13.1. Понятие аутсорсинга
Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английского outside resource using — использование внешних ресурсов. В практике международного бизнеса под аутсорсингом понимают выполнение отдельных бизнес-функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения. В настоящее время аутсорсинг рассматривается как современная методология создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции трех экономических центров, сложившихся к началу XXI в.: США, Японии и Европы.
Аутсорсинг предполагает привлечение так называемой третьей стороны для решения проблем организации во взаимоотношениях с внешней средой, а также внутренних проблем, связанных с реализацией конкретных бизнес-процессов или использованием наукоемких технологий, например информационных. Применение аутсорсинга подразумевает приобретение услуг, и именно с такой точки зрения этот процесс рассматривается большинством современных специалистов в области практического менеджмента.
Наряду с понятием «аутсорсинг» существуют и другие понятия, отражающие сущность данного явления, которое в различных сферах деятельности организации принимает различные формы. В качестве примера приведем следующее:
использование услуг сторонних организаций для решения финансовых, налоговых, юридических проблем, связанных с осуществлением коммерческих операций;
привлечение внешних организаций для решения собственных проблем (например, разработки проектов);
перевод производства в регион с более дешевой рабочей силой с целью снижения себестоимости;
использование наемных работников без заключения трудового договора (иногда при посредничестве специализированного агентства);
отказ от выполнения отдельных бизнес-пропсссов или видов деятельности и передача их внешнему исполнителю (поставщику) при заключении соответствующего соглашения на определенный период;
перевод отдельных подразделений и связанных с ними активов в организацию поставщика услуг (аутсорссра), иногда лишь на период действия соглашения на выполнение отдельных видов деятельности;
кооперация;
обслуживание техники специалистами внешней фирмы;
дистанционное использование труда специалистов в области компьютерных технологий (программистов);
передача функций контроля за выполнением отдельных функций внешней организации, специализирующейся в данной сфере (экстернали-зация).
Методология аутсорсинга отражается в отдельных организационных решениях, суть которых заключается в разделении всех бизнес-процессов на основные и вспомогательные и реализации вспомогательных, а иногда и основных бизнес-процессов силами сторонних организаций — аутсор-серов. Цель применения аутсорсинга — использование передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удержания конкурентных преимуществ во все более обостряющейся конкурентной борьбе. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений. Практическим результатом применения аутсорсинга является возможность направлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функций, которые составляют се сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аутсор-'ссру) тс функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие достижения в области науки, техники и технологии, обеспечив максимальное удовлетворение ожиданий потребителя, максимальное соответствие требованиям рынка.
- Мировая экономика и международный бизнес
- 1.2. Изменения в социально-экономической картине мира
- 1.3. Основные направления отраслевых сдвигов
- 1.4. Становление глобального хозяйства
- Транснациональные корпорации и банки в международном бизнесе
- Глава 2
- 2.1. Транснациональные корпорации
- 2.2. Транснациональные банки
- Международные интеграционные объединения на региональных пространствах мира
- Глава 3
- 3.1. Европейский Союз и формирование общеевропейского экономического пространства
- 3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле
- 3.3. Интеграционные объединения Латинской Америки
- 3.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
- 3.5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
- 3.6. Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство
- Роль организации объединенных наций
- 4.1. Организация Объединенных Наций и ее система специализированных учреждений участие и вклад в развитие международного бизнеса
- 4.2. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли
- Партнерство государства и международного бизнеса
- Глава 5
- 5.1. Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса
- 5.2. Формы партнерства государства и международного бизнеса
- 5.3 Мировой опыт партнерства государства и международного бизнеса
- Межгосударственное регулирование международного бизнеса
- Глава 6
- 6.1. Специфика национального регулирования
- 6.2. Виды межгосударственного регулирования
- 6.3. Особенности соглашении о ликвидации двойного налогообложения
- 6.4. Основные задачи двусторонних инвестиционных соглашений
- Прогнозирование мирового рынка —
- 7.2. Прогнозы как исходная основа для принятия эффективных тактических и стратегических решений рыночного поведения
- Экономико-математическое моделирование __ мирохозяйственных связей
- Глава 8
- 8.1. Стандартная модель международной торговли
- 8.4. Анализ структуры мировой экономики методом «затраты — выпуск»
- Раздел II
- 9.1. Национальные инновационные системы
- 9.2. Наука, инновации и государство
- 9.3. Инновационный бизнес
- 9.4. Тенденции глобализации
- 9.5. Инновационный бизнес в России
- Конкурентоспособность в международном бизнесе
- Глава 10
- 10.1. Понятие и сущность конкурентоспособности
- 10.2. Конкурентоспособность предприятия
- 10.3. Менеджмент как система обеспечения конкурентоспособности
- 10.5. Сокращение затрат — фактор роста конкурентоспособности
- 10.6. Фактор времени — источник конкурентного преимущества
- Ценообразование в международном бизнесе
- Глава 11
- 11.2. Принципы ценообразования и виды цен
- 11.3. Мировые цены в условиях глобализации и электронизации мирохозяйственных связей
- Международный маркетинг — философия современного бизнеса
- Глава 12
- 12.1. Концепция маркетинга: понятие, цели
- 12.2. Особенности международного маркетинга
- Аутсорсинг в международном бизнесе
- Глава 13
- 13.1. Понятие аутсорсинга
- 13.2. Возникновение и развитие практического аутсорсинга
- Логистика
- 14.2. Формы и методы организации логистики в международном бизнесе
- 14.3. Национальное и международное правовое регулирование международной логистики
- Раздел III международный бизнес в основных секторах мировой экономики агропромышленный комплекс
- Глава 15
- 15.1. Общая характеристика
- 15.2. Основные тенденции развития сельского хозяйства
- 15.4. Формы собственности в апк
- 15.5. Международная торговля продовольствием и сырьем для его производства
- 15.6. Регулирование аграрного сектора
- 15.7. Глобальная продовольственная проблема
- Топливно-энергетический комплекс
- Глава 16
- 16.1. Основные тенденции мирового рынка первичных энергоносителей
- 16.2. Особенности развития мирового рынка нефти
- 16.3. Основные тенденции развития мирового рынка природного газа
- 16.4. Основные тенденции развития мирового рынка угля
- 16.5. Основные тенденции развития мирового производства электроэнергии
- Химическая промышленность
- Глава 17
- 17.1. Роль и место отрасли в мировой экономике
- 17.3. Региональная структура производства
- 17.4. Региональная специализация производства
- 17.5. Реструктуризация производства
- 17.6. Перелив предпринимательского капитала
- 17.7. Организационная структура
- 17.8. Внешняя торговля
- 17.9. Химическая промышленность России
- Металлургический комплекс
- Глава 18
- 18.1. Черная металлургия
- 18.2. Цветная металлургия
- 18.3. Основные проблемы развития металлургического комплекса
- 18.4. Мировой рынок металлопродукции
- Машиностроительный комплекс
- Глава 19
- 19.1. Развитие основных центров машиностроения
- 19.2. Общее машиностроение
- 19.3. Электротехника и электронике
- 19.4. Транспортное машиностроение
- Военно-промышленный комплекс
- Глава 20
- 20.1. Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений
- 20.2. Особенности развития мирового рынка военной авиационной техники (на примере рынка боевых самолетов)
- Мировой транспорт
- Глава 21
- 21.1. Совершенствование технологии
- 21.2. Морской транспорт
- 21.3. Внутренний водный транспорт
- 21.4. Железнодорожный транспорт
- 21.5. Автомобильный транспорт
- 21.6. Воздушный транспорт
- 21.7. Трубопроводный транспорт
- Раздел IV
- 22.2. Структура и развитие международных финансовых рынков как экономической среды для бизнеса
- Международные финансовые организации в мировой экономике
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный фонд и его влияние па международный бизнес
- 23.2. Всемирный банк и его партнерство с международным бизнесом
- 23.3. Банк международных расчетов
- 23.4. Организация экономического сотрудничества и развития
- 23.5. Европейский банк реконструкции и развития и его роль в развитии европейского бизнеса
- 23.6. Европейский инвестиционный банк — источник финансирования инвестиций в странах ес
- 23.7. Межамериканский банк развития — финансовый центр развития латиноамериканских государств
- 23.8. Азиатский банк развития и экономическое развитие азиатских стран
- 23.9. Африканский банк развития и его роль в развитии экономики африканских стран
- 23.10. Россия и международные финансовые организации: взаимодействие и партнерство
- Стратегии развития международного финансового бизнеса
- Глава 24
- 24.1. Операции спот и форвард
- 24.2. Фьючерсные контракты
- 24.4. Оптимальные стратегии поведения на рынке ценных бумаг
- Международный банковский бизнес
- Глава 25
- 25.1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем
- 25.2. Современные организационно-правовые формы международной банковской деятельности
- 25.3. Виды услуг и операций в международном банковском бизнесе
- 25.4. Регулирование международной банковской деятельности
- 25.5. Офшорный банковский бизнес
- Раздел V
- 26.1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей
- 26.2. Основные тенденции и особенности развития международной торговли
- 26.3. Внешнеторговая политика в эпоху глобализации
- 26.4. Россия в международной торговле
- Современные формы и методы международной торговли
- Глава 27
- 27.1. Встречная торговля товарами
- 27.2. Торговля готовой продукцией
- 27.3. Аукционная торговля товарами
- Международная торговля услугами
- Глава 28
- 28.1. Посредники во внешнеэкономической деятельности
- 28.2. Международная торговля инженерно-консультационными услугами — инжиниринг
- Международный обмен интеллектуальной собственностью
- Глава 29
- 29.1. Лицензионные соглашения на передачу знаний в международной торговле
- 29.2. Классификация лицензионных договоров
- 29.3. Соглашения о передаче ноу-хау
- 29.4. Соглашения о передаче технологии
- 29.5. Основные направления бизнеса на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности
- 29.6. Формы передачи технологии
- Телекоммуникационные услуги в мировой экономике
- Глава 30
- 30.1. Тенденции развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
- 30.3. Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
- Страховые услуги в международном бизнесе
- Глава 31
- 31.1. Мировая индустрия страхования: функции и параметры
- 31.2. Страховая география: регионы и страны
- 31.3. Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура
- Международный туризм
- Глава 32
- Международный бизнес в спорте
- Глава 33
- Международный филателистический бизнес
- Глава 34
- 34.1. Мировой филателистический рынок и международный филателистический бизнес
- 34.2. Международные филателистические программы и выставки
- 34.3. Международная ценовая политика и особенности ценообразования в филателии
- 34.4. Международные филателистические бизнес-организации