10.6. Фактор времени — источник конкурентного преимущества
В решении главной задачи достижения международной конкурентоспособности и ускорения экономического развития повышается ценность фактора времени, на основе которого уточняются и масштабы потерь от низких уровней доходности, загрузки капитала и скорости его оборачиваемости. Лучшие в мировой экономике время, качество и стоимость разработки новой продукции становятся критичными для конкурентоспособности товаров и компаний в международном бизнесе. Следует отметить, что конкурентная система улучшения качества продукции (услуг) и труда не приемлет любых потерь времени и ресурсов.
Планомерное сжатие производственного цикла и хозяйственного оборота является мощным, но явно недоиспользуемым источником конкурентного преимущества организации в мировой экономике. Обострение международной конкуренции заставило автомобилестроителей США признать возможности кратного сокращения цикла разработки из-за двойного отставания от Японии в его продолжительности.
Системное ускорение подъема конкурентоспособности при ограниченном временном ресурсе требует его тщательной «инвентаризации», хронометрического разделения производительного труда и множественных потерь (помех), выявления их причин. Объективно измеряемым параметром ускорения и опережения конкурентов является время, к тому же редко оспаривается точность его измерения —- в отличие от условностей экономического расчета затрат и эффективности ресурсов. Такие универсальные меры, как лучшие в мире циклы выведения на рынки товаров или реагирования на заказ,— хорошие стартовые ориентиры, особенно если достижения конкурентов доступны для сравнения. Поэтому лидеры мировой экономики все чаще пользуются хронометражом операций для достижения конкурентных целей, диагностики состояния организации и производственных процессов.
Для экономичного ускорения инновационно-производственных процессов и оборачиваемости бизнеса важнейшие составляющие оборота и циклы реализации товаров не исключаются, а перестраиваются, совмещаются и комбинируются.
Методичные изменения периода разработок, уровней затрат и качества адекватно растущим требованиям потребителей и давлению конкуренции требуют планомерного и системного управления жизненным циклом товаров1, обеспечивающего сокращения затрат времени и ресурсов, значительно опережающие конкурентов. Целевой временный рубеж намечается с учетом достижений конкурентов, доступных технологических возможностей и должен стать достаточно упреждающим для гарантии устойчивого противостояния лучшим аналогам мирового рынка.
Международные исследования и опыт лидирующих фирм подтверждают целесообразность установления рубежа как минимум на 50% ранее достигнутых сроков создания лучшей продукции и услуг. Менее «энергичные» цели обычно не стимулируют конкурентного сокращения цикла и затрат ресурсов.
Исследования выявили повышение и значительную подвижность мирового уровня конкурентоспособности: циклы выведения на рынок лучших зарубежных товаров в 1996—2000 гг. сокращались в 2—-3 раза, производственный оборот ускорялся в 3—5 раз. Поэтому для ускоренного достижения мирового уровня конкурентоспособности необходима основательная перестройка рабочих процессов, кардинальные изменения существующей организации управления, отношений к потребителям и собственным работникам. Без фундаментальной перестройки (рационализации, упрощения) рабочих процессов, устранения причин их отклонений, задержек и потерь экономический прорыв невозможен (особенно в критически важных сферах конкурентоспособности, включая качество, себестоимость, скорость создания продукции и услуг).
Отбор ключевых факторов и перспективных направлений повышения конкурентоспособности может производиться по следующим основным критериям: минимизация зависимости ее наращивания от увеличения затрат материальных ресурсов; повышение доли реализуемой на мировом рынке продукции (услуг) и уровня удовлетворенности ими (в процентах) потребителей в мировой экономике. Мировой опыт лидеров международного бизнеса позволяет выделить следующие ключевые факторы повышения их конкурентоспособности, взаимно усиливающие друг друга:
скорость создания (реализации) потребительских ценностей, оборачиваемости бизнеса и реакции на изменения спроса;
качество продукции (услуг) и управления (труда);
минимизация затрат ресурсов па создание (использование) товаров и поддержание международной конкурентоспособности.
Приоритетность распределения ресурсов в наращивании конкурентоспособности по этим направлениям может ориентировочно соответствовать отношению 3:2:1 (что приблизительно адекватно успешному международному опыту ведущих компаний).
Более 90% качественных проблем субъектов международного бизнеса связано с менеджментом и может устраняться и предупреждаться системным регулированием качества. Потери предприятия и страны от низкого качества продукции, управления и труда составляют 40—90% производственных затрат, а системное обеспечение международного качества обходится многократно дешевле и высвобождает более половины внутренних ресурсов на обеспечение конкурентоспособности и инвестирование экономического роста.
Международное расширение и обострение конкуренции требует достижения и удержания мирового уровня конкурентоспособности на новой основе максимально ускоренного, качественного, экономичного создания потребительских ценностей. Ускорение достижения мирового уровня конкурентоспособности связано с глубокой качественной и структурной перестройкой организации менеджмента, инновационных и производственных процессов, образовательно-поощрительных систем развития человеческих ресурсов.
Основные термины и определения
Стержневая компетенция компании — уникальное соединение определенных видов передовых знании, умений, технологий, лучших механизмов их генерирования, освоения производством и рынком, повышающих устойчивость конкурентных преимуществ в международном бизнесе.
Интеллектуальный капитал — уникальное и совершенствуемое познавательно-творческое достояние человека, коллектива, организации, которое выстраивается на взаимосвязанных человеческом, структурном и потребительском капиталах.
Качество — своевременное, изначально бездефектное, предельное соответствие точно установленным ожиданиям потребителей, по такой стоимости, которую они с готовностью оплачивают.
Всеобщее управление качеством — сосредоточенная на потребителях система непрерывного устойчивого улучшения качества на основе скоординированного вовлечения всех подразделений и работников организации в максимальное удовлетворение нужд потребителей с минимальными затратами времени и ресурсов.
Мировая конкурентоспособность — лучшее в мире системное обеспечение конкурентных преимуществ и устойчивых способностей к успешному конкурированию в международном бизнесе с экономическим превосходством конкурентов.
Вопросы для самопроверки
В чем состоит необходимость и сущность конкурентоспособности в международном бизнесе?
Почему необходимо достижение мирового уровня конкурентоспособности?
Каковы ключевые факторы конкурентоспособности и их приоритетность?
Как повышать прибыльность компании при сокращении цен в международном бизнесе?
Почему низкое качество обходится предприятиям и стране дороже, а системное обеспечение лучшего качества — дешевле?
Литература
Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межетрановой макроэкономический анализ/Рук. направления И.С. Королев, рук. работы М.И. Гельвановский. М.: ИМЭМО РАН, 2000.
Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Познавательная книга плюс, 1999.
Национальная промышленная политика конкурентоспособности. Опыт Запада в интересах России/Рук. А.А. Дынкин, Ю.В. Курен-ков. М.: ИМЭМО РАН, 2002.
Портер М, Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003.
The Global Competitiveness Report 1997—2003. World Economic Forum. Geneva. Switzerland.
- Мировая экономика и международный бизнес
- 1.2. Изменения в социально-экономической картине мира
- 1.3. Основные направления отраслевых сдвигов
- 1.4. Становление глобального хозяйства
- Транснациональные корпорации и банки в международном бизнесе
- Глава 2
- 2.1. Транснациональные корпорации
- 2.2. Транснациональные банки
- Международные интеграционные объединения на региональных пространствах мира
- Глава 3
- 3.1. Европейский Союз и формирование общеевропейского экономического пространства
- 3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле
- 3.3. Интеграционные объединения Латинской Америки
- 3.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
- 3.5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
- 3.6. Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство
- Роль организации объединенных наций
- 4.1. Организация Объединенных Наций и ее система специализированных учреждений участие и вклад в развитие международного бизнеса
- 4.2. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли
- Партнерство государства и международного бизнеса
- Глава 5
- 5.1. Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса
- 5.2. Формы партнерства государства и международного бизнеса
- 5.3 Мировой опыт партнерства государства и международного бизнеса
- Межгосударственное регулирование международного бизнеса
- Глава 6
- 6.1. Специфика национального регулирования
- 6.2. Виды межгосударственного регулирования
- 6.3. Особенности соглашении о ликвидации двойного налогообложения
- 6.4. Основные задачи двусторонних инвестиционных соглашений
- Прогнозирование мирового рынка —
- 7.2. Прогнозы как исходная основа для принятия эффективных тактических и стратегических решений рыночного поведения
- Экономико-математическое моделирование __ мирохозяйственных связей
- Глава 8
- 8.1. Стандартная модель международной торговли
- 8.4. Анализ структуры мировой экономики методом «затраты — выпуск»
- Раздел II
- 9.1. Национальные инновационные системы
- 9.2. Наука, инновации и государство
- 9.3. Инновационный бизнес
- 9.4. Тенденции глобализации
- 9.5. Инновационный бизнес в России
- Конкурентоспособность в международном бизнесе
- Глава 10
- 10.1. Понятие и сущность конкурентоспособности
- 10.2. Конкурентоспособность предприятия
- 10.3. Менеджмент как система обеспечения конкурентоспособности
- 10.5. Сокращение затрат — фактор роста конкурентоспособности
- 10.6. Фактор времени — источник конкурентного преимущества
- Ценообразование в международном бизнесе
- Глава 11
- 11.2. Принципы ценообразования и виды цен
- 11.3. Мировые цены в условиях глобализации и электронизации мирохозяйственных связей
- Международный маркетинг — философия современного бизнеса
- Глава 12
- 12.1. Концепция маркетинга: понятие, цели
- 12.2. Особенности международного маркетинга
- Аутсорсинг в международном бизнесе
- Глава 13
- 13.1. Понятие аутсорсинга
- 13.2. Возникновение и развитие практического аутсорсинга
- Логистика
- 14.2. Формы и методы организации логистики в международном бизнесе
- 14.3. Национальное и международное правовое регулирование международной логистики
- Раздел III международный бизнес в основных секторах мировой экономики агропромышленный комплекс
- Глава 15
- 15.1. Общая характеристика
- 15.2. Основные тенденции развития сельского хозяйства
- 15.4. Формы собственности в апк
- 15.5. Международная торговля продовольствием и сырьем для его производства
- 15.6. Регулирование аграрного сектора
- 15.7. Глобальная продовольственная проблема
- Топливно-энергетический комплекс
- Глава 16
- 16.1. Основные тенденции мирового рынка первичных энергоносителей
- 16.2. Особенности развития мирового рынка нефти
- 16.3. Основные тенденции развития мирового рынка природного газа
- 16.4. Основные тенденции развития мирового рынка угля
- 16.5. Основные тенденции развития мирового производства электроэнергии
- Химическая промышленность
- Глава 17
- 17.1. Роль и место отрасли в мировой экономике
- 17.3. Региональная структура производства
- 17.4. Региональная специализация производства
- 17.5. Реструктуризация производства
- 17.6. Перелив предпринимательского капитала
- 17.7. Организационная структура
- 17.8. Внешняя торговля
- 17.9. Химическая промышленность России
- Металлургический комплекс
- Глава 18
- 18.1. Черная металлургия
- 18.2. Цветная металлургия
- 18.3. Основные проблемы развития металлургического комплекса
- 18.4. Мировой рынок металлопродукции
- Машиностроительный комплекс
- Глава 19
- 19.1. Развитие основных центров машиностроения
- 19.2. Общее машиностроение
- 19.3. Электротехника и электронике
- 19.4. Транспортное машиностроение
- Военно-промышленный комплекс
- Глава 20
- 20.1. Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений
- 20.2. Особенности развития мирового рынка военной авиационной техники (на примере рынка боевых самолетов)
- Мировой транспорт
- Глава 21
- 21.1. Совершенствование технологии
- 21.2. Морской транспорт
- 21.3. Внутренний водный транспорт
- 21.4. Железнодорожный транспорт
- 21.5. Автомобильный транспорт
- 21.6. Воздушный транспорт
- 21.7. Трубопроводный транспорт
- Раздел IV
- 22.2. Структура и развитие международных финансовых рынков как экономической среды для бизнеса
- Международные финансовые организации в мировой экономике
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный фонд и его влияние па международный бизнес
- 23.2. Всемирный банк и его партнерство с международным бизнесом
- 23.3. Банк международных расчетов
- 23.4. Организация экономического сотрудничества и развития
- 23.5. Европейский банк реконструкции и развития и его роль в развитии европейского бизнеса
- 23.6. Европейский инвестиционный банк — источник финансирования инвестиций в странах ес
- 23.7. Межамериканский банк развития — финансовый центр развития латиноамериканских государств
- 23.8. Азиатский банк развития и экономическое развитие азиатских стран
- 23.9. Африканский банк развития и его роль в развитии экономики африканских стран
- 23.10. Россия и международные финансовые организации: взаимодействие и партнерство
- Стратегии развития международного финансового бизнеса
- Глава 24
- 24.1. Операции спот и форвард
- 24.2. Фьючерсные контракты
- 24.4. Оптимальные стратегии поведения на рынке ценных бумаг
- Международный банковский бизнес
- Глава 25
- 25.1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем
- 25.2. Современные организационно-правовые формы международной банковской деятельности
- 25.3. Виды услуг и операций в международном банковском бизнесе
- 25.4. Регулирование международной банковской деятельности
- 25.5. Офшорный банковский бизнес
- Раздел V
- 26.1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей
- 26.2. Основные тенденции и особенности развития международной торговли
- 26.3. Внешнеторговая политика в эпоху глобализации
- 26.4. Россия в международной торговле
- Современные формы и методы международной торговли
- Глава 27
- 27.1. Встречная торговля товарами
- 27.2. Торговля готовой продукцией
- 27.3. Аукционная торговля товарами
- Международная торговля услугами
- Глава 28
- 28.1. Посредники во внешнеэкономической деятельности
- 28.2. Международная торговля инженерно-консультационными услугами — инжиниринг
- Международный обмен интеллектуальной собственностью
- Глава 29
- 29.1. Лицензионные соглашения на передачу знаний в международной торговле
- 29.2. Классификация лицензионных договоров
- 29.3. Соглашения о передаче ноу-хау
- 29.4. Соглашения о передаче технологии
- 29.5. Основные направления бизнеса на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности
- 29.6. Формы передачи технологии
- Телекоммуникационные услуги в мировой экономике
- Глава 30
- 30.1. Тенденции развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
- 30.3. Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
- Страховые услуги в международном бизнесе
- Глава 31
- 31.1. Мировая индустрия страхования: функции и параметры
- 31.2. Страховая география: регионы и страны
- 31.3. Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура
- Международный туризм
- Глава 32
- Международный бизнес в спорте
- Глава 33
- Международный филателистический бизнес
- Глава 34
- 34.1. Мировой филателистический рынок и международный филателистический бизнес
- 34.2. Международные филателистические программы и выставки
- 34.3. Международная ценовая политика и особенности ценообразования в филателии
- 34.4. Международные филателистические бизнес-организации