Роль конкуренции в функционировании товарных рынков, методы конкуренции.
Нац экономики, отрасли, фирмы – конкурируют
Общий показатель конкурентоспособности – доля на рынке
Нац экономики – доля на мир рынке
Отрасли – доля на нац рынке
Фирмы- доля на рынке товаров
Конкурентоспособность субъекта рынка определяется той долей рынка, которую он захватывает, увеличивает или сохраняет в долгосрочном плане.
Факторы: производственный, уровень кач-ва, гос регулирование внутр и внешнеэк связей, наднациональное рег межд торговли
Конкуренция – это соперничество между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя. Конкуренция побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.Конкуренция является препятствует возникновению монополий. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые; неценовые; недобросовестные методы конкуренции.
Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен.
Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого.
Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов. Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.
К незаконным методам конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.
- Мировой товарный рынок: определение, составные части, механизм функционирования.
- Особенности рынков разных уровней, отраслевая специфика.
- Проблемы изучения мировых товарных рынков. Виды информационных источников.
- Роль конкуренции в функционировании товарных рынков, методы конкуренции.
- Понятие и составляющие конкурентоспособности продукции
- Факторы, определяющие развитие мировой товарной конъюнктуры.
- Соотношение общехозяйственной и товарной конъюнктуры и характеризующие их показатели.
- Цены и ценообразование на мировых товарных рынках.
- Общая характеристика и специфика мирового энергетического рынка.
- Общая характеристика и специфика мирового рынка черных металлов.
- Общая характеристика и специфика мирового рынка цветных металлов.
- Общая характеристика и специфика мирового рынка химической продукции.
- Общая характеристика и специфика мирового рынка лесной продукции.
- Общая характеристика и специфика мирового рынка продовольствия.
- Общая характеристика и специфика мирового рынка машин и оборудования
- Общая характеристика и специфика мирового рынка продукции легкой промышленности.
- Краткий анализ позиций России на мировых товарных рынках.
- Мировой рынок нефти.
- Мировой рынок нефтепродуктов.
- Мировой рынок природного газа.
- Мировой рынок угля.
- Мировой рынок железной руды.
- Мировой рынок стального проката.
- Мировой рынок алюминия.
- Мировой рынок меди.
- Мировой рынок удобрений.
- Мировой рынок полимеров.
- Мировой рынок круглого леса.
- Мировой рынок пиломатериалов.
- Мировой рынок бумаги и картона.
- Мировой рынок зерна.
- Мировой рынок мяса.
- Мировой рынок электроники.
- Мировой рынок автомобилей.
- Мировой рынок одежды.
- Мировой рынок обуви.
- 90,5 Млрд долл