4.4 Санкции за нарушение законодательства в области валютного регулирования и контроля
За нарушение положений законодательства об экспортном контроле, а именно: за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, – предусмотрено наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, ставших предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой.
Статьей 15.25 КоАП РФ предусматриваются за нарушение валютного законодательства следующие административные санкции:
– осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;
– нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 руб. до 1500 руб.; на должностных лиц – от 5000 руб. до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
– невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки; а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке (поскольку в настоящее время обязательной продажи валютной выручки не осуществляется, данная статья соответственно не находит применения);
– невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках;
– невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию;
– несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 руб. до 5000 руб.; на юридических лиц – от 40 000 руб. до 50 000 руб.;
– нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1000 руб.; на должностных лиц – от 1000 руб. до 2000 руб.; на юридических лиц – от 5000 руб. до 10 000 руб.
Вместо административной ответственности за аналогичные нарушения, совершенные при особых условиях (причинившие значительный ущерб, в особо крупных размерах и т.п.), на нарушителей валютного законодательства могут налагаться уголовные наказания.
Так, незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для вышеуказанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются штрафом в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст. 189 УК РФ).
Причем те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Если вышеприведенные деяния совершены организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Уголовное наказание предусматривается и за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица – индивидуального предпринимателя (ст. 194 УК РФ).
Так, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 руб. до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 часов до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, но совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, наказывается штрафом размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В данном случае уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 000 руб., а в особо крупном размере – 1 500 000 руб.
ЛЕКЦИЯ 5. ОФОРМЛЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПЛАН
5.1 Внешнеторговый договор, содержание. Понятие о паспорте сделки.
5.2 Таможенная декларация и товарно-транспортная документация.
5.3 Общие и отличительные черты бартерных сделок и договоров мены. Основные требования в отношении внешнеторговых бартерных сделок.
5.4 Понятие о паспорте бартерных сделок.
5.1 Внешнеторговый договор, содержание. Понятие о паспорте сделки.
Внешнеторговые импортные операции осуществляются на основании следующих документов:
– внешнеторгового договора (контракта) на поставку товаров;
– паспорта импортной сделки;
– таможенной декларации;
– товарно-транспортных документов (накладных, коносаментов и т.д.).
По своей сути внешнеторговый договор (контракт) является договором купли-продажи (поставки) товаров. По договору поставки организация-поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые ею товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
При этом во внешнеторговых операциях одной из сторон такой сделки является иностранное лицо (юридическое или физическое). Если иностранное лицо является продавцом, операция по покупке товаров считается импортной; если же иностранное лицо является покупателем, то сделка считается экспортной.
Содержание таких договоров (реквизиты, сроки поставки, порядок расчетов и т.д.) определено гражданским законодательством (ст. 506-524 ГК РФ). Однако в целях унификации подобных документов к внешнеторговому контракту могут предъявляться дополнительные требования исходя из положений о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, которые изложены в виде Рекомендаций, утвержденных МВЭС России 29.02.1996 и доведенных до сведения заинтересованных сторон письмом Банка России от 15.07.1996 № 300 «О Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов».
Данные Рекомендации применяются как к импортным, так и к экспортным договорам.
Итак, в соответствии с вышеуказанными Рекомендациями во внешнеторговом контракте на поставку импортных (или продажу экспортных) товаров целесообразно указывать следующие реквизиты:
унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями («/»), сформированных следующим образом:
ББ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ или ЦЦЦ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ
где
первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ), соответствующих коду страны покупателя (продавца) по Международному классификатору «Страны мира», используемому для целей таможенного оформления. Для этих целей используется Общероссийский классификатор стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст. В основу данного Классификатора положен международный стандарт ИСО 3166-93 «Коды для представления названий стран», разработанный Международной организацией по стандартизации (ИСО). Как правило, в контракте буквами или цифрами отражается код страны-партнера по внешнеторговым сделкам (например, для Азербайджана цифровой код – 031, а буквенные – AZ или AZE);
вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код российской организации – покупателя (ОКПО);
третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа, определяемый российской организацией
– покупателем;
– дата подписания контракта, оформляемая следующим образом:
ДД.ММ.ГГ,
где ДД – день (две цифры);
ММ – месяц {две цифры);
ГГ – год (две последние цифры года).
При этом каждые две цифры отделяются друг от друга точкой;
– место подписания контракта;
– полные официальные наименования сторон (продавца и покупателя);
– страна иностранного партнера (покупателя) и страна назначения товара. В данном случае приводятся полные наименования этих стран и их трехзначный код в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, используемым для целей таможенного оформления (для Российской Федерации – код 643 либо RU или RUS);
– предмет контракта, в котором указываются: наименование и полная характеристика товара (полное коммерческое наименование товара, ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию);
тара/упаковка, маркировка товара. Наименование тары или упаковки приводится в соответствии с Международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)»;
описание и требования к маркировке товара;
объем, вес [с упаковкой (брутто) или без нее (нетто) в согласованных единицах изменения], количество товара. В случае необходимости приводится количество товара в единицах изменения в соответствии с таблицей единых измерений, приведенной в ТН ВЭД;
– общая сумма договора поставки и цена за единицу товара в иностранной валюте, а также цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара Инкотермс («Инкотермс-90» или «Инкотермс-2000»). Наименование и .код валюты, в которой оценен товар, приводятся в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления [Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утвержденный постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 № 405-ст] (например, доллар США – USD 840, евро – EUR 978).
Если цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводятся подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта;
– при описании условий платежа отражаются наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых продавцом покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров [товарно-сопроводительные документы, счета (инвойсы) и т.д.].
Кроме того, в данном разделе приводятся полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты;
– порядок поставки товаров (дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара) с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту;
– место и сроки проведения инспекции-качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций;
– форс-мажорные обстоятельства;
– Другие условия и обстоятельства сделки (страхование груза, гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги);
– порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитраже. При этом во избежание значительных недоразумений целесообразно согласовывать, правом какого государства будут регулироваться отношения по данному контракту;
– санкции (пени, неустойка и т.д.) за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности, за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также поставки товара ненадлежащего количества и качества;
– юридические и почтовые адреса (включая индексы) продавца и покупателя, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты организаций продавца и покупателя, а также подписи лиц, уполномоченных организациями продавца и покупателя заключить данный контракт, заверенные печатью.
Заключение внешнеторгового договора (контракта) свидетельствует о намерениях сторон совершить сделку купли-продажи товара (продавца – продать, а покупателя – приобрести этот товар). Однако для целей государственного контроля за подобными операциями должен быть оформлен паспорт сделки (раньше он назывался «паспорт импортной сделки» или «паспорт экспортной сделки»).
Порядок оформления и форма паспорта сделки, а также иных документов валютного контроля за экспортом товаров приведены в инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке, представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция Банка России № 117-И).
Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой (валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации) товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
Паспорт сделки оформляется резидентом, от имени которого заключен контракт (российской торговой организацией – импортером или экспортером). При этом по каждому контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый уполномоченным банком российской стороны – импортера (экспортера).
В этих целях организация (импортер или экспортер) представляет в банк следующие документы:
– два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с приложением 4 к Инструкции Банка России № 117-И;
– контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по импорту или экспорту товаров;
– разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;
– иные документы, указанные в части 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании, необходимые для оформления паспортной сделки.
Если по объему полный текст контракта занимает более пяти листов, импортер с согласия уполномоченного банка может вместо копии всего контракта представить в банк только выписки из контракта, содержащие сведения, необходимые для контроля за правильностью составления паспорта сделки.
Копия контракта, составленного на иностранном языке, представляется российской организацией в банк с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом, подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии). Представленный резидентом паспорт сделки проверяется ответственным лицом уполномоченного банка в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления резидентом в банк.
В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом паспорта сделки оба экземпляра паспорта сделки подписываются ответственным лицом банка и заверяются его печатью.
Один экземпляр паспорта сделки, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком в досье по паспорту сделки.
Другой экземпляр паспорта сделки, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в банк, возвращается резиденту в порядке, установленном банком.
При этом все платежи по контракту осуществляются банком только после подписания им паспорта сделки.
Банк может отказать организации в подписании паспорта сделки по следующим основаниям:
– несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в паспорте сделки;
– несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций законодательству Российской Федерации;
– оформление паспорта сделки с нарушениями требований, установленных Инструкцией Банка России № 117-И;
– непредставление организацией в банк какого-либо из необходимых документов;
– отсутствие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Если в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, импортер должен представить в банк следующие документы:
два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом внесенных изменений в контракт;
копию изменений или дополнений к контракту, заверенную в установленном порядке. Копия изменений или дополнений к контракту, составленных на иностранном языке, представляется импортером в банк с обязательным переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке;
заверенные в установленном порядке копии полученных российской организацией разрешений на осуществление валютных операций в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление валютных операций, проводимых согласно изменениям и дополнениям к контракту, требует получения подобных разрешений Банка России.
Форма паспорта сделки и порядок его заполнения приведены в приложении 4 к Инструкции Банка России № 117-И.
Примерный образец заполнения паспорта сделки приведен ниже (см. ар. 146-148).
- Лекция 1. История таможенного дела
- 1.2 Цели таможенного дела, органы управления и их компетенции
- 1.3. Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Федеральная таможенная служба России
- Таможни, непосредственно подчиненные фтс России
- Таможенные посты
- 2.2 Территориально-структурное деление таможенных органов рф
- 2.3 Основные функции таможенных органов
- 2.4 Организационная структура Федеральной таможенной службы
- Тема 3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и роль таможенной политики в развитии международных экономических отношений
- 3.2 Цель таможенных органов России и предпосылки дисбаланса экспортно-импортных операций во внешнеторговом товарообороте
- 3.3 Основные направления совершенствования таможенной деятельности
- 4.2 Цель валютного контроля, понятие об иностранной валюте
- 4.3 Нормативные документы о покупке и продаже иностранной валюты
- 4.4 Санкции за нарушение законодательства в области валютного регулирования и контроля
- 5.2 Таможенная декларация и товарно-транспортная документация
- 5.3 Общие и отличительные черты бартерных сделок и договоров мены. Основные требования в отношении внешнеторговых бартерных сделок
- 5.4 Понятие о паспорте бартерных сделок
- Методы регулирования внешней торговли
- 6.2 Тарифное регулирование в связи с вступлением России в вто
- 6.3 Таможенный союз в правовом ракурсе
- 6.4 Условия участия в таможенном союзе
- Литература