопровождалось и решением проблем политического взаимодействия, которые на практике оказались не менее сложными, чем экономические проблемы. О том, насколько сложно решить проблемы политической консолидации стран ЕС, свидетельствует история Конституции Европейского союза, которая была принята странами ЕС в 2004 г., но затем в 2005 г. не была утверждена на национальных референдумах части этих государств (Франции и Нидерландов). В итоге в октябре 2007 г. 27 странами — членами Европейского союза было подписано так называемое Лиссабонское соглашение. Оно фактически представляет собой сокращенную версию Конституции ЕС (так называемый Договор о реформах), которая лишь вносит дополнения в уже существующие договора ЕС. Соглашение не требует утверждения на общенациональных референдумах, а может быть одобрено только парламентами стран — членов ЕС. Единственная страна, в которой референдум по Соглашению состоялся в 2008 г., это Ирландия, и результаты референдума оказались отрицательными.

Таким образом, в ближайшие годы в ЕС возобновится приостановившийся на время процесс передачи полномочий национальных правительств на уровень интеграционного сообщества Европейского союза. Если ратификация Лиссабонского соглашения пойдет по намеченному плану, то оно вступит в силу уже в 2009 г. Это означает, что период с 2009 г. по 2017 г. в ЕС будет осуществлен целый ряд радикальных реформ, прежде всего касающихся механизма принятия решений. Так, в ЕС будет создан пост президента. В настоящее время этот пост каждые полгода переходит от одной страны ЕС к другой. Согласно Лиссабонскому соглашению, президент ЕС будет избираться на два с половиной года, а его основной задачей станет координация работы совета.

Серьезным изменениям подвергается и Европейская комиссия —в 2014 г. число комиссаров сократится с 27 до 18 (включая президента Комиссии). При этом пост европейского комиссара по иностранным делам становится более полноценным, чем в прошлом, что позволит ЕС быть более представительным на мировой политической арене. Другим серьезным изменением, в соответствии с Лиссабонским соглашением, становится положение о механизме принятия решений. Старый механизм, действующий в ЕС до настоящего времени, был рассчитан еще на Евросоюз в составе 12 стран, которым практически всегда удавалось договариваться между собой и не создавать конфликтных ситуаций. Эта система наделяла правом вето каждую страну-участницу. Даже когда Евросоюз насчитывал 15 стран, эта система еще действовала. Но с принятием затем 12 новых членов, большинство которых составляли восточноевропейские страны, часть из которых находилась под сильным влиянием США, принимать решения в ЕС стало очень непросто. В связи с этим ЕС в 2006—2007 гг. оказался в состоянии серьезного политического кризиса. Поэтому подписание Лиссабонского соглашения явилось важным шагом в направлении разрешения этого кризиса.

Новая система принятия решений в ЕС, лишающая страны —члены Евросоюза права вето по большинству обсуждаемых вопросов, позволит ведущим странам ЕС (особенно Франции и Германии) легче проводить необходимые решения и принимать соответствующие документы. В новых условиях решение считается принятым, если за него высказывается двойное большинство —55% стран и 65% населения ЕС.

В связи с этим Европарламент и Европейская комиссия получают дополнительные права. Таким образом, институты ЕС смогут действовать более эффективно, чем раньше, опираясь в большей степени на поддержку европейцев и в меньшей степени — национальных правительств стран — членов Евросоюза. То, что национальное вето было снято и полномочия Европейского суда были расширены, свидетельствует о значительном прогрессе, которого удалось достигнуть ЕС после провала референдумов во Франции и Нидерландах по Европейской конституции в 2005 г. Вместе с тем, серьезной проблемой для ЕС остается особая позиция Великобритании, к началу 2008 г. не вступившей в Экономический и валютный союз и не стремящейся жертвовать определенной частью своего суверенитета ради общеевропейских ценностей (пункт о возможном выходе страны из Европейского союза имеется в настоящее время в уставе ЕС).

15.3. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений ЕС и России

В настоящее время отношения России и Европейского союза претерпевают определенную эволюцию. Главное состоит в том, что они перешли от деклараций к непосредственной практике экономического и политического взаимодействия. В условиях глобализации и перехода к новому миропорядку вопросы партнерских взаимоотношений России и ЕС приобретают огромное значение именно в аспекте единства Европы и повышения ее авторитета на мировой политической и экономической арене. Россию и ЕС в целом объединяют цивилизационное и культурное родство, отношения взаимозависимости и общая заинтересованность в обеспечении национальной, европейской и общемировой безопасности. Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом реализуются идеи концепции «четырех общих пространств»:

внешней безопасности;

внутренней безопасности, свободы и порядка;

общего экономического пространства;

общего культурного и образовательного пространства.

При всей обобщенности и некоторой «расплывчатости» этих ориентиров взаимного сотрудничества они, тем не менее, определяют основное направление и основной «лейтмотив» движения России и Европейского союза навстречу друг другу, их сближения и взаимопроникновения во всех основных сферах общественной жизни.

В начале XXI в. ЕС являлся крупнейшим внешнеэкономическим партнером России. Однако сама Россия не является ведущим внешнеторговым партнером ЕС — им остаются США, на которые приходится 17—19% внешнеторгового оборота ЕС. Доля России при условии сохранения высоких цен на топливно-энергетические ресурсы, а также за счет наращивания торговли с новыми странами—членами ЕС, составляет 4—5% внешнеторгового оборота Евросоюза. Вместе с тем общей тенденцией является нарастание торговли ЕС с Россией и Китаем, а в более отдаленной перспективе — и с Индией.

Причины того, что ЕС является крупнейшим внешнеэкономическим партнером России, вполне понятны. Объективно с Европой, в восточной части которой проживает значительная часть населения РФ, Россию связывают многовековые экономические и политические отношения. Поэтому европейское направление внешнеэкономических связей России в целом остается важнейшим в начале XXI в., и эта приоритетность будет, очевидно, сохраняться еще длительное время.

В настоящее время страны ЕС (вместе взятые) остаются крупнейшим внешнеторговым и экономическим партнером нашей страны. На их долю в 2006 г. приходилось 52,7% внешнеторгового оборота РФ и 70% иностранных инвестиций. Россия обеспечивает решающую часть поставок энергетических ресурсов в страны ЕС, тем самым обеспечивая его энергетическую безопасность. Россию связывают с ЕС не только экономические, но и научно-технические, культурные связи, а также связи в образовательной области. В 2003 г. Россия подписала так называемое Болонское соглашение об участии в общеевропейском образовательном пространстве. В 1994 г. Российской Федерацией и ЕС было подписано и с 1997 г. начало действовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве —СПС. К настоящему времени многие положения СПС устарели (например, в нем не учитывается уже состоявшееся признание ЕС рыночного статуса экономики России) и не соответствуют достигнутому современному уровню экономического взаимодействия России и ЕС, а также перспективы его дальнейшего развития. Вместе с тем в 2007 г. по истечении десятилетнего срока действия этого соглашения из-за противодействия со стороны руководства Польши не удалось подписать новое СПС, и было пролонгировано соглашение, принятое в 1994 г.

Учитывая возможность формирования в перспективе ОЕЭП, России и ЕС предстоит подготовить и подписать ряд других соглашений и программ, которые неизбежно выйдут за рамки СПС. Изменение или замена СПС новым соглашением потребуется и в случае вступления Российской Федерации в ВТО, что фактически сделает ненужной значительную часть его положений.

В 1999 г. ЕС объявил целью коллективной стратегии в отношении России установление стратегического партнерства. Аналогичный курс был провозглашен и российской стороной путем разработки среднесрочной стратегии развития отношений с ЕС до 2010 г. Вместе с тем вопрос о том, что означает стратегическое партнерство между Россией и ЕС, остается открытым.

Россия должна в максимальной степени учитывать те новые условия мирохозяйственного развития, которые появились после завершения процесса формирования зоны евро и ее дальнейшего расширения (до 15 стран — членов к началу 2008 г.). В свою очередь, в целом страны — члены зоны евро (а более широко —страны ЕС) заинтересованы в том, чтобы евро укреплял свои позиции в России, а также и в других странах СНГ. Действительно, чтобы стать международной валютой в полной мере, евро должен прежде всего утвердиться и упрочить свое положение в качестве общеевропейской валюты. В связи с этим понятно стремление руководителей Европейского союза всемерно способствовать продвижению евро на российский рынок. В целом очевидно, что постепенное переключение России с доллара на евро было бы очень полезно для ЕС с точки зрения укрепления его позиций в мире и расстановки сил в диалоге ЕС — США. Поэтому Россия и страны СНГ представляют собой для евро огромную перспективную область.

Существенное значение приобретает сотрудничество России и ЕС в области науки и образования. Новым этапом в стратегии ЕС является переход к Европе знаний. Евросоюзом на совещании в Лиссабоне в марте 2000 г. было принято решение о превращении экономики ЕС в первом десятилетии XXI в. в «наиболее конкурентоспособную и динамичную экономику в мире, о переходе к экономике, основанной на знаниях». Одновременно была поставлена задача формирования европейского пространства научных исследований и нововведений. Лиссабонский процесс выводит на качественно новый уровень процесс унификации высшего образования, связанный, прежде всего, с Болонской конвенцией, участником которой с 2003 г. является и Россия, и продвигает его на уровень интеграции, формируя европейское пространство образования и науки в масштабах ЕС.

В конечном итоге движение к обществу знаний в рамках ЕС неизбежно становится общеевропейским процессом, включая и Россию. Сотрудничество ЕС и России по формированию ОЕЭП и системы пространств может дать этому процессу новый импульс и широкие перспективы. Формирование общего европейского образовательного пространства предполагает не унификацию, а координацию, взаимообогащение национальных систем образования и образовательных культур при сохранении своеобразия и цивилизационных различий. Роль России, имеющей огромный интеллектуальный потенциал, культурное наследие и мощные образовательные ресурсы, в этом процессе должна быть весьма существенной, Россия способна придать этому процессу новые мощные импульсы.

Россия активно сотрудничает с ЕС в области охраны окружающей среды. Именно идя навстречу пожеланиям ЕС и выступая при этом против позиции США, Россия в октябре 2004 г. ратифицировала Киотский протокол в области охраны окружающей среды (который до сих пор отказываются подписывать США). В мае 2006 г. Россией и Европейским союзом были подписаны важные для двух сторон соглашения о реадмиссии и облегчении визового режима. Наконец, трудно переоценить место России в формирующейся системе европейской безопасности. Вместе с тем укрепление экономических и политических позиций России в современном мире не сводится только к развитию взаимоотношений с европейскими странами и такой, объединяющей многие из них, структурой, как ЕС. Россия, как крупнейшая в мире с точки зрения своей территории евразийская страна, объективно развивает многовекторную внешнюю политику. Это касается взаимоотношений с США, Китаем, Индией, другими государствами и их объединениями и союзами. Важнейшей сферой экономических и политических взаимоотношений России является постсоюзное пространство, где решаются задачи развития эффективных связей с сопредельными странами — бывшими республиками СССР. Здесь актуальны проблемы дальнейшего совершенствования экономических и политических взаимоотношений в рамках Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического сообщества и, несмотря на имеющиеся сложности, в рамках СНГ в целом.

Учитывая то, что к середине XXI в., по имеющимся оценкам, Китай по масштабам ВВП превзойдет США, Индия приблизится к Китаю, а центр международной экономической (возможно) и политической жизни переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия не может развивать плодотворные взаимовыгодные отношения с ними, оставаясь только в рамках европейской идентичности. Поэтому специфическое евразийское положение России, предопределяющее ее значительные геополитические и геоэконо-мические преимущества, объективно требует активной многовекторной внешней политики.

Контрольные вопросы и тесты

1. Охарактеризуйте место и роль Европейского союза в мировой экономике начала XXI в.

2. Охарактеризуйте основные тенденции в развитии экономики Европейского союза в конце XX — начале XXI в.

3. Охарактеризуйте основные этапы в становлении Европейского союза.

4. Охарактеризуйте основные институты политической и экономической системы Европейского союза.

5. Определите сущность процесса международной экономической интеграции и охарактеризуйте основные его этапы.

6. Какие изменения могут произойти в системе современной мировой эко-номики с завершением процесса формирования зоны евро в рамках ЕС, и, в свете этого, какие новые проблемы встают перед Россией?

7. Охарактеризуйте основные положения реализуемой во взаимодействии Рос-сии и ЕС концепции четырех общих пространств.

8. Определите основные причины того, что в настоящее время Европейский союз является ведущим внешнеэкономическим партнером России.