3.3. Формы государственного правления
У центрального политического института – государства – есть два аспекта, принципиальным образом определяющих его сущность: форма правления и форма государственного устройства.
В современном мире выделяют две формы правления: монархия и республика. Монархия (единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передаётся, как правило, по наследству. Монархии бывают абсолютные и конституционные.
При абсолютной монархии в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. В конституционной монархии полномочия главы государства лимитированы. По степени ограничения они бывают дуалистическими и парламентскими. Для парламентской монархии характерны следующие черты:
- власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом, власть монарха номинальна, символична;
- правительство формируется парламентским большинством;
- правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом.
За монархом номинально сохраняются определённые полномочия, предусмотренные в качестве резервных на случай какого-либо политического кризиса.
До 1905 г. Россия являлась абсолютной монархией, но в период первой русской революции под напором революционно-демократических движений Николай II соглашается создать в России представительное учреждение – Государственную Думу. Таким образом, в соответствии с Манифестом 17 октября 1905 г. была созвана Дума с законодательными функциями. Выборы в первую Государственную Думу проходили в апреле 1906 г. Формально Дума и многопартийная система ограничивали власть государя и дали некоторые гражданские свободы: свобода совести, слова, собраний, неприкосновенности личности и т.д. Так в России было положено начало парламентаризму. С этого момента Россия стала парламентской монархией (в основном формально). Российская монархия прекратила свое существование 2 марта 1917 г., отречением Николая II от престола и созданием Временного правительства, которое возглавил член кадетской партии Г. Е. Львов.
В дуалистических монархиях полномочия монарха ограничены парламентом, который издаёт законы, утверждает бюджет. Права монарха достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций.
Самой распространённой формой правления на современном этапе является республика. Она имеет три вида: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная).
Республика – это государство с органами власти, формируемыми по принципу их выборности народом. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.
Осенью 1917 г. в условиях обострения политического кризиса и полной дестабилизации жизни А. Ф. Керенский, возглавлявший второй состав Временного правительства, 1 сентября 1917 г. объявил Россию республикой и принял меры по укреплению власти Временного правительства, поскольку его кризис продолжался. После свершения Октябрьской революции, позднее – 12 (25) января 1918 г. был принят один из первых конституционных актов Советского государства – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Россия провозглашалась республикой Советов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Эта декларация была включена в первую Конституцию РСФСР, принятую 10 июля 1918 г. V Всероссийским Съездом Советов.
Парламентская республика – это такая форма государственного устройства, где ведущая роль принадлежит парламенту, который формирует правительство. Президент является формальным главой государства. Правительство обладает исполнительной властью, нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента.
Президентская республика – это такая форма государственного устройства, где президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти. Он, как и парламент, избирается народом.
Президент не несёт парламентской ответственности и может быть смещён со своего поста только в случае грубого нарушения закона, с использованием процедуры импичмента. Президента избирают всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, также намеченных всеобщим голосованием.
Полупрезидентская или смешанная форма правления соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик. Роль президента в них велика. Правительство в таком типе республики несёт ответственность перед президентом и парламентом. Особенности этой формы государственного устройства состоят в том, что здесь возможен конфликт между главой государства и главой правительства.
Современное российское государство представляет собой полупрезидентскую форму правления. Конституцией 1993 г. в России закреплена президентско-парламентская форма правления. Она сочетается с федеративной формой государственного устройства и с избирательным законом, предусматривающим пропорциональное представительство в высшем законодательном органе государственной власти.
- Социально-политическая история россии XX–XXI вв.
- Введение
- 1. Предмет социально-политической истории России
- 2. Эволюция политического режима России в XX–XXI вв. План семинара
- 2.1. Понятие политического режима и типология политических режимов
- 2.2. Основные черты авторитарного режима, авторитарный режим в России до 1917 г.
- 2.3. Основные черты демократического режима, недолгий опыт демократии в России с февраля по октябрь 1917 г.
- 2.4. Советская Россия и ссср: формирование основных черт тоталитарного режима
- 2.5. Характеристика посттоталитарного политического режима
- 2.5.2. Политический режим в ссср 1965 – 1985 гг.
- 2.5.3. Политический режим периода перестройки в ссср 1985 – 1991 гг.
- 3. Характеристика российского государства
- План семинара
- 3.1. Понятие «государство»
- 3.3. Формы государственного правления
- 3.4. Формы государственного устройства
- 4. Характеристика социально-классовой структуры российского общества План семинара
- 4.1. Понятие социально-классовой структуры
- 4.3. Социально-классовая структура Советского общества с 1917 по 1991 г.
- 4.4. Социально-классовая структура российского общества конца хх – начала XXI вв.
- 5. Революции и реформы в истории России
- План семинара
- 5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия
- II Всероссийский съезд Советов
- 5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. И их характеристика
- 5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России
- 6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.
- 6.1. Идеология: понятие, структура, функции
- 6.2. Основные типы идеологий
- 6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России
- 7. Национальные отношения и национальная политика России хх–ххi вв. План семинара
- 7.1. Национальные отношения и национальная политика
- 7.2. Национально-государственное строительство в России: от империи к федерации
- 7.3. Этнополитические процессы в современной России
- 8. Внешняя политика России (хх-ххi вв.) План семинара
- 8.1. Национальные интересы и внешняя политика
- Темы рефератов
- Оглавление
- Социально-политическая история России XX–XXI вв.
- 125047 Москва, Миусская пл., 9.