logo search
Ответы на билеты по СМО (2000-2011)

17. Эволюция региональной и глобальной роли кнр в 2000-е годы. Китайско-американские отношения. Подход России к отношениям с Китаем

Политика Китая 90х концентрируется на задачах эконом. Роста, а внешн. Политика – инструментт создания благоприятных условий внутри страны. После распада СССР Китай боялся, что штаты попытаются ненасильственно свергнуть их коммунистический режим, тогда была разработана концепция сяопина: наблюдать, укреплять позиции, реагировать на изменения, скрывать возможности. Со времен событий 89 в Пекине кит. Руководство стало опасаться изоляции и начало формировать пояс добрососедства, углубляя сотрудничество со странами от России до Вьетнама и Индонезии. В это время - усиление интереса к концепции многополярности, при этом не считая ее полит. Реальностью. Изменилось отношение Китая к многосторонним институтам. В 91-96 он присоедин-я к ДНЯО, конвенции о запрещении хим. Оружия,договору о всобъемлющем запрете ядерных испытаний. В 91 китай вступил в АТЭС, 93-дискуссии с государствами асеан , пекин решает территор. Вопросы в южно-кит. Море.

Продол-ь линию на укоренение Китаю помешало обострение ситуации вокруг Тайваня 95-96, вызванной проводимыми Пекином военными учениями, котор. КНР провела в ответ на визит в США лидера Тайваня.

Во второй половине 90х руководство КНР произвело корректировку внешней политики. Можно говорить о реализации стратегии глоб. Добрососедства. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ ВНУТР. И ВНЕШНИЕ ЗАДАЧИ СТАЛИ ДЛЯ ПЕКИНА РАВНОЦЕННЫМИ.

Политика глоб. Профилактики внешн. Угроз: негативные задачи: предотвратить гегемонию Штатов в вост. Азии, не дать Японии превратиться в крупную военную державу, позит. задачи: позитивный образ Китая, партнерство с ведущими гос-и мира.Был преодален комплекс жертвы. Китай стал вести себя с малыми и средн. Гос-и региона как с равными партнераим. Доказать это мышление помог финансовый кризис в 97-98 годах. Он предложил нескольким гос-м юва финас. Помощь и низкопроцентные займы. В это время Китай понимает, что принципы кооперативной безопасности стран АСЕАН вполне совместимы с китайской новой концепцией безопасности.

Отношения с Россией:

Основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, подписанном Президентом В.В.Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем 16 июля 2001 г. в Москве (вступил в силу 28 февраля 2002 года). Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные, межведомственные и межрегиональные соглашения.

С 1996 г. действует механизм регулярных (раз в год) встреч глав правительств России и Китая (последняя - в августе с.г. в Шанхае).. В разветвленной системе подготовки встреч премьеров функционируют две комиссии на уровне заместителей глав правительств, курирующие экономический и гуманитарный блоки сотрудничества, и 12 отраслевых подкомиссий на уровне министров или их заместителей. Заседания комиссий и подкомиссий проводятся ежегодно.

Стороны условились продолжить переговоры с целью выработки взаимоприемлемых вариантов решений по двум несогласованным участкам границы (острова Тарабаров и Большой Уссурийский близ Хабаровска и остров Большой на р.Аргунь). До этого на данных участках сохраняется статус-кво, т.е. они находятся под российским фактическим контролем.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)- региональная организация безопасности, действующая на евразийском пространстве.

К основным целям ШОС относится:

  1. укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами

  2. содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурных областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других

  3. совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе

  4. продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка

Основы сотрудничества Шанхайской пятерки были заложены 26 апреля 1996 года с подписанием в Шанхае соглашения «об укреплении доверия в военной области в районе границе» (между странами: Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Китай). А затем 24 апреля 1997 года в Москве «соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границе».

Страны -участницы ШОС:1)Россия,2)Казахстан, 3)Киргизия,4)Таджикистан, 5)Китай,6)Узбекистан

Отношения с США:

Чтобы «купить» Китай, США даже готовы предложить Китаю равный с собой статус в так называемой «большой двойке» (G2). Под этой структурой понимается что-то вроде кондоминиума, в рамках которого Вашингтон и Пекин будут «соуправлять» миром. Однако Китай, несмотря на свое неравнодушие к статусным атрибутам, не спешить принимать это заманчивое предложение. Китайцы понимают, что, вне зависимости от одобрения Вашингтона, они при сохранении нынешних темпов развития страны в любом случае получат титул сверхдержавы. Пекин добивается, чтобы Америка прекратила оказывать поддержку Тайваню, на который сейчас де-факто распространяются американские военные гарантии, Китай хочет признания Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайского морей в качестве зон, где Китай имеет особые интересы. Иными словами, китайцы не желают, чтобы американские авианосцы «по-хозяйски» бороздили их прибрежные воды. Пекин настаивает, чтобы был прекращен курс на «стратегическое окружение» Китая американскими альянсами и военными объектами.Требования Китая не выглядят чрезмерными. Но с США боятся что если какое-либо государство достигнет региональной гегемонии в Азии, это создаст прямую угрозу для США. США считают что уступки сильному сопернику только показывают собственную слабость и ухудшают ситуацию (как с Германией в преддверии 2 МВ войны))). В отношении Китая Америка стоит перед фундаментальной дилеммой. У Вашингтона, по сути, есть два варианта поведения. Первый - заключить с Пекином  стратегическую сделку – признать претензии КНР на Тайвань и прибрежные моря. Второй вариант направлен на то, чтобы помешать возвышению Китая в качестве главенствующей державы в Восточной Азии, и может привести к лобовому столкновению. Конфронтация между США и Китаем может быть еще более опасной, чем противостояние США и СССР. Пока Вашингтон будет мыслить и действовать в духе «сдерживания Китая», никакие саммиты, какими бы помпезными они не были, не приведут к значительным улучшениям в американо-китайском диалоге. Китай, не оглядываясь на Вашингтон, выполняет контрактные обязательства с Ираном и КНДР на поставки им вооружений и технологий, занимает жёсткую и недвусмысленную позицию по проблеме Тайваня. Китай успешно теснит американских производителей не только на рынках АТР, но и в самих США. Что также является одной из проблем в отношениях между государствами — это увеличение размеров китайской эмиграции в США.