logo
Мировая экономика / Мировая экономика и международный бизнес (электронный учебник)

13.1. Понятие аутсорсинга

Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английского outside resource using — использование внешних ресурсов. В практике между­народного бизнеса под аутсорсингом понимают выполнение отдельных бизнес-функций (производственных, сервисных, информационных, финан­совых, управленческих и пр.) внешней организацией, располагающей не­обходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения. В настоящее время аутсорсинг рассматривается как современная методо­логия создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции трех экономических центров, сложив­шихся к началу XXI в.: США, Японии и Европы.

Аутсорсинг предполагает привлечение так называемой третьей сто­роны для решения проблем организации во взаимоотношениях с внешней средой, а также внутренних проблем, связанных с реализацией конкрет­ных бизнес-процессов или использованием наукоемких технологий, например информационных. Применение аутсорсинга подразумевает при­обретение услуг, и именно с такой точки зрения этот процесс рассматри­вается большинством современных специалистов в области практического менеджмента.

Наряду с понятием «аутсорсинг» существуют и другие понятия, отра­жающие сущность данного явления, которое в различных сферах деятель­ности организации принимает различные формы. В качестве примера при­ведем следующее:

использование услуг сторонних организаций для решения финан­совых, налоговых, юридических проблем, связанных с осуществлением коммерческих операций;

привлечение внешних организаций для решения собственных проблем (например, разработки проектов);

перевод производства в регион с более дешевой рабочей силой с целью снижения себестоимости;

использование наемных работников без заключения трудового договора (иногда при посредничестве специализированного агентства);

отказ от выполнения отдельных бизнес-пропсссов или видов деятельности и передача их внешнему исполнителю (поставщику) при заключении соответствующего соглашения на определенный период;

перевод отдельных подразделений и связанных с ними активов в организацию поставщика услуг (аутсорссра), иногда лишь на период дей­ствия соглашения на выполнение отдельных видов деятельности;

кооперация;

обслуживание техники специалистами внешней фирмы;

дистанционное использование труда специалистов в области ком­пьютерных технологий (программистов);

передача функций контроля за выполнением отдельных функций внешней организации, специализирующейся в данной сфере (экстернали-зация).

Методология аутсорсинга отражается в отдельных организационных решениях, суть которых заключается в разделении всех бизнес-процессов на основные и вспомогательные и реализации вспомогательных, а иногда и основных бизнес-процессов силами сторонних организаций — аутсор-серов. Цель применения аутсорсинга — использование передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удержания конкурентных преиму­ществ во все более обостряющейся конкурентной борьбе. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдель­ных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглаше­ний. Практическим результатом применения аутсорсинга является возмож­ность направлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функций, которые составляют се сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аутсор-'ссру) тс функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие достижения в области науки, техники и технологии, обеспечив максимальное удовлет­ворение ожиданий потребителя, максимальное соответствие требованиям рынка.