Раздел IV
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС:
СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ И РЫНОК
КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Глава 22
Глава посвящена выявлению сущности международного финансового бизнеса, анализу причин его появления, развития и современного состояния. В качестве экономической среды, в рамках которой осуществляется международный финансовый бизнес, рассматриваются международные финансовые рынки, их структура и этапы развития.
22.1. Международный финансовый бизнес: понятие, эволюция и участники
История развития товарно-денежных отношений начинается у истоков человеческого общества. Наличная оплата была самой древней формой расчета — наглядной, но не очень удобной (например, по одной кобылице или по два жеребца за каждый ствол ливанского кедра платил Царь Соломон в XI в. до н.э. при строительстве Первого храма в Иерусалиме). Наличный расчет был характерен для локальной торговли, но международная торговля была немыслима без безналичной формы расчетов.
Спрос на безналичные расчеты в межнациональных сделках породил еще в XVI—XVII вв. вексельные формы международных расчетов. Непременным участником безналичных расчетов между партнерами начиная с XVIII в. стали банки. Преимущества безналичного расчета вполне очевидны: удобство оперирования крупными суммами, стандартность операции перечисления, простота учета и отчетности, существенная безопасность, гарантия сохранности средств и их контроля, привлечение кредитования и различных форм финансирования торговых сделок.
В течение длительного исторического периода в роли инструмента международных расчетов выступало золото. Однако на практике международные расчеты все-таки всегда осуществлялись в общепризнанно сильной и устойчивой (твердой) валюте мира, которая получила название резервной валюты. В XIX в. и до Первой мировой войны международные расчеты вели, как правило, в английских фунтах стерлингов.
После Второй мировой войны главной резервной валютой западного мира стал доллар США, который в настоящее время обслуживает около 45% внешнеторгового оборота. Это объяснялось не только тем, что рассчитываться золотом неудобно, поскольку каждый раз приходилось производить аффинажную обработку золота: отливать определенного размера слиток золота соответствующего веса и процентного содержания золота (стандартный слиток золота имеет массу 12 500 г, в лигатуре пробу 0,9995), но также нести расходы по его пересылке из одной страны в другую и страхованию перевозок драгоценного металла, что составляет, как правило, 1% стоимости поставки золота. Главная же причина состоит в том, что развитие внешнеторгового оборота во все времена значительно обгоняло мировую добычу драгоценных металлов (в частности, золота). С развитием кредитных отношений кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки) постепенно вытеснили золото сначала из внутреннего денежного обращения, а затем и из международных валютных отношений. В 70-е годы XX столетия произошла официальная демонетизация золота, т.е. золото постепенно утратило прямую функцию мировых денег.
В современных условиях золото выполняет функции мировых денег лишь частично и опосредованно — через операции на рынках золота, где на золото как высоколиквидный товар можно быстро реализовать и приобрести необходимые валюты и соответственно товары или использовать золото в качестве залога при получении иностранных кредитов. Вместе с тем золото выступает и в настоящее время как необходимый страховой фонд государства в виде золотых резервов центрального банка, а также в качестве средства тезаврации (накопления) для частных лиц.
Помимо доллара США и других свободно конвертируемых валют в качестве мировых денег в настоящее время используются СДР (специальные права заимствования) и евро — денежная единица, применяемая странами Европейского валютно-экономического союза.
Чтобы обеспечить функционирование системы международных расчетов, необходимо в рамках мировой, региональной и национальной валютных систем проводить следующие финансовые операции:
конверсия валют —- обмен национальной валюты на иностранную;
операции по купле-продаже валют, осуществляемые в коммерческих банках или на биржах, их принято называть валютным дилингом;
операции коммерческих банков по привлечению и размещению валютных средств, которые называются депозитно-кредитными. Это межбанковские операции по взаимному кредитованию, по размещению привлеченных или собственных средств, предоставление, оформление и мониторинг кредитов;
банковское обслуживание внешнеторговых расчетов в формах, принятых в международной практике;
операции, связанные с обслуживанием владельцев кредитных (дебетовых) карточек.
Финансовый бизнес - особая ф0рМа предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги (валюта) и ценные бумаги. Спрос на денежные ресУрсь1 и капитал В03НикаеТ вследствие ограниченности и недостаточности финансовых ресурсов. Деньги (валюта) продаются банками предпринимателям или предоставляются им в кредит. Прибыль банка возникает в результате разницы между ценой покупки и продажи валюты или в результате взимания процентов за предоставление денежных (валютных) ресурсов. Ценные бумаги обслуживают долгосрочноеинвестирование бизнеса и приносят прибыль в виде дивидендов по акциям или процентов по облигациям. Кроме того, ценные бумаги продаются или покупаются с целью получения спекулятивного дохода на курсовой разнице, которая может возникнуть в результате изменения цен покупки и продажи ценных бумаг.
Как любой вид предпринимательства, финансовый бизнес связан с определенным риском, который возникает вследствие неопределенности решений из-за неполноты и недостаточности информации о состоянии (конъюнктуре) финансовых рынков (о наличии и величине спроса и предложения на капитал и денежные ресурсы, о финансовой устойчивости и платежеспособности клиентов, о тарифах и дивидендах, о позиции и действиях возможных конкурентов и т.д.), в результате несбалансированности основных компонентов в мировых финансово-кредитных отношениях.
Для минимизации финансовых рисков возникает страховой бизнес, одним из сегментов которого является хеджирование. Под хеджированием понимаются компенсационные действия, предпринимаемые покупателем или продавцом на валютном или фондовом рынке, чтобы предохранить свой доход в будущем от изменения валютного курса или цен на фондовые инструменты. Наличие хеджирования, в свою очередь, порождает специальные рынки вторичных финансовых инструментов — деривативов. Таким образом, технология международного финансового бизнеса заключается в выборе той или иной стратегии инвестирования денежных средств в различные финансовые инструменты (основные мировые валюты и ценные бумаги) с целью извлечения прибыли.
Предполагается, что процесс управления инвестируемым капиталом разворачивается во времени в виде динамической последовательности инвестиционных решений. Если целью инвестиционной деятельности является максимизация прибыли на вложенные средства, при условии ограничения риска инвестиций, то искомая инвестиционная (спекулятивная) стратегия, обеспечивающая экстремальное значение выбранному критерию, одновременно будет являться оптимальной стратегией.
Участниками международного финансового бизнеса выступают:
государства и центральные банки;
национальные и транснациональные банки, крупные коммерческие банки, через которые производится основная масса всех международных расчетов и торговли ценными бумагами;
национальные компании, в первую очередь ТНК;
пенсионные, инвестиционные взаимные и хедж-фонды; — страховые компании;
население и частные инвесторы;
электронные сетевые рынки и валютные биржи.
Когда же реально возник международный финансовый бизнес? Время его возникновения можно связать с развитием международных валютных,
кредитных и фондовых рынков. Действительно, валютные векселя появились на первых вексельных ярмарках еще в Средние века, видимо, в городах-государствах Италии. Однако о развитых финансовых рынках в современном понимании можно говорить тогда, когда возникают акционерные общества, валютные и фондовые биржи. Это произошло в начале XVII в. Голландская фондовая биржа является, по существу, первым фондовым рынком. Дальнейшему усилению международного финансового бизнеса способствовало:
развитие международных экономических связей; —интернационализация хозяйственных связей;
укрепление мировой валютной системы;
усиление концентрации и централизации банковского капитала. Международный финансовый бизнес особенно быстро развивается во второй половине XX в. и в начале XXI в. по ряду причин. Во-первых, мировая финансовая среда вследствие глобализации мировой экономики стремительно менялась в течение последних десятилетий. Эти изменения выразились в распаде коммунистической системы в России и странах Восточной Европы и переходе их к рыночной экономике, что способствовало росту рынка евровалют, развитию общего европейского рынка, усилению роли ТНК, усилению движения международных капиталов. Развитию международного финансового бизнеса способствовал процесс опережающего развития финансового сектора в экономике, что представляет собой:
увеличение удельного веса финансового сектора экономики в ВВП промышленно развитых стран;
рост удельного веса финансовых услуг в общем объеме услуг (в развитых странах финансовые услуги составляют более 50% всех услуг);
опережающее развитие финансовых рынков по отношению к товарным рынкам. На каждый доллар, задействованный на рынках товаров, приходится более 60 дол. на финансовых рынках;
рост доли финансовых активов в балансах предприятий;
увеличение доли финансовых инструментов в имущественных сбережениях населения при уменьшении доли банковских депозитов в реальных активах. Например, 45% американцев являются держателями акций, и колебание цен на фондовых рынках во многом определяет их личное богатство.
Полем деятельности международного финансового бизнеса выступают финансовые рынки. Развитие компьютерных сетей способствовало глобализации финансовых рынков и ведущих международных валютных центров. Более тесные взаимосвязи между международными центрами произвели финансовую революцию, суть которой состоит в увеличении числа и роли финансовых институтов, в финансовой интеграции и быстром темпе разработки новых финансовых методов и банковских технологий.
Наряду с позитивными изменениями мировой финансовой среды следует отметить и ряд негативных моментов: более частыми стали международные финансовые кризисы, углубляется кризис международный задолженности.
- Мировая экономика и международный бизнес
- 1.2. Изменения в социально-экономической картине мира
- 1.3. Основные направления отраслевых сдвигов
- 1.4. Становление глобального хозяйства
- Транснациональные корпорации и банки в международном бизнесе
- Глава 2
- 2.1. Транснациональные корпорации
- 2.2. Транснациональные банки
- Международные интеграционные объединения на региональных пространствах мира
- Глава 3
- 3.1. Европейский Союз и формирование общеевропейского экономического пространства
- 3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле
- 3.3. Интеграционные объединения Латинской Америки
- 3.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
- 3.5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
- 3.6. Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство
- Роль организации объединенных наций
- 4.1. Организация Объединенных Наций и ее система специализированных учреждений участие и вклад в развитие международного бизнеса
- 4.2. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли
- Партнерство государства и международного бизнеса
- Глава 5
- 5.1. Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса
- 5.2. Формы партнерства государства и международного бизнеса
- 5.3 Мировой опыт партнерства государства и международного бизнеса
- Межгосударственное регулирование международного бизнеса
- Глава 6
- 6.1. Специфика национального регулирования
- 6.2. Виды межгосударственного регулирования
- 6.3. Особенности соглашении о ликвидации двойного налогообложения
- 6.4. Основные задачи двусторонних инвестиционных соглашений
- Прогнозирование мирового рынка —
- 7.2. Прогнозы как исходная основа для принятия эффективных тактических и стратегических решений рыночного поведения
- Экономико-математическое моделирование __ мирохозяйственных связей
- Глава 8
- 8.1. Стандартная модель международной торговли
- 8.4. Анализ структуры мировой экономики методом «затраты — выпуск»
- Раздел II
- 9.1. Национальные инновационные системы
- 9.2. Наука, инновации и государство
- 9.3. Инновационный бизнес
- 9.4. Тенденции глобализации
- 9.5. Инновационный бизнес в России
- Конкурентоспособность в международном бизнесе
- Глава 10
- 10.1. Понятие и сущность конкурентоспособности
- 10.2. Конкурентоспособность предприятия
- 10.3. Менеджмент как система обеспечения конкурентоспособности
- 10.5. Сокращение затрат — фактор роста конкурентоспособности
- 10.6. Фактор времени — источник конкурентного преимущества
- Ценообразование в международном бизнесе
- Глава 11
- 11.2. Принципы ценообразования и виды цен
- 11.3. Мировые цены в условиях глобализации и электронизации мирохозяйственных связей
- Международный маркетинг — философия современного бизнеса
- Глава 12
- 12.1. Концепция маркетинга: понятие, цели
- 12.2. Особенности международного маркетинга
- Аутсорсинг в международном бизнесе
- Глава 13
- 13.1. Понятие аутсорсинга
- 13.2. Возникновение и развитие практического аутсорсинга
- Логистика
- 14.2. Формы и методы организации логистики в международном бизнесе
- 14.3. Национальное и международное правовое регулирование международной логистики
- Раздел III международный бизнес в основных секторах мировой экономики агропромышленный комплекс
- Глава 15
- 15.1. Общая характеристика
- 15.2. Основные тенденции развития сельского хозяйства
- 15.4. Формы собственности в апк
- 15.5. Международная торговля продовольствием и сырьем для его производства
- 15.6. Регулирование аграрного сектора
- 15.7. Глобальная продовольственная проблема
- Топливно-энергетический комплекс
- Глава 16
- 16.1. Основные тенденции мирового рынка первичных энергоносителей
- 16.2. Особенности развития мирового рынка нефти
- 16.3. Основные тенденции развития мирового рынка природного газа
- 16.4. Основные тенденции развития мирового рынка угля
- 16.5. Основные тенденции развития мирового производства электроэнергии
- Химическая промышленность
- Глава 17
- 17.1. Роль и место отрасли в мировой экономике
- 17.3. Региональная структура производства
- 17.4. Региональная специализация производства
- 17.5. Реструктуризация производства
- 17.6. Перелив предпринимательского капитала
- 17.7. Организационная структура
- 17.8. Внешняя торговля
- 17.9. Химическая промышленность России
- Металлургический комплекс
- Глава 18
- 18.1. Черная металлургия
- 18.2. Цветная металлургия
- 18.3. Основные проблемы развития металлургического комплекса
- 18.4. Мировой рынок металлопродукции
- Машиностроительный комплекс
- Глава 19
- 19.1. Развитие основных центров машиностроения
- 19.2. Общее машиностроение
- 19.3. Электротехника и электронике
- 19.4. Транспортное машиностроение
- Военно-промышленный комплекс
- Глава 20
- 20.1. Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений
- 20.2. Особенности развития мирового рынка военной авиационной техники (на примере рынка боевых самолетов)
- Мировой транспорт
- Глава 21
- 21.1. Совершенствование технологии
- 21.2. Морской транспорт
- 21.3. Внутренний водный транспорт
- 21.4. Железнодорожный транспорт
- 21.5. Автомобильный транспорт
- 21.6. Воздушный транспорт
- 21.7. Трубопроводный транспорт
- Раздел IV
- 22.2. Структура и развитие международных финансовых рынков как экономической среды для бизнеса
- Международные финансовые организации в мировой экономике
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный фонд и его влияние па международный бизнес
- 23.2. Всемирный банк и его партнерство с международным бизнесом
- 23.3. Банк международных расчетов
- 23.4. Организация экономического сотрудничества и развития
- 23.5. Европейский банк реконструкции и развития и его роль в развитии европейского бизнеса
- 23.6. Европейский инвестиционный банк — источник финансирования инвестиций в странах ес
- 23.7. Межамериканский банк развития — финансовый центр развития латиноамериканских государств
- 23.8. Азиатский банк развития и экономическое развитие азиатских стран
- 23.9. Африканский банк развития и его роль в развитии экономики африканских стран
- 23.10. Россия и международные финансовые организации: взаимодействие и партнерство
- Стратегии развития международного финансового бизнеса
- Глава 24
- 24.1. Операции спот и форвард
- 24.2. Фьючерсные контракты
- 24.4. Оптимальные стратегии поведения на рынке ценных бумаг
- Международный банковский бизнес
- Глава 25
- 25.1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем
- 25.2. Современные организационно-правовые формы международной банковской деятельности
- 25.3. Виды услуг и операций в международном банковском бизнесе
- 25.4. Регулирование международной банковской деятельности
- 25.5. Офшорный банковский бизнес
- Раздел V
- 26.1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей
- 26.2. Основные тенденции и особенности развития международной торговли
- 26.3. Внешнеторговая политика в эпоху глобализации
- 26.4. Россия в международной торговле
- Современные формы и методы международной торговли
- Глава 27
- 27.1. Встречная торговля товарами
- 27.2. Торговля готовой продукцией
- 27.3. Аукционная торговля товарами
- Международная торговля услугами
- Глава 28
- 28.1. Посредники во внешнеэкономической деятельности
- 28.2. Международная торговля инженерно-консультационными услугами — инжиниринг
- Международный обмен интеллектуальной собственностью
- Глава 29
- 29.1. Лицензионные соглашения на передачу знаний в международной торговле
- 29.2. Классификация лицензионных договоров
- 29.3. Соглашения о передаче ноу-хау
- 29.4. Соглашения о передаче технологии
- 29.5. Основные направления бизнеса на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности
- 29.6. Формы передачи технологии
- Телекоммуникационные услуги в мировой экономике
- Глава 30
- 30.1. Тенденции развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
- 30.3. Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
- Страховые услуги в международном бизнесе
- Глава 31
- 31.1. Мировая индустрия страхования: функции и параметры
- 31.2. Страховая география: регионы и страны
- 31.3. Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура
- Международный туризм
- Глава 32
- Международный бизнес в спорте
- Глава 33
- Международный филателистический бизнес
- Глава 34
- 34.1. Мировой филателистический рынок и международный филателистический бизнес
- 34.2. Международные филателистические программы и выставки
- 34.3. Международная ценовая политика и особенности ценообразования в филателии
- 34.4. Международные филателистические бизнес-организации