logo
Мировая экономика / Мировая экономика и международный бизнес (электронный учебник)

10.6. Фактор времени — источник конкурентного преимущества

В решении главной задачи достижения международной конкуренто­способности и ускорения экономического развития повышается ценность фактора времени, на основе которого уточняются и масштабы потерь от низких уровней доходности, загрузки капитала и скорости его оборачива­емости. Лучшие в мировой экономике время, качество и стоимость разра­ботки новой продукции становятся критичными для конкурентоспособ­ности товаров и компаний в международном бизнесе. Следует отметить, что конкурентная система улучшения качества продукции (услуг) и труда не приемлет любых потерь времени и ресурсов.

Планомерное сжатие производственного цикла и хозяйственного обо­рота является мощным, но явно недоиспользуемым источником конкурент­ного преимущества организации в мировой экономике. Обострение между­народной конкуренции заставило автомобилестроителей США признать возможности кратного сокращения цикла разработки из-за двойного отставания от Японии в его продолжительности.

Системное ускорение подъема конкурентоспособности при ограни­ченном временном ресурсе требует его тщательной «инвентаризации», хронометрического разделения производительного труда и множествен­ных потерь (помех), выявления их причин. Объективно измеряемым пара­метром ускорения и опережения конкурентов является время, к тому же редко оспаривается точность его измерения —- в отличие от условностей экономического расчета затрат и эффективности ресурсов. Такие универ­сальные меры, как лучшие в мире циклы выведения на рынки товаров или реагирования на заказ,— хорошие стартовые ориентиры, особенно если достижения конкурентов доступны для сравнения. Поэтому лидеры миро­вой экономики все чаще пользуются хронометражом операций для дости­жения конкурентных целей, диагностики состояния организации и произ­водственных процессов.

Для экономичного ускорения инновационно-производственных про­цессов и оборачиваемости бизнеса важнейшие составляющие оборота и циклы реализации товаров не исключаются, а перестраиваются, совмеща­ются и комбинируются.

Методичные изменения периода разработок, уровней затрат и каче­ства адекватно растущим требованиям потребителей и давлению конку­ренции требуют планомерного и системного управления жизненным цик­лом товаров1, обеспечивающего сокращения затрат времени и ресурсов, значительно опережающие конкурентов. Целевой временный рубеж намечается с учетом достижений конкурентов, доступных технологиче­ских возможностей и должен стать достаточно упреждающим для гаран­тии устойчивого противостояния лучшим аналогам мирового рынка.

Международные исследования и опыт лидирующих фирм подтверж­дают целесообразность установления рубежа как минимум на 50% ранее достигнутых сроков создания лучшей продукции и услуг. Менее «энер­гичные» цели обычно не стимулируют конкурентного сокращения цикла и затрат ресурсов.

Исследования выявили повышение и значительную подвижность мирового уровня конкурентоспособности: циклы выведения на рынок лучших зарубежных товаров в 1996—2000 гг. сокращались в 2—-3 раза, производственный оборот ускорялся в 3—5 раз. Поэтому для ускоренного достижения мирового уровня конкурентоспособности необходима основательная перестройка рабочих процессов, кардинальные изменения существующей организации управления, отношений к потребителям и соб­ственным работникам. Без фундаментальной перестройки (рационализа­ции, упрощения) рабочих процессов, устранения причин их отклонений, задержек и потерь экономический прорыв невозможен (особенно в крити­чески важных сферах конкурентоспособности, включая качество, себе­стоимость, скорость создания продукции и услуг).

Отбор ключевых факторов и перспективных направлений повышения конкурентоспособности может производиться по следующим основным критериям: минимизация зависимости ее наращивания от увеличения за­трат материальных ресурсов; повышение доли реализуемой на мировом рынке продукции (услуг) и уровня удовлетворенности ими (в процентах) потребителей в мировой экономике. Мировой опыт лидеров международ­ного бизнеса позволяет выделить следующие ключевые факторы повы­шения их конкурентоспособности, взаимно усиливающие друг друга:

скорость создания (реализации) потребительских ценностей, обо­рачиваемости бизнеса и реакции на изменения спроса;

качество продукции (услуг) и управления (труда);

минимизация затрат ресурсов па создание (использование) това­ров и поддержание международной конкурентоспособности.

Приоритетность распределения ресурсов в наращивании конкуренто­способности по этим направлениям может ориентировочно соответство­вать отношению 3:2:1 (что приблизительно адекватно успешному между­народному опыту ведущих компаний).

Более 90% качественных проблем субъектов международного бизнеса связано с менеджментом и может устраняться и предупреждаться систем­ным регулированием качества. Потери предприятия и страны от низкого качества продукции, управления и труда составляют 40—90% производ­ственных затрат, а системное обеспечение международного качества обходится многократно дешевле и высвобождает более половины внут­ренних ресурсов на обеспечение конкурентоспособности и инвестирова­ние экономического роста.

Международное расширение и обострение конкуренции требует достижения и удержания мирового уровня конкурентоспособности на новой основе максимально ускоренного, качественного, экономичного создания потребительских ценностей. Ускорение достижения мирового уровня конкурентоспособности связано с глубокой качественной и струк­турной перестройкой организации менеджмента, инновационных и произ­водственных процессов, образовательно-поощрительных систем развития человеческих ресурсов.

Основные термины и определения

Стержневая компетенция компании — уникальное соединение опре­деленных видов передовых знании, умений, технологий, лучших механизмов их генерирования, освоения производством и рынком, повышающих устойчивость конкурентных преимуществ в между­народном бизнесе.

Интеллектуальный капитал — уникальное и совершенствуемое познава­тельно-творческое достояние человека, коллектива, организации, которое выстраивается на взаимосвязанных человеческом, струк­турном и потребительском капиталах.

Качество — своевременное, изначально бездефектное, предельное соот­ветствие точно установленным ожиданиям потребителей, по такой стоимости, которую они с готовностью оплачивают.

Всеобщее управление качеством — сосредоточенная на потребителях си­стема непрерывного устойчивого улучшения качества на основе скоординированного вовлечения всех подразделений и работни­ков организации в максимальное удовлетворение нужд потреби­телей с минимальными затратами времени и ресурсов.

Мировая конкурентоспособность — лучшее в мире системное обеспечение конкурентных преимуществ и устойчивых способностей к успеш­ному конкурированию в международном бизнесе с экономическим превосходством конкурентов.

Вопросы для самопроверки

В чем состоит необходимость и сущность конкурентоспособности в международном бизнесе?

Почему необходимо достижение мирового уровня конкуренто­способности?

Каковы ключевые факторы конкурентоспособности и их приори­тетность?

Как повышать прибыльность компании при сокращении цен в международном бизнесе?

Почему низкое качество обходится предприятиям и стране дороже, а системное обеспечение лучшего качества — дешевле?

Литература

Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межетрановой макро­экономический анализ/Рук. направления И.С. Королев, рук. работы М.И. Гельвановский. М.: ИМЭМО РАН, 2000.

Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Познавательная книга плюс, 1999.

Национальная промышленная политика конкурентоспособности. Опыт Запада в интересах России/Рук. А.А. Дынкин, Ю.В. Курен-ков. М.: ИМЭМО РАН, 2002.

Портер М, Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003.

The Global Competitiveness Report 1997—2003. World Economic Forum. Geneva. Switzerland.