31.2. Страховая география: регионы и страны
Страховые мощности распределяются неравномерно по странам и континентам, как и сама хозяйственная активность, жизнедеятельность человека. Разрушительные последствия природных катастроф, других негативных явлений, служащие причиной и поводом для страхования, происходят повсеместно, но в одних зонах предприятия и люди в высокой степени застрахованы от финансовых последствий наступления этих событий, в других располагают слабой страховой защитой, в третьих — вообще не застрахованы.
На страховой карте мира выделяются три центра, прежде всего по объему поступившей премии: североамериканский (1050 млрд дол.), европейский (826 млрд дол.) и японский (446 млрд дол.) страховые рынки. Это старые, устоявшиеся и зрелые рынки. К числу относительно молодых и поднимающихся (emerging) можно отнести восточноазиатский страховой рынок (167 млрд дол.), латиноамериканский (40 млрд дол.) и восточноевропейский (25 млрд дол). Эти три страховые зоны обладают значительным потенциалом для роста и развития.
Страны могут быть ранжированы по критерию плотности страхования и распространенности страхования (степень охвата страхованием). Плотность страхования (insurance density) в различных государствах измеряется расходами на страхование, т.е. суммой премий, приходящейся на душу населения. Показатель охвата страхованием (insurance penetration) эквивалентен доле совокупных страховых премий в ВВП.
Данные, характеризующие страхование в разных странах, приведены в табл. 31.1—31.4.
Страхование как международный бизнес. Страховой бизнес, будучи «привязанным» к определенной стране и региону, является — среди набора отраслей, из которого состоит национальная или мировая экономика,— наиболее глобализированным. Этому бизнесу в высокой степени присуща трансграничность, которая во многом объясняется и тем, что сами объекты страхования часто находятся в движении.
Подлинным центром глобальных страховых операций является Лондонский рынок страхования. Его участниками являются:
синдикаты Ллойда;
брокерские фирмы;
страховые и перестраховочные компании;
—- клубы взаимного морского страхования, в которых участвуют владельцы судов и фрахтователи (marine protection and indemnity clubs).
Источники бизнеса Лондонского рынка — преимущественно международные, собственность участников также интернациональная. Весомая часть всех премий приходится на морское, транспортное и авиастрахование, а также на договорное перестрахование и зарубежное (overseas) прямое страхование.
Будучи многоярусным, как следует из приведенного описания, Лондонский рынок обладает уникальными особенностями благодаря такому учреждению, как Ллойд (Lloyd's, Lloyd's of London). Ллойд — это не компания, а особая рыночная структура, группа синдикатов и частных лиц, которые принимают на свою ответственность (страхуют) риски. Ллойд функционирует не напрямую, а исключительно через уполномоченных и сертифицированных брокеров и других посредников. Риски же принимает на страхование андеррайтер, который осуществляет их отбор и оценку, действуя по поручению синдикатов. Синдикаты создавались как временные объединения индивидуальных предпринимателей — инвесторов, которые брали на себя определенную часть риска, вкладывая личные средства. В 1969—1970 гг. в целях восполнения дефицита капитала доступ к участию в деятельности Ллойда открыли для иностранцев.
После 2001 г., во многом под влиянием тяжелых убытков, которые понес Ллойд как от основной, т.е. страховой деятельносч и, так и от инвестиционных операций, и после банкротства ряда его синдикатов он лишается ряда функций самоуправляемой организации и переходит под надзор Агентства финансовых операций — единый регулятор всех британских финансовых рынков. Стало возможным сравнивать Ллойд с классическими страховыми компаниями.
В последнее время Ллойд позиционирует себя в мире не как британская организация, а как международный страховой оператор. Хотя доля Ллойда в общемировом сборе премии относительно невелика, он остается законодателем по части установления страховых тарифов. Благодаря принятым мерам после пяти убыточных лет Ллойд завершил 2002 и 2003 гг. с прибылью. Сохраняя многие из присущих ему исторических особенностей, британская страховая отрасль является одновременно неотъемлемой частью и глобального страхового бизнеса, и единого европейского экономического и страхового пространства.
Страховая интеграция в рамках объединенной Европы. В передовых странах Европы страхование уже давно выросло в мощную индустрию, ключевую отрасль сегмента услуг. На него приходится 8% регионального валового продукта. Совокупные инвестиции страховых компаний в экономику стран — членов ЕС, по данным Европейского комитета по страхованию, в 2000 г. превысили рубеж в 350 млрд евро. На одно только страхование своего здоровья европейцы тратят примерно 45 млрд евро в год. В страховой отрасли занято около 1 млн человек.
Европейская интеграция с самого начала захватывала и страховую отрасль. Движение к созданию единого страхового рынка в рамках ЕС создает особенно благоприятные предпосылки для крупного страхового бизнеса, который давно уже стал транснациональным и трансграничным. Ожидаемая экономия на издержках от интеграции и унификации страховых продуктов, услуг и операций на объединенном страховом поле Европы даст крупный экономический эффект прежде всего для этих корпораций.
Способность страховых гигантов предоставлять услуги в любой стране или даже точке объединенной Европы автоматически не ведет к общеевропейскому страховому рынку — большинство страховых продуктов сохраняет «национальную индивидуальность» из-за огромного разнообразия налоговых и административных систем, унифицировать которые удастся еще нескоро. Особенно это касается частного пенсионного страхования и страхования жизни. В то же время такая мера, как введение единой европейской валюты евро, придала ускорение формированию транснациональных рынков —- перестраховочного и корпоративного страхования (того, что на Западе именуют «commercial insurance»).
В это страховое пространство, очерченное принятыми ЕС Директивами, предстоит вписаться новым членам Евросоюза — 10 восточноевропейским государствам. Это касается признания свободы учреждения страховых компаний в других странах (freedom of establishment) и свободы предоставления услуг (freedom to provide services), т.е. права вести трансграничную торговлю страховыми полисами напрямую, не учреждая для этой цели заграничных филиалов или дочерних обществ. Далее речь идет об отмене контроля со стороны органов надзора над ценами страховых продуктов и их содержанием, что сопровождается, однако, усилением контроля над платежеспособностью страховщиков.
Перед европейскими страховщиками стоят следующие проблемы: высокая уязвимость перед лицом стихийных бедствий из-за большой плотности населения, «эрозия» акционерного капитала страховых корпораций (из-за необходимости выполнять обязательства, принятые страховщиками на себя в более благоприятный период, когда они располагали большими возможностями), наконец, «переваривание» восточноевропейского страхового поля, чья емкость составляет 25 млрд дол.
Предыдущим своим развитием страховые компании Восточной Европы и стран Балтии уже во многом подготовлены к работе в рамках Евросоюза. Один из главнейших уроков развития страхования в странах с переходной экономикой состоит в том, что наиболее успешно растут именно открытые страховые рынки, привлекающие капитал и технологии из-за рубежа. На протяжении предыдущего периода в бывших социалистических странах наблюдались две встречные тенденции: сокращалась рыночная доля бывших страховых монополий и увеличивалось присутствие зарубежных операторов. В то же время восточноевропейские страховщики, не надеясь на экспансию в западном направлении, проявляют интерес к относительно свободному рынку страхования в России, где некоторые из них создали свои дочерние общества (например, Чешская страховая компания).
Япония и формирование воеточноазиатского страховою рынка. Хотя географически Япония и относится к названному региону, ее рынок стоит особняком — и по своим параметрам, и по степени зрелости. Даже при довольно низком в 50-е годы уровне жизни японцы были хорошо знакомы со страхованием. Укоренению в японском обществе культуры страхования способствовали склонность японцев к сбережениям, их предусмотрительность и привычка планировать будущее. К началу 90-х годов 90% всех японских семей располагали долгосрочными полисами накопительного страхования жизни, на эти цели направлялась четверть всех их сбережений.
Экономический прогресс и рост благосостояния создавали дополнительный платежеспособный спрос на страховые услуги. Новейшие технологии, профессиональное мастерство и квалификация помогали достигать высокой эффективности, но одновременно увеличивали уязвимость и масштабы экономических потерь, причиняемых неблагоприятными событиями. Обратной стороной научно-технического прогресса выступает рост рисков, их разнообразия и масштабов. Такие процессы, как стремительная автомобилизация, распространение потребительского кредита, развитие атомной энергетики, компьютеризация, расширяли сферу страхования.
Страховой рынок Японии — второй в мире по своей емкости. На него приходится пятая часть общемировых операций. Сегодня перед японской страховой индустрией стоит задача восстановления доверия со стороны потребителей, подорванного серией банкротств японских компаний по страхованию жизни, и освоения новейших страховых технологий.
Рядом растет страховой рынок КНР, однако этот рост не перешел в новое качество страхования. Страхование в Китае будет становиться все более востребованным, учитывая углубляющиеся рыночные реформы и отказ от прежней модели, при которой упор делался на гарантированную государством социальную защиту. Со вступлением КНР в ВТО все больше возможностей открывается для деятельности иностранных страховщиков на китайском рынке. В этих условиях для повышения уровня конкурентоспособности многие китайские страховые компании создают альянсы и вступают в партнерские отношения с иностранными компаниями, рассчитывая таким путем повысить качество управления, оптимизировать все бизнес-процессы, освоить новые технологии.
В восточиоазиатском регионе практически все страны либо вступили, либо готовятся вступить в состав ВТО, а многонациональные страховые и нестраховые корпорации строят единое страховое пространство снизу (в отличие от Европы, где это делается сверху, путем принятия соответствующих законодательных директив).
Вслед за японскими финансово-промышленными группами в страны ЮВА приходят и японские страховщики. Чем интенсивнее становятся экономические взаимосвязи внутри данного региона, тем выше потребность в трансграничных страховых услугах и операторах. Одним из конкретных проявлений этого процесса является формирование альтернативного (западному) центра международного перестрахования на базе китайских, сингапурских, южнокорейских и тайваньских компаний. В странах региона поднимается многочисленный средний класс — потребитель страховых услуг.
Бермудский рынок страхования — резервная страховая емкость.
Бермудский рынок офшорного страхования функционирует уже более трех десятилетий, но он обрел вторую жизнь и поднялся вслед за трагическими событиями 11 сентября 2001 г. как запасная страховая территория, амортизатор потрясений на других рынках. В крайне непростых для европейских страховых и перестраховочных компаний 2002—-2003 гг. бермудский рынок демонстрировал хорошие показатели и частично возмещал дефицит доступной по цене страховой защиты на европейском страховом рынке. На Бермудах зарегистрированы, как правило, страховые компании с высоким и чрезвычайно высоким уровнем капитализации и столь же высоким рейтингом. Другая его особенность — это специализация на защите именно от крупнейших и катастрофических рисков по линии страхования имущества и ответственности (а не жизни).
Для примера приведем данные о страховых компаниях Бермуд (табл. 31.5).
Бермуды — это не просто один из офшорных центров для страхования, а солидная база кэптивного страхования, т.е. страхования как распространенных, так и специальных рисков самого учредителя страхового кэптива и аффилированных с ним компаний. Именно благодаря сбалансированному и ясному законодательству, которое сочетает гибкость с требовательностью по отношению к зарегистрированным здесь страховым компаниям, Бермуды и стали признанной «мировой столицей риска».
Периферийные рынки страхования. Здесь мы рассмотрим такие периферийные рынки страхования, как Россия и страны СНГ, Африка. Ближний Восток и Центральная Азия, Латинская Америка и Карибский бассейн.
Россия и страны СНГ (совокупное поступление страховых взносов — 18 млрд дол.). Единый страховой рынок в СНГ еще не сформировался. Некоторые страны СНГ практически полностью открыли свои рынки страхования, другие остаются закрытыми для компаний из дальнего и ближнего зарубежья. Поэтому актуальной проблемой выступает гармонизация страхового законодательства стран —членов Содружества.
С разной степенью успешности вводится обязательное страхование автогражданской ответственности — в России соответствующий закон действует, в Украине существует главным образом на бумаге. Широкое распространение получили псевдостраховые схемы в прямом страховании и перестраховании, которые преследуют цель налоговой оптимизации, а не предоставления реальной страховой зашиты.
Львиная доля страховых взносов в зоне СНГ приходится на Россию, страховой бизнес которой развивается опережающими темпами по сравнению с другими отраслями российской экономики. С 2004 г. после принятия новой редакции закона об организации страхового дела российский страховой рынок практически полностью открыт для компаний из стран Евросоюза, как это и предусматривалось Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом от 1994 г. Европейские страховщики могут учреждать в России компании со 100%-ным иностранным капиталом. Из-за низкой капитализации российские страховые компании широко прибегают к перестрахованию за рубежом.
Африка (24 млрд дол.). Страхование на континенте распространяется на «плечах» международных корпораций, которые и привносят культуру страхования на местную почву. Основная часть страховых взносов приходится на Южную Африку. Страховые перспективы Африки во многом зависят от того, как будут развиваться события на юге континента. Многим странам, сталкивающимся с такими явлениями, как недостаток продовольствия, низкий уровень жизни, стихийные бедствия и политические катаклизмы, совсем не до страхования.
Ближний Восток и Центральная Азия (11 млрд дол.). Общерегиональной тенденцией является либерализация рынка и введение обязательных видов страхования. Предпринимаются попытки совместить классическое страхование с исламом. С одной стороны, часть нефтяных доходов перетекает в страховой сектор, создавая страховые емкости, превышающие потребности местного рынка. С другой стороны, угроза, исходящая от экстремизма и воинствующего исламизма, подрывает стабильность и делает ситуацию трудно прогнозируемой с точки зрения перспектив страхового бизнеса.
Латинская Америка и Карибский бассейн (40 млрд дол.). Одни страны региона успешно реформировали свою экономику на рыночных принципах, другие увязли в глубоких социальных и экономических проблемах, что отражается и на состоянии страхового бизнеса. Целому ряду стран еще предстоит создать зрелую страховую отрасль.
Отдельные региональные и национальные страховые рынки все больше функционируют как единый глобальный страховой механизм. Режим регулирования и надзора при этом становится все более единообразным, что показывает и пример объединенной Европы, и реформы Ллойда. Восточноазиатская экономическая зона при этом обретает свои страховые очертания, формируясь вокруг японского страхового рынка. Два процесса формируют в большой степени становление новых страховых рынков: либерализация и введение обязательных видов страхования.
- Мировая экономика и международный бизнес
- 1.2. Изменения в социально-экономической картине мира
- 1.3. Основные направления отраслевых сдвигов
- 1.4. Становление глобального хозяйства
- Транснациональные корпорации и банки в международном бизнесе
- Глава 2
- 2.1. Транснациональные корпорации
- 2.2. Транснациональные банки
- Международные интеграционные объединения на региональных пространствах мира
- Глава 3
- 3.1. Европейский Союз и формирование общеевропейского экономического пространства
- 3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле
- 3.3. Интеграционные объединения Латинской Америки
- 3.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
- 3.5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
- 3.6. Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство
- Роль организации объединенных наций
- 4.1. Организация Объединенных Наций и ее система специализированных учреждений участие и вклад в развитие международного бизнеса
- 4.2. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли
- Партнерство государства и международного бизнеса
- Глава 5
- 5.1. Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса
- 5.2. Формы партнерства государства и международного бизнеса
- 5.3 Мировой опыт партнерства государства и международного бизнеса
- Межгосударственное регулирование международного бизнеса
- Глава 6
- 6.1. Специфика национального регулирования
- 6.2. Виды межгосударственного регулирования
- 6.3. Особенности соглашении о ликвидации двойного налогообложения
- 6.4. Основные задачи двусторонних инвестиционных соглашений
- Прогнозирование мирового рынка —
- 7.2. Прогнозы как исходная основа для принятия эффективных тактических и стратегических решений рыночного поведения
- Экономико-математическое моделирование __ мирохозяйственных связей
- Глава 8
- 8.1. Стандартная модель международной торговли
- 8.4. Анализ структуры мировой экономики методом «затраты — выпуск»
- Раздел II
- 9.1. Национальные инновационные системы
- 9.2. Наука, инновации и государство
- 9.3. Инновационный бизнес
- 9.4. Тенденции глобализации
- 9.5. Инновационный бизнес в России
- Конкурентоспособность в международном бизнесе
- Глава 10
- 10.1. Понятие и сущность конкурентоспособности
- 10.2. Конкурентоспособность предприятия
- 10.3. Менеджмент как система обеспечения конкурентоспособности
- 10.5. Сокращение затрат — фактор роста конкурентоспособности
- 10.6. Фактор времени — источник конкурентного преимущества
- Ценообразование в международном бизнесе
- Глава 11
- 11.2. Принципы ценообразования и виды цен
- 11.3. Мировые цены в условиях глобализации и электронизации мирохозяйственных связей
- Международный маркетинг — философия современного бизнеса
- Глава 12
- 12.1. Концепция маркетинга: понятие, цели
- 12.2. Особенности международного маркетинга
- Аутсорсинг в международном бизнесе
- Глава 13
- 13.1. Понятие аутсорсинга
- 13.2. Возникновение и развитие практического аутсорсинга
- Логистика
- 14.2. Формы и методы организации логистики в международном бизнесе
- 14.3. Национальное и международное правовое регулирование международной логистики
- Раздел III международный бизнес в основных секторах мировой экономики агропромышленный комплекс
- Глава 15
- 15.1. Общая характеристика
- 15.2. Основные тенденции развития сельского хозяйства
- 15.4. Формы собственности в апк
- 15.5. Международная торговля продовольствием и сырьем для его производства
- 15.6. Регулирование аграрного сектора
- 15.7. Глобальная продовольственная проблема
- Топливно-энергетический комплекс
- Глава 16
- 16.1. Основные тенденции мирового рынка первичных энергоносителей
- 16.2. Особенности развития мирового рынка нефти
- 16.3. Основные тенденции развития мирового рынка природного газа
- 16.4. Основные тенденции развития мирового рынка угля
- 16.5. Основные тенденции развития мирового производства электроэнергии
- Химическая промышленность
- Глава 17
- 17.1. Роль и место отрасли в мировой экономике
- 17.3. Региональная структура производства
- 17.4. Региональная специализация производства
- 17.5. Реструктуризация производства
- 17.6. Перелив предпринимательского капитала
- 17.7. Организационная структура
- 17.8. Внешняя торговля
- 17.9. Химическая промышленность России
- Металлургический комплекс
- Глава 18
- 18.1. Черная металлургия
- 18.2. Цветная металлургия
- 18.3. Основные проблемы развития металлургического комплекса
- 18.4. Мировой рынок металлопродукции
- Машиностроительный комплекс
- Глава 19
- 19.1. Развитие основных центров машиностроения
- 19.2. Общее машиностроение
- 19.3. Электротехника и электронике
- 19.4. Транспортное машиностроение
- Военно-промышленный комплекс
- Глава 20
- 20.1. Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений
- 20.2. Особенности развития мирового рынка военной авиационной техники (на примере рынка боевых самолетов)
- Мировой транспорт
- Глава 21
- 21.1. Совершенствование технологии
- 21.2. Морской транспорт
- 21.3. Внутренний водный транспорт
- 21.4. Железнодорожный транспорт
- 21.5. Автомобильный транспорт
- 21.6. Воздушный транспорт
- 21.7. Трубопроводный транспорт
- Раздел IV
- 22.2. Структура и развитие международных финансовых рынков как экономической среды для бизнеса
- Международные финансовые организации в мировой экономике
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный фонд и его влияние па международный бизнес
- 23.2. Всемирный банк и его партнерство с международным бизнесом
- 23.3. Банк международных расчетов
- 23.4. Организация экономического сотрудничества и развития
- 23.5. Европейский банк реконструкции и развития и его роль в развитии европейского бизнеса
- 23.6. Европейский инвестиционный банк — источник финансирования инвестиций в странах ес
- 23.7. Межамериканский банк развития — финансовый центр развития латиноамериканских государств
- 23.8. Азиатский банк развития и экономическое развитие азиатских стран
- 23.9. Африканский банк развития и его роль в развитии экономики африканских стран
- 23.10. Россия и международные финансовые организации: взаимодействие и партнерство
- Стратегии развития международного финансового бизнеса
- Глава 24
- 24.1. Операции спот и форвард
- 24.2. Фьючерсные контракты
- 24.4. Оптимальные стратегии поведения на рынке ценных бумаг
- Международный банковский бизнес
- Глава 25
- 25.1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем
- 25.2. Современные организационно-правовые формы международной банковской деятельности
- 25.3. Виды услуг и операций в международном банковском бизнесе
- 25.4. Регулирование международной банковской деятельности
- 25.5. Офшорный банковский бизнес
- Раздел V
- 26.1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей
- 26.2. Основные тенденции и особенности развития международной торговли
- 26.3. Внешнеторговая политика в эпоху глобализации
- 26.4. Россия в международной торговле
- Современные формы и методы международной торговли
- Глава 27
- 27.1. Встречная торговля товарами
- 27.2. Торговля готовой продукцией
- 27.3. Аукционная торговля товарами
- Международная торговля услугами
- Глава 28
- 28.1. Посредники во внешнеэкономической деятельности
- 28.2. Международная торговля инженерно-консультационными услугами — инжиниринг
- Международный обмен интеллектуальной собственностью
- Глава 29
- 29.1. Лицензионные соглашения на передачу знаний в международной торговле
- 29.2. Классификация лицензионных договоров
- 29.3. Соглашения о передаче ноу-хау
- 29.4. Соглашения о передаче технологии
- 29.5. Основные направления бизнеса на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности
- 29.6. Формы передачи технологии
- Телекоммуникационные услуги в мировой экономике
- Глава 30
- 30.1. Тенденции развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
- 30.3. Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
- Страховые услуги в международном бизнесе
- Глава 31
- 31.1. Мировая индустрия страхования: функции и параметры
- 31.2. Страховая география: регионы и страны
- 31.3. Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура
- Международный туризм
- Глава 32
- Международный бизнес в спорте
- Глава 33
- Международный филателистический бизнес
- Глава 34
- 34.1. Мировой филателистический рынок и международный филателистический бизнес
- 34.2. Международные филателистические программы и выставки
- 34.3. Международная ценовая политика и особенности ценообразования в филателии
- 34.4. Международные филателистические бизнес-организации