logo search
ME-2013

Глава 14 сша в системе современной мировой экономики

Глава посвящена анализу состояния и перспектив развития экономики США — крупнейшей национальной экономики современного мира. Анализируются исторические аспекты развития экономики США, ее основные макроэкономические показатели, природно-ресурсный и трудовой потенциал страны, а также роль ТНК в развитии экономики США в условиях глобализации. Рассматривается инновационный потенциал американской экономики, роль научно-технического комплекса в ее развитии,

региональные особенности структуры экономики США, а также дается краткая характеристика ее налоговой и финансовой систем. Обращается внимание на роль доллара в современной мировой финансовой системе и те изменения, которые в этой области происходят.

14.1. Место США в современном мировом хозяйстве

Современная американская экономика восходит к эпохе заселения Северной Америки европейскими поселенцами в XVI, XVII и XVIII вв. По мере роста колоний развивалось промышленное производство, поэтому США часто называли страной «чистого капитализма». После обретения независимости Конституция США утвердила положение о том, что вся страна должна быть единым или «общим» рынком и в торговле между штатами не должно было быть каких-либо тарифов или налогов. Быстрому экономическому росту США в XIX в. способствовали новые изобретения и капиталовложения, которые привели к созданию новых отраслей промышленности и интенсивному экономическому росту. Экономическому развитию США способствовала победа северян в гражданской войне США (1861—1865 гг.). Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие плантации хлопка на Юге стали менее прибыльными, промышленность Севера получила импульс для дальнейшего развития и последовавший за гражданской войной быстрый рост экономики заложил основу современного промышленного потенциала США. Большое количество открытий и изобретений в конце XIX в. привело к таким глубоким переменам в структуре экономики, что их результаты иногда называют «второй промышленной революцией» в отличие от «первой промышленной революции» в Великобритании. В XX в. США являлись наиболее развитой экономической державой мира. США в настоящее время являются лидером в мировой экономике: ВВП США в 2006 г. достиг 13,1 трлн долл. (более 20% мирового ВВП). ВВП на душу населения в 2006 г. достиг 43 768 долл., что значительно выше, чем в других развитых странах. По прогнозам, к 2010 г. ВВП США превысит 15 трлн долл., а к 2020 г. составит около 21 трлн долл. (в ценах и по ППС 2005 г.)

США занимают свыше 1/3 континента Северной Америки. По занимаемой территории США стоят на 4-м месте в мире после России, Австралии и КНР. Площадь территории составляет примерно 9,4 млн км2. США — федеративная республика. В административном отношении территория страны делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Население США и его уровень жизни. Численность населения США изменялась следующим образом: 1900 г. — 76,2 млн чел.;

1971 г. — 216,8 млн;

1983 г. — 234,2 млн;

2000 г. — 275,6 млн;

2007 г. — 301,1 млн чел., к 2020 г., по прогнозам, численность населения США достигнет 330 млн чел. (примерно 4,5% численности населения мира).

В США происходит постоянное увеличение населения за счет миграции, но ежегодный естественный прирост составляет всего около 1% (в 2007 г. — 0,89%). Население США иногда называют нацией мигрантов: примерно 55 млн чел. из 70 стран эмигри-ровало в США с начала XX в. С 1820 г. — года начала непрерыв-ной регистрации иммигрантов — до конца XX в. в США въехало 64,6 млн чел.

Население США делится на три основные группы: белые —81,7%, афроамериканцы — 12,9%, остальные — латиноамериканцы и выходцы из Азии и других регионов мира. Коренное население — индейцы — насчитывает примерно 1,5 млн чел. В США отчетливо проявляется общая тенденция к уменьшению количества белого населения, при этом в последние годы более 2/3 мигрантов — это выходцы из Азии и Латинской Америки. Еще одной значительной социально-экономической проблемой является старение населения. Это создает и будет создавать в будущем дополнительную нагрузку на федеральный бюджет, учитывая то обстоятельство, что социальные расходы в США являются достаточно значительными. По подсчетам финансовых инспекторов США, в 2007 г. счет за долгосрочные обязательства, которые взяло на себя правительство США по отношению к кредиторам, пенсионерам и бедным, достигает 43 трлн. долларов или 145 тыс. долл. на каждого жителя США или 350 тыс. долл. на каждого работающего полный рабочий день.

В 2007 г. по возрастному составу населения группа до 14 лет составляла 20,2%, от 15 до 64 лет — 67,2%; 65 лет и старше —12,6%.

При этом более 75% населения США проживает в крупных городах, примерно 9% составляет сельское население. Трудоспособное население в 2006 г. составило 151,4 млн чел., безработица существенно ниже (примерно в 2 раза), чем в ЕС (4,8%). Экономическому развитию США способствует высокий образовательный уровень населения: в начале XXI в. 38,7% граждан США в возрасте от 25 лет имели высшее и законченное среднее образование, 21,1% — законченное высшее (в 2—2,5 раза больше чем в ЕС) и 17,3% — незаконченное высшее образование. Только примерно 11% населения имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет

обучения в школе. Примерно 26% мужчин и 20% женщин имеют высшее образование.

Население США имеет высокий уровень жизни, в стране уже давно фактически сформировалось общество потребления. За последние 30 лет потребительские расходы населения увеличились более чем в 3,5 раза (на товары длительного пользования —в 6 раз, медицину — в 5 раз). Расходы на продовольствие в целом составляют примерно 15% общего уровня расходов. Доля владельцев собственных домов достигает 70%. Вместе с тем по индексу развития человеческого потенциала — ИЧРП США занимали в 2005 г. 10-е место в мире.

Потребительские цены в период с 1957 по 2007 г. увеличились в более чем 7 раз, хотя на отдельные товары и услуги этот рост оказался более значительным, например, на почтовые услуги, оплату за гостиницы и т.д. Вместе с тем выросла минимальная, установленная законом, зарплата — с 75 центов в ч (в 1950 г.) до 5,85 долл. в ч (в 2007 г.). Таким образом, за 57 лет произошло ее увеличение в 7,8 раза, с запланированным повышением до 6,55 долл. в 2008 г. и до 7,25 долл. в 2009 г. В США постоянно растет производительность труда: с 1980 по 2000 г. ее рост составил 132%, с 2000 по 2010 гг., по прогнозам, он будет 180%, при этом в сфере материального производства в аналогичные периоды рост —180 и 210%, в сфере услуг — 114 и 174% соответственно.

Американское Бюро статистики в 2006 г. опубликовало очередной отчет о богатстве и бедности в США. В целом американцы в 2006 г. стали получать 48 201 долл. в год, или на 0,7% больше, чем в 2005 г. Самым богатым штатом была признана Калифорния, в которой находится знаменитая Силиконовая долина. Информация для размышления. В США высокая степень социально-экономической дифференциации: 1 % населения (с собственностью более 500 тыс. долл.) владеет 1 /3 национального богатства. При этом 12% населения в 2006 г. жили нише официальной черты бедности. В США в 2002 г. так называемый «индекс Джини» был равен 0,462, а 2006 г. — 0,47 неравенство доходов выросло на 1,7% таким образом, это означает, что 20% самых бедных американцев получают 3,4% всех доходов, а 20% самых богатых достается 50,5 % доходов.

Американские социальные группы различаются по уровню доходов следующим образом:

к верхнему классу относятся семьи, чей годовой доход превышает 100 тыс. долл. (около 10% американцев), — это бизнесмены, банкиры, высокооплачиваемые менеджеры, верхний слой политиков, преуспевающие юристы, врачи, ученые, артисты;

среднему — от 25 до 100 тыс. долл. (до 60% американцев) —средние и нижние слои госбюрократии, менеджеры, высококвалифицированные рабочие, инженеры и т.д.;

нижнему — те, чьи доходы ниже 25 тыс. долл. (около 30% населения современных США), в их числе много чернокожих американцев, выходцев из Латинской Америки, азиатских стран и др.

Все три социальные группы имеют фактически свою среду обитания, чего не встретишь ни в одной развитой европейской стране. В среднесрочной перспективе развития США на одном из первых мест стоит решение проблемы сокращения экономического и социально-культурного неравенства, особенно учитывая высокий уровень миграции. При этом государственные меры будут направлены на ликвидацию долговременных причин — чрезмерных разрывов в образовательном, культурном и гражданском потенциале различных слоев населения.

Природные ресурсы США. Они составляют, по примерным экспертным оценкам, менее 20% от мировых. Разработка основной части этих сырьевых запасов чаще всего ведется открытым способом на значительных пространствах с последующей рекультивацией, учитывая ужесточение экологической политики в США. Использование американских сырьевых ресурсов сохраняет значительное количество рабочих мест за пределами городских рынков труда. В США существенную роль в этих взаимоотношениях играет государство, которое активно регулирует землепользование и сельскохозяйственное производство, а также разработку многих полезных ископаемых.

На территории США ведется коммерческая добыча примерно 100 видов полезных ископаемых. Современный физический объем добычи всех полезных ископаемых достигает 4 млрд т в год, при этом еще дополнительно извлекается и перемещается до 1,4 млрд т сопутствующих горных пород. Из нетопливного сырья, 97% физического объема которого добывается открытым способом, 60% приходится на горнотехническое и химическое сырье и 40% — на руды цветных и черных металлов. США находятся в первой десятке стран мира по запасам алюминия, лесных массивов, залежей угля и редкоземельных металлов. На территории США насчитывается свыше 100 видов полезных ископаемых. Среди экономически развитых стран Запада США принадлежит 1-е место по запасам угля (3,6 трлн т—прогноз), нефти (3 млрд т—12-е место в мире), природного газа (28,5 трлн м3 — прогноз), урана, железной руды (25 млрд т), они богаты залежами молибденовой руды, фосфоритов, серы и т.д. По добыче угля США занимают одно из первых мест в мире, но США слабо обеспечены хромом, кобальтом, никелем, марганцами и некоторыми другими видами природных ресурсов. В настоящее время США зависят от импортных поставок около 70 из 95 видов минерального сырья, которые входят в структуру основного промышленного потребления. Вместе с тем необходимо отметить, что более 25 лет в США проводится политика резервации собственных месторождений.

При численности населения, составляющей лишь 4,6% общемирового населения, США используют до 25% ежегодного мирового объема потребления минерального сырья, в том числе более 50% потребления урана, примерно 50% используемого алюминия, более 25% нефти, природного газа, олова, меди и железных руд. При этом/потребляя примерно 25% мирового объема нефтедобычи, они добывают 10% и имели в начале XXI в. около 60% нефтяного импорта. В целом же национальное производство сырья на базе собственных природных запасов уже в 1990-е гг. удовлетворяло менее половины потребностей США против 85% еще в 1970 г. Характерно при этом, что многолетними поставщиками сырья в США являются не только развивающиеся, но и многие развитые страны, в первую очередь Канада, Франция и Австралия. Конечно же, правительство США одновременно предпринимает значительные меры для сокращения сырьевой «уязвимости» страны и уменьшения зависимости экономики США от иностранных источников полезных ископаемых. Претерпевают эволюцию и механизмы регулирования национальной минерально-сырьевой базы, которые, в конечном счете, должны обеспечить рациональное и эффективное использование богатых топливных и минеральных ресурсов страны.

Используя свой политический, экономический и финансовый потенциал, США в течение ряда лет опережают своих конкурентов по росту производительности труда, а также в научно-техническом прогрессе, по уровню развития внешнеэкономических связей и т.д. На протяжении XX в. экономика США являлась одной из самых высокоэффективных в мире. Ход развития экономических процессов в США оказывает значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического обмена. Развитие воспроизводственных процессов в американской экономике осуществляется под воздействием растущей интернационализации и глобализации, которая происходит теперь не только в результате вывоза товаров, услуг и капиталов, но и небывалого притока в США товаров, услуг и капиталов из-за рубежа.

США лидируют в сферах производства новейших технологий, электронной и компьютерной техники, автомобиле- и самолетостроении и т.д. Опираясь на высокий научно-технический потенциал, они занимают ведущие позиции в производстве наукоемкой продукции (до 36% в конце XX в. ее мирового производства). Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимали первое место в мире по суммарным объемам НИОКР — 2,8% ВВП в 2000 г. и, по прогнозам, этот показатель сохранится до 2020 г. Научные исследования — это сфера с уникально высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе развитых стран. Если в ОЭСР на долю 7 из 24 развитых стран с рыночной экономикой приходится примерно 90% затрат на НИОКР, то на долю США — примерно половина расходов и научных кадров «большой семерки».

За последние четыре десятилетия удельный вес расходов федерального бюджета на науку, космос и технологии вырос примерно в 28 раз. Активно стимулируя «утечку мозгов» из различных регионов мира, США стали мировым центром фундаментальных и прикладных исследований. Именно это и превращает США в фактического лидера мировой экономики — в начале XXI в. на долю США приходилось ¾ всего выпуска авиаракетно-космической, 2/3 электронно-вычислительной техники, ½ мощности АЭС, около 1/3 сбора зерновых всех развитых стран.

Процессы глобализации, которые во многом инициируются самими США, определяют направления и формы деятельности американских ТНК. По данным ООН (ЮНКТАД), из 200 крупнейших ТНК мира — 82 американские (41%), а если брать в расчет все ТНК, то доля американских среди них достигает 60%. При этом примерно половина ТНК действуют в высокотехнологичных отраслях. ТНК—основные субъекты экспорта американского производительного капитала: на их долю приходится свыше 90% этого экспорта в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в совокупности они дают более 25% ВВП США. Растущая мощь крупных корпораций в США рассматривается как одно из важнейших средств повышения эффективности производства. В «клубе 500» лидирующих промышленных компаний США на первые 100 компаний приходится около 75% прибылей. Централизация капитала стала использоваться не только как способ наращивания потенциала крупных компаний, но и как фактор их реорганизации, модернизации, слияния, перестройки в целом институциональной структуры американской промышленности. В результате структурной реорганизации крупные корпорации владеют сейчас множеством предприятий в различных отраслях: в торговле, на транспорте, в кредитной сфере. Они имеют систему разнообразных связей с другими такими же компаниями. Система межотраслевых связей базируется на диверсификации — многоотраслевых инвестициях.

В последние годы американские ТНК прибегают к созданию многочисленных стратегических альянсов с зарубежными компаниями. Рост мировых цен на сырье и энергоносители подтолкнул американские корпорации к масштабному финансированию и внедрению новых технологий и поэтому затраты сырья и энергии на единицу продукции постоянно снижаются.

Экономические успехи США во многом связаны с тем, что доминирующей тенденцией в них на протяжении XX в. было усиление роли государства в экономике и кейнсианские меры государственного регулирования, направленные, главным образом, на ускорение темпов хозяйственного роста, сокращение безработицы, использование федерального бюджета для активизации инвестиций. Для США характерна определенная цикличность в чередовании рыночного механизма усиления конкуренции (неолиберализм) и возрастания роли государства в экономике. Роль государства в экономике США по ряду критериев значительно ниже, чем в других развитых странах Запада. Здесь преобладает идеология свободы частного предпринимательства и ограничения функций государства. В современных условиях в США действуют основные принципы экономического либерализма: минимизация государственного вмешательства; простота и дешевизна учреждения частных предприятий; поддержание конкурентной среды; значительная свобода цен и доходов. За государством полностью признается жесткость действий в сфере налогообложения, 300 Особенности структуры экономики США надзора над финансовыми учреждениями и регулирование естественных монополий. Государственные органы оказывают также поддержку частным фирмам в укреплении конкурентоспособности их товаров. Одно из главных направлений—ускоренное развитие гражданских технологий, повышающих производительность труда. В последние годы для США характерен как рост доходов государственного бюджета, так и его хронический дефицит. Лидирующему положению США способствовали следующие факторы:

— выгодное географическое положение, обширная территория и преобладание зон с умеренным климатом, благоприятным для сельского хозяйства;

— богатство полезными ископаемыми и высокая емкость внутреннего рынка;

— самый крупный в мире научно-технический потенциал;

— высокий уровень развития информационных технологий (в США сосредоточенно 75% банков данных, имеющихся в развитых странах);

— высококвалифицированные кадры и высокая производительность труда;

— деятельность американских ТНК на мировом рынке. США не испытывали ударов мировых войн, а, напротив, использовали их как мощный фактор расширения рынков. За годы второй мировой войны страна удвоила свой экономический потенциал, оставив далеко позади себя конкурентов из Западной Европы и Японии, и став абсолютным лидером мировой экономики.

14.2. Особенности структуры экономики США

Переход к постиндустриальной модели экономики. Структура экономики США характеризуется активным процессом перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Большая часть ВВП США (78,2% в 2006 г.) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся прежде всего образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуги государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство) приходится 20,9% ВВП (в 2006 г.). В сфере сельского хозяйства создается 0,9% ВВП.

За последнее десятилетие в нематериальной сфере было создано 22 млн рабочих мест. Около половины этого прироста занятости пришлось на здравоохранение, образование, сферу услуг. В начале XXI в. в США на 1000 чел. приходилось 450 компьютеров, было более 43% всех работающих в мире компьютеров, около 90% американских школ имели доступ в Интернет.

Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по развитию современной сферы услуг, что предполагает постоянное и заметное снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства.

Вместе с тем среди отраслей материальной сферы обрабатывающая промышленность (особенно машиностроение) остается важнейшей отраслью, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП.

Отличительной чертой экономики США является постоянная ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники. Высокий уровень экономического развития США способствует тому, что для прироста ВВП на 1% требуется меньше 1% инвестиций в экономику. Структура валовых капитальных вложений характеризуется следующими тенденциями: увеличение вложений в жилищное строительство (примерно 30%), финансово-страховую сферу, торговлю и услуги; уменьшение — в сельское хозяйство, транспорт и добывающую промышленность. В обрабатывающей промышленности снижается доля отраслей легкой промышленности, черной и цветной металлургии, традиционного машиностроения. Возрастает доля химической, целлюлозно-бумажной промышленности и новых отраслей машиностроения, которая достигает примерно 80—85%.

Налоговая система США строится на принципах федерализма: одни налоги поступают в федеральную казну, другие — властям штатов. Доля федеральных налогов составляет 2/3, из которых около 15% передается в бюджеты более низких уровней в виде грантов. Основа федеральной налоговой системы — прямое обложение личных доходов (48,1% всех налогов).

США имеют высокоразвитую финансовую систему. Число различного рода финансовых предприятий составило в начале XXI в. 600 тыс., из них 9,9 тыс. — коммерческие банки с застрахованными депозитами, 2 тыс. — самостоятельные сберегательные учреждения. Большинство финансовых учреждений — частные. Государству принадлежит небольшое число специализированных кредитных учреждений, функцией которых является поддержание стабильности кредитной системы и дополнение частного бизнеса в областях кредитования сельского хозяйства и жилищного строительства. Инфляция в стране составляла в начале XXI в. менее 3% в год. Контроль за финансовой сферой осуществляет Федеральная резервная система США — ФРС — Federal Reserve System — FED —независимый финансовый орган, созданный для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой. Основана 23 декабря 1913 г. в соответствии с принятым Конгрессом США законом о ФРС. Руководящим органом ФРС является Совет управляющих в составе 7 членов, которых назначает президент страны с одобрения сената Конгресса США. ФРС состоит из 12 федеральных резервных банков, основным их которых является Федеральный резервный банк Нью-Йорка, отвечающий за международные финансовые операции. В состав ФРС входят также 24 отделения федеральных резервных банков и около 5,6 тыс. коммерческих банков, кредитных союзов, а также Федеральный комитет по открытому рынку, который определяет и направляет процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США. У федеральных резервных банков есть полномочия по выпуску наличных денег, которых нет у коммерческих банков и сберегательных учреждений.

В основе денежно-кредитной политики США лежит международная роль доллара, который остается главным резервным и расчетным средством в мировой валютно-финансовой системе. Инвалютные резервы центральных банков других стран на 61—70% состоят из долларов; более половины расчетов в мировой торговле осуществляется в долларах, а доллар служит мерой ценности многих важных товаров на мировом рынке; в долларах производится ¾ международного банковского кредитования. При этом из 560 млрд наличных долларов 350 млрд находится за границей. Вместе с тем по данным Банка международных расчетов, объемы долларовых резервов стран ОПЕК, которые обеспечивают до 40% мировой добычи нефти, а также России в 2006 г. уменьшились с 67 до 65% и продолжают снижаться. Снижение курса доллара в условиях глобализации ведет к глубоким последствиям как для США, так и для других стран мира.

Промышленность США. В промышленности США сформированы определенные центры по отраслевым признакам. Топливно-энергетическая промышленность представлена угледобычей и производством электроэнергии. Уголь добывается в 15 штатах, но главными угольными районами страны являются Кентукки, Западная Вирджиния, Пенсильвания, Вайоминг. Самые крупные электростанции страны находятся в штатах Теннеси и Вашингтон. Черная металлургия зародилась на севере страны и до сих пор концентрируется в штатах Иллинойс, Индиана, Огайо, Пенсильвания, Мериленд.

Машиностроение размещается в местах крупных агломераций и городов. Только автомобильные заводы размещены в 125 городах 26 штатов. Главным автомобильным штатом является Мичиган, а автомобильной столицей — г. Детройт, где расположены офисы ведущих компаний страны. В этой отрасли впервые в мире была создана система массового производства и американские автомобильные корпорации лидировали в мире вплоть до 1980 гг. В настоящее время доля американских автомобилей на внутреннем рынке менее 50%.

Крупнейшими центрами авиаракетно-космической и электронной промышленности является штат Калифорния (г. Лос-Анджелес) и г. Сиэтл, в котором расположены предприятия компании «Боинг», обладающей более 60% мирового рынка гражданского авиастроения.

Центром химической промышленности выступает г. Хьюстон. Химическая промышленность США является крупнейшей в мире и имеет устойчивый положительный внешнеторговый баланс.

Более половины ее продукции составляют фармацевтические препараты.

США являются крупнейшим производителем вооружений, учитывая то, что расходы на оборону этой страны составляют примерно половину всех мировых расходов. Доля США на мировом рынке вооружений в начале XXI в. также составляла примерно 50% его объема.

США имеют благоприятные условия для сельского хозяйства. Профиль растениеводства в США определяют зерновые культуры, которые занимают 2/3 всех сельскохозяйственных угодий. Главная продовольственная культура — пшеница, а также кукуруза и сорго. Большую роль играют масличные культуры (соевые бобы) и хлопчатник. Животноводство США характеризуется развитием отраслей скотоводства мясного и молочного направления. Развито также свиноводство. На индустриальную основу поставлено производство бройлерных цыплят (до 4 млрд бройлеров в год). Экономические районы США. В настоящее время в США выделяются 4 основных экономических района: Северо-восток, Средний Запад, Юг и Запад.

Северо-восток — небольшой по площади макрорайон США, но самый важный. Здесь находятся столица США — г. Вашингтон и «экономическая столица» страны — г. Нью-Йорк, который дает до 10% ВВП страны. В этом районе размещена крупнейшая в мире фондовая биржа и расположен Аппалачский угольный бассейн. Средний Запад включает такие крупные промышленные центры, как Чикаго, Детройт, Кливленд. Средний Запад является житницей страны: занимая 1/5 территории США, он дает около ½ сельскохозяйственной продукции. В этом районе сосредоточено основное производство молока, мяса, сыра. В Чикаго находятся крупнейшие в мире скотобойни.

Американский Юг занимает 1-е место в стране по добыче нефти, газа, угля, фосфоритов. Здесь концентрируется 9/10 выпуска тканей, табачных изделий, однако по уровню благосостояния Юг уступает другим районам США.

Запад самый молодой и самый развитый макроэкономический район США. Именно здесь расположен «золотой штат» — Калифорния. Лос-Анджелес обязан своим процветанием кинематографии, нефти, ВПК, авиационной, космической и электронной промышленности. В состав Запада входят Аляска и Гавайские острова. В настоящее время стимулирование структурной перестройки экономики, модернизация производственного потенциала США способствуют развитию новейших отраслей экономики, при этом

содействие оказывается развитию ее наиболее конкурентоспособных отраслей: производству машин, компьютеров, электронного оборудования, биотехнологии, информационных и финансовых услуг. В 2007 г. США заняли первое место в мире по конкурентоспособности национальной экономики (индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума). Инновационный потенциал развития экономики. Высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики достигнут во многом потому, что инвестирование в фундаментальные исследования и развитие новых технологий — важнейшая функция правительства. Государство берет на себя около половины расходов на НИОКР и финансирует более половины фундаментальных исследований, остальные средства предоставляют частные корпорации, университеты и колледжи, правительства штатов, местные органы власти и другие институты.

На долю США приходится свыше 50% инноваций развитых стран. Вместе с тем более половины государственных ассигнований на НИОКР идет на работы военного направления, и в этом отношении положение США более трудное, чем у Японии и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Однако США все еще существенно опережают страны ЕС и Японию по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваются быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества. Наука, так же как и образование, формирует и реализует потенциал долговременного действия; является фундаментальной основой экономического развития.

Выделение сферы НИОКР в приоритетную отрасль экономики в США является важным направлением стратегической политики государства. Число занятых ученых и инженеров в начале XXI в. на 1 млн чел. населения составляло 4103 чел., по данному показателю США опережает только Япония. На 10 000 занятых в США приходится 280 ученых и инженеров; в Японии — 240; в Германии — 210; Англии — 190; Франции — 165. При этом количество высококвалифицированных ученых и специалистов будет постоянно увеличиваться.

На долю американских исследователей приходится 2/3 научных и технических статей в крупных журналах, 35% публикаций в наиболее престижных журналах мира. Численность научных работников превышает 3 млн чел., вместе с тем около 40% крупных ученых (докторов наук) в США — иммигранты. Одна треть лауреатов Нобелевской премии в США являются выходцами их других стран. Занимая положение мирового центра науки, США проводят активную политику стимулирования «утечки умов» из других стран, приглашая, с одной стороны, известных, состоявшихся ученых для работы и предоставляя им гораздо более благоприятные условия, чем на их родине. С другой стороны, отбирают молодых, подающих надежды студентов и аспирантов для обучения в наиболее престижных университетах США и присоединения к известным научным школам (охота за головами). Доля ученых и инженеров иностранного происхождения увеличивается на всех ступенях подготовки, каждый четвертый аспирант, обучающийся по докторской программе в области естественных наук и техники в начале XXI в., был рожден за пределами США.

Особенно велика доля иностранцев в инженерных дисциплинах (45%), компьютерных науках (43%) и математике (30%). Американская молодежь проявляет небольшой интерес к этим направлениям. Наибольшее число специалистов прибывает в США из Индии (8%), Китая (7%), Филиппин и Германии (по 4%). По географическим регионам — 57% специалистов-иммигрантов происходят из Азии, 24% — из Европы, 13% — из Латинской Америки, 6% — из Канады и Океании и 4% — из Африки.

В 1990-е гг. в США были приняты специальные законы, облегчающие получение постоянных виз учеными и инженерами, прошедшими обучение в университетах этой страны. В результате этого к началу XXI в. каждый третий доктор наук, работающий в промышленности США, родился и вырос за пределами этой страны. На компьютерных направлениях доля иностранцев доходит до 50%, в инженерных видах — еще выше. Даже в органах федерального правительства доля иностранцев достигла 16% от общего числа докторов наук.

Такая политика, невзирая на некоторые ее издержки, позволяет США занимать лидирующее положение в мире по многим видам научных исследований. Оперативному восприятию нововведений экономикой США способствует рисковое (венчурное) предпринимательство. Специфика рискового финансирования весьма значительна: средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе. Переданные в распоряжение рисковой фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора между фирмой и финансовым учреждением. Важное условие рискового финансирования — ориентация малой фирмы на расширение производства. Венчурное (рисковое) предпринимательство — хозяйственная форма, которая способствует быстрому реагированию экономики на результаты НТП.

Следует, впрочем, отметить, что массовое производство технически сложной продукции оказалось более рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки, чем в США. Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило, в конце концов, выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской по качеству. Законодательная отмена в США специальных протекционистских мер в отношении большинства номенклатуры серийной промышленной продукции привела к перенасыщению внутреннего американского рынка импортными товарами, и, соответственно, сворачиванию производства национальных аналогов. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли выжить только те американские производители, которые выпускали либо продукцию нового, еще не освоенного мировой практикой технического уровня, либо штучные уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована государственная технологическая политика страны. Закономерно, что в мировом экспорте продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США неуклонно снижается. Невзирая на высокий технологический уровень экономики США, диспропорции в ее структуре постепенно нарастают, что проявилось, например, в 2000 г., когда рынок высокотехнологичных акций за 18 месяцев упал на 30%. Многие эксперты в США предупреждали о необходимости сбалансированного развития экономики, что предполагает привлечение инвестиций не только в высокотехнологичные (новая экономика), но и в традиционные отрасли экономики.

В 2006 г. в США разразился и в 2007 г. приобрел по существу международные масштабы ипотечный кризис. Причиной его явилось то обстоятельство, что низкие процентные ставки привели к усилению роста цен на недвижимость: желающие приобрести недвижимость охотно брали ипотечные кредиты, так как любые проценты можно было окупить, перепродав через какое-то время значительно выросшую в цене недвижимость, поскольку цены на жилье ежегодно росли на 15—20% Следствием перечисленных про-блем может стать сокращение ВВП США и углубление кризиса. Это, в свою очередь, может привести к оттоку капитала как иностранных, так и внутренних инвесторов из США, что еще больше ослабит 308 Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия США доллар по сравнению с текущими уровнями. Слабый доллар при-ведет к росту импортных цен и увеличению инфляции в США. Глава Федеральной резервной системы — ФРС США Б. Бернанке в конце 2007 г. выразил опасения, что экономика страны не выдержит напора ипотечного кризиса, слабой валюты и дорогой нефти.

14.3. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия США

Внешнеэкономические связи во многом определяют экономическое и социальное развитие государства в целом, будучи частью его хозяйства. В США принято считать, что внешняя торговля —это часть распределительной сети всего хозяйства страны вместе с внутренней торговлей, поэтому их регулирование осуществляет одно ведомство — Министерство торговли США.

Внешнеэкономическая стратегия этого Министерства предусматривает решение тех задач внешнеторговой политики, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности товаров США в мировой экономике, укрепление экономической инфраструктуры страны (заводов, фермерских хозяйств, частных фирм и т.д.) и защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Среди стратегических направлений внешнеторговой политики США можно выделить следующие:

защита интересов национальных компаний в борьбе за зарубежные контракты, усиление поддержки экспорта;

организационное обеспечение защиты интересов компаний

США на внешнем рынке;

защита внутреннего рынка (активное применение законов об антидемпинговых и компенсационных пошлинах и другие меры);

усиление международной конкурентоспособности национальных компаний и национальной экономики в целом;

увеличение эффективности режима экспортного контроля и др.

США занимают существенную долю в мировом экспорте: по данным ЮНКТДД, мировой экспорт в 2006 г. составил 11,983 трлн долл., а стоимость экспорта США — 1,37 трлн долл. (8,7% мирового экспорта). Еще выше доля США в мировом импорте: из 12,203 трлн долл. на США приходится 1,919 трлн долл. (15,7%). При этом доля США и в мировом импорте, и в мировом экспорте постоянно снижается.

Экономические связи США с другими государствами очень обширны и разнообразны. Основными партнерами по экспорту в 2006 г. являлись: Канада — 23%, Мексика —14%, Япония — 6%, Англия — 5%, КНР — 6%, Германия — 4%. Основными партнерами США по импорту в 2006 г. были: Канада — 17%, КНР —16%, Мексика — 11%, Япония — 8%, Германия — 5%. В американо-европейских связях доминирующее значение занимают страны ЕС. Это хозяйственное взаимодействие очень специфично, так как страны ЕС зависят от американского рынка в существенно меньшей степени, чем, например, Канада или Япония; товарные рынки ЕС играют более важную роль д ля экономики США, чем рынки Японии и Канады; значение рынков ЕС для американских производителей выше, чем рынков США для большинства экспортеров из ЕС. Стратегическое значение для США имеет Азиатско-тихоокеанский регион. Страны региона активно вовлечены в процессы международного разделения труда. На их долю приходится более 20 % американского экспорта. Здесь расположен главный заокеанский экономический партнер США — Япония. В 1989 г. была создана организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества — АТЭС. В нее входят США, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, страны АСЕАН, Россия, Республика Корея и др. Сфера деятельности АТЭС включает широкий круг вопросов от экономических отношений до культурного обмена и охраны тихоокеанских природных ресурсов. АТЭС участвует в расширении торговли и инвестиций, содействует усилиям ВТО в либерализации международной торговли.

США явились инициатором создания в 1994 г. Североамериканской ассоциации свободной торговли — НАФТА, объединяющей США, Канаду и Мексику. Для последних лет были характерны попытки со стороны США превратить Североамериканскую ассоциацию свободной торговли в Панамериканскую зону свободной торговли с подключением к ней ряда стран Центральной и Южной Америки, однако эти попытки успехом не увенчались.

В первые послевоенные годы, благодаря особенностям обстановки того времени, США фактически оказались вне конкуренции на мировых рынках. Их доля в мировом экспорте в 1947 г. превышала 30%, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с предвоенными годами (в мировом импорте доля США за эти годы почти не изменилась и составляла 10—11%). Впоследствии началось падение доли США в мировой торговле. Первоначально это происходило в основном по «естественным» причинам и являлось статистически всего лишь следствием расширения торговли другими странами. Но в дальнейшем оно все больше стало обусловливаться относительным ослаблением конкурентоспособности американских товаров, особенно продукции невысокой наукоемкости, производимой традиционными отраслями.

Важное направление структурных изменений во внешней торговле США — почти неуклонное снижение значения сырьевого компонента. Если говорить только о минеральном сырье и топливе, то его доля в экспорте США сейчас примерно в 3 раза ниже, чем во всем мировом экспорте, причем только за последнее десятилетие XX в. она сократилась более чем в полтора раза. В импорте США аналогичный показатель значительно выше и его изменения связаны с колебаниями мировых цен на нефть. Уменьшается и доля сельскохозяйственных товаров в экспорте и импорте США, хотя они экспортируют примерно ¼ часть сельскохозяйственной продукции. Производители сельхозпродукции в данном случае столкнулись с двойной проблемой: перепроизводством на внутреннем рынке и сокращением спроса на мировых рынках, вследствие жесткой позиции развивающихся стран по вопросам субсидирования сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс США до последнего времени был в значительной степени ориентирован на внешний, рынок: он экспортирует 2/3 произведенного в стране зерна.

В структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности ведущее место занимают машины, оборудование и транспортные средства, среди которых доминируют высокотехнологичные товары (около 90% всего экспорта и до 80% импорта). Внешние рынки обеспечивают сбыт около ¼ продукции общего машиностроения, более 1/5 — по двигателям и турбинам, свыше 2 /5 — по самолетам. В составе этой товарной группы крупнейшей категорией экспорта и импорта с конца 1980-х — начала 1990-х гг. стало конторское и телекоммуникационное оборудование.

Таким образом, США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции и одновременно с этим выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляет в эти годы около 14%. Крупный потенциал экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит 70% мирового рынка программного обеспечения для ЭВМ. Реализация интеллектуальной продукции (прав интеллектуальной собственности), различных видов научно-технической информации становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит важным проводником мирового влияния американских ТНК.

Экспортная и импортная квоты США колеблются в пределах 6—12%. Главная причина такого положения состоит в том, что США, будучи крупной страной с разнообразными районами, получают большие выгоды с помощью внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в международном разделении труда не так велики, как у других развитых государств. Вместе с тем экспорт обеспечивает примерно 30% экономического роста страны, более 12 млн рабочих мест, высокую заработную плату на предприятиях, осуществляющих экспортные поставки (на 15% выше средней по стране).

Импорт в начале XXI в. играет все более растущую роль в США, не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияние которой сказывается в настоящее время практически на всей экономике США. В последнее время обостряется проблема с импортом, так как он захватывает все новые и новые позиции на внутреннем рынке США. На долю иностранных поставщиков приходится 68% реализуемой на рынках США обуви, 53% одежды, 23% потребляемой стали, более 50% металлообрабатывающих станков, нефти и нефтепродуктов. Доля импорта в совокупном объеме внутренних продаж составляет более 23%. В 1971 г. впервые с 1893 г. США свели свой внешнеторговый баланс с дефицитом, а с 1976 г. он приобрел хронический характер, причем с 1992 г. увеличение этого дефицита происходит непрерывно . Дефицит внешней торговли США в 2002 г. составил 476,4 млрд долл., а в 2006 г. США, по данным ЮНКТАД, имели дефицит уже в размере 879 млрд долл. (в то же время Япония имела профицит внешней торговли в 168 млрд долл., Германия —146, Россия — 165 млрд долл.). В 2001 г. Китай опередил Японию по разрыву в торговом балансе с США. Дефицит торгового баланса США 312 Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия США с Китаем в 2006 г. составил 233 млрд долл. (28% всего торгового дефицита США). Накопленный дефицит торгового баланса США за 21 год (с 1985 по 2005 г.) составил 6,6 трлн долл.

Причина роста отрицательного внешнеторгового сальдо США—не столько ослабление конкурентоспособности национального производства (хотя в некоторых отраслях оно тоже имело место), сколько некоторые особенности развития американской экономики и ее положения в мировом хозяйстве, постоянно высокий спрос на инвестиции, превышающий внутренние финансовые ресурсы и частично удовлетворяемый притоком иностранного капитала (деньги, уплаченные за «излишний» импорт, в конечном счете возвращаются в США в виде иностранных инвестиций); особая привлекательность американского рынка как объекта для вложения капитала, высокий уровень жизни и потребления в стране. По мнению многих экспертов, значительный торговый дефицит США на рубеже XX—XXI вв. в определенной степени был обусловлен и очевидной переоценкой доллара.

Движение капитала в США. В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых иностранных инвестиций. На базе прямых инвестиций, осуществляемых преимущественно ТНК, в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля. Источником финансирования инвестиций в 80 — 90-е гг. XX в. является чистый приток иностранного капитала. Чистый приток капитала в США с 1985 по 2000 г. в общей сложности превысил 2 трлн долл. Эти средства в конечном итоге пошли на финансирование счета текущих операций американского платежного баланса. Таким образом, США превратились из крупнейшей в мире страны-кредитора, каким они были до начала 1980-х гг., в крупнейшую страну-должника уже к началу 1990-х гг.

Мировое лидерство США привлекало до последнего времени к ним финансовые ресурсы из остального мира. Объем ввозимого в США капитала достигает около 200 млрд долл. в год. Это свидетельствует о высокой степени интернационализации экономики и является важным фактором весьма быстрого экономического развития страны.

Интенсивное взаимодействие зарубежных предприятий американских ТНК с хозяйственными структурами США выражается в наиболее рельефной форме в растущей производственной кооперации зарубежных филиалов с материнскими. Среди машиностроительных компаний получили развитие глобальные конвейеры по выпуску унифицированной продукции на мировой рынок, а также производство по замкнутому циклу (выпуск товаров для американского рынка на зарубежных сборочных предприятиях, принадлежащих ТНК, из узлов и деталей, поставляемых с предприятий материнских компаний). Создание замкнутого цикла производства только в 12 развивающихся странах обеспечивает американским ТНК получение дополнительных прибылей в размере 2—3 млрд долл. ежегодно.

Становление и развитие международного производства приводит к трансформации содержания внешней торговли. Благодаря развитию международной кооперации все более значительная часть внешней торговли представляет собой внутрифирменную торговлю — движение товаров и услуг через границы между подразделениями одной и той же компании, расположенными в разных странах. Так, создание на территориях развивающихся стран заграничных сборочных цехов привело к тому, что более 10% товарооборота США с этими странами приходятся на внутрифирменные поставки по схеме США — развивающиеся страны — США.

Доля американских ТНК в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций достигает 25%.

Внешний долг. В основном внешний долг увеличивается вследствие дефицита бюджета (правительство тратит больше денег, чем собирает с помощью налогов). Вторым фактором увеличения внешнего долга является многолетний отрицательный торговый баланс США (объем импорта существенно превышает объем экспорта). Госдолг увеличился с 5 трлн 728 млрд долл. в 2001 г. до 8 трлн 713 млрд долл. на начало 2007 г. Решением Конгресса США в сентябре 2007 г. планка максимального долга была сдвинута еще на 850 млрд дол. (до 9,815 трлн долл.). К концу 2007 г. долг планировался в размере 9 трлн долл. или 65,5% ВВП.

Проект бюджета на фискальный 2008 г. предусматривал, что совокупный дефицит бюджета в 248 млрд долл. в 2006 г. уменьшится до 244 млрд долл. в 2007 г. и до 239 млрд долл. в 2008 г. Предполагается расходы на войну с терроризмом в бюджете 2007 г. уменьшить с 163 млрд до 142 млрд долл. в 2008 г., и до 50 млрд долл. в 2009 г., а в 2010—2012 гг. они не предусматриваются. Это потребует введения дополнительного налога на десятки миллионов американских семей среднего и большого достатка начиная с 2008 г. Профицит бюджета в размере 61 млрд долл. планируется достичь в 2012 г.

Проблема растущего внешнего и внутреннего долга в США становится все более значительной, увеличивая нагрузку на бюджет, за счет процентных отчислений по долговым обязательствам, и, по мнению некоторых экспертов, может привести к дефолту.

Россия во внешней торговле США. США являются одним из основных торговых партнеров России среди промышленно развитых стран. Во внешней торговле РФ со странами дальнего зарубежья в начале XXI в. США занимали до последнего времени одно

из ведущих мест после ЕС, по объему товарооборота — 3-е место среди развитых стран (после Германии и Италии). При этом взаимная торговля на протяжении многих лет характеризовалась устойчивым положительным сальдо для России. На США приходится

менее 5% всего товарооборота России, в то же время для США роль торговли с Россией не столь велика — в общем объеме американской внешней торговли ее доля едва достигает 0,5%. В последние годы роль США во внешней торговле России снижается и в 2006 г.

объем внешнеторгового оборота России с США составил 15,3 млрд долл. и США заняли только 6-е место в списке основных внешнеторговых партнеров России. В структуре российского экспорта в США около 80% приходится на сырье и полуфабрикаты (алюминий и изделия из него, черные металлы, продукты неорганической химии, нефть, нефтепродукты и др.). Основной товарной группой в американском экспорте в Россию является продукция машиностроения — более 50%.

Принятые США в начале XXI в. ограничительные меры по импорту стальной продукции из России существенно лимитировали возможности их поставок (ранее доля этой товарной группы достигала в российском экспорте в США 30%).

Одним из наиболее значимых практических результатов в области российско-американских торгово-экономических отношений явилось признание Соединенными Штатами в июне 2002 г. рыночного статуса российской экономики, что важно при проведении антидемпинговых расследований в США в отношении товаров российских фирм. Данное решение было принято после настойчивой постановки этого вопроса Россией перед американской стороной на различных уровнях. Признание рыночного статуса означает, что при проведении в США новых антидемпинговых расследований в отношении российских предприятий расчет размера антидемпинговой пошлины будет основываться на показателях деятельности этих предприятий, а не на данных, полученных от американских компаний-конкурентов или из третьих стран. В результате у российских предприятий потенциально появляется больше возможностей доказывать обоснованность применения ими определенных экспортных цен на свою продукцию и в итоге значительно снизить угрозу введения чрезмерно высоких ставок антидемпинговых пошлин. Впредь при введении антидемпинговых пошлин они будут распространяться только на предприятия, подпавшие под расследования, а не на всех российских экспортеров данной продукции. Вместе с тем учитывая, что Россия пока не является членом ВТО, для обоснования применения таких мер к российским предприятиям достаточно положительного решения Министерства торговли США о наличии субсидируемого импорта товаров, вне зависимости от того, причиняет или нет данный импорт ущерб соответствующей отрасли американской промышленности.

Однако несмотря на достигнутые результаты в торгово-экономических отношениях, между Россией и США сохраняется ряд проблем, в том числе унаследованных от периода холодной войны. Среди них — поправка Джексона—Вэника к закону о торговле 1974 г., действие которой распространяется на Россию, и которая до настоящего времени не отменена. Сохраняется и дискриминация России со стороны США в вопросах экспортного контроля, что создает препятствия для развития сотрудничества в области высоких технологий. Вместе с тем в конце 2006 г. в результате российско-американских переговоров по вопросам присоединения России К ВТО достигнута договоренность о поддержке со стороны США. Внешнеполитическая стратегия США определяется их претензией на роль мирового лидера во всех сферах человеческой деятельности, в первую очередь в экономике, и возможностью бесконтрольного и неограниченного применения военной силы. США продолжают войну в Ираке, который в настоящее время является фактически оккупированным государством, угрожают применением военной силы против Ирана. В современных условиях стратегия национальной безопасности США направлена на обеспечение одностороннего доминирования США в мировом сообществе, они первыми в мире ввели понятие «сфера жизненных интересов» (1823 г.) своей страны применительно к зарубежным странам. За период после второй мировой войны США участвовали и 30 войнах и конфликтах, более 200 раз использовали свои вооруженные силы в политических целях. США выступали с карательными акциями против Лаоса, Доминиканской Республики, Сомали, Ливии, Ирака, в 1999 г. против Югославии. При содействии США совершены государственные перевороты в Боливии, Чили, Сальвадоре, Гренаде. За 1990-е гг. в США было принято более 60 законов и актов органов исполнительной власти по экономическим санкциям для достижения внешнеполитических целей. Помимо Ирана, Ливии и Ирака, круг стран, в отношении которых применялись санкции, или которым США угрожали их применением, достаточно широк: Нигерия и Индонезия, Италия и Канада, Мексика и Колумбия, Россия и Турция, Азербайджан и Мьянма, Сирия и Судан, Китай и Корейская Народно-Демократическая Республика и т.д.

Ввиду сужающихся возможностей мирового лидерства США, в первую очередь из-за нарастания кризисных явлений в американской экономике, их воздействие на мировые процессы будет уменьшаться, а в мировом сообществе будет нарастать тенденция к формированию многополярного мира, что предоставляет России некоторые дополнительные шансы для укрепления своего геоэконо-мического и геополитического положения в современном мире.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте трудовые ресурсы США, их динамику и структуру.

2. Какова роль миграции в формировании рынка труда в США?

3. Почему постоянно увеличивается зависимость США от импорта сырья и энергоносителей?

4. Охарактеризуйте финансовую систему США. Какую роль играет доллар в мировой финансовой системе?

5. Какова роль высокотехнологичных отраслей в экономике США?

6. Охарактеризуйте научно-технический комплекс США. С какими проблемами сталкивается его развитие?

7.Какие отрасли экономики США, по вашему мнению, обладают наибольшим инновационным потенциалом и почему?

8.Какова роль внешней торговли в экономике США? В чем причины ее значительного отрицательного внешнеторгового сальдо?

9. Охарактеризуйте состояние и перспективы российско-американских экономических связей.