50.Международная конкуренция и конкурентоспособность. Теория Портера.
Конкуренция - это соперничество между участниками внешнеэкономических связей, экономический процесс борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, и получения большей прибыли в результате более полного удовлетворения потребностей покупателей. Виды конкуренции: Видовая – конкуренция, при которой борьба ведется между товарами, удовлетворяющими одинаковые потребности, но различающимися по ряду важных параметров. Предметная- конкуренция, где фирмы производят идентичные товары, отличающиеся качеством изготовителя. функциональная- конкуренция существующая между товарами различных отраслей, удовлетворяющими разные потребности. Ценовая – метод проведения конкурентной борьбы в целях извлечения дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без ухудшения ее ассортимента и качества. Конкурентная стратегия – это концепция и подчиняемая ей система действий организации, направленная на достижение ее конкретных целей. Конкурентоспособность – реальная и потенциальная возможность фирм и существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Конкурентоспособность товара- сравнительная характеристика качественных и стоимостных параметров товара относительно международных стандартов, свойств других товаров или общих требований рынка. Теорию конкурентных преимуществ разработал М. Портер. Факторы являющиеся основой конкурентных преимуществ. 1 С точки зрения состояния в каждый момент они могут быть потенциальными и реальными. 2 с точки зрения источника конкурентные преимущества могут рассматриваться как внешние – связаны с высоким качеством товара, так и внутренние - базируются на низких издержках производства и сбыта. 3.с точки зрения периода существования факторы конкурентных преимуществ, могут быть стратегическими, сохраняющимися не менее двух трех лет, и тактическими, обеспечивающими текущее превосходство на период до года. 4. По происхождению они делятся на основные или естественные (природные и климатические ресурсы, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила), и развитые, исскуственные (высококвалифицированные кадры, важная техническая и экономическая информация, передовые технологии, высокий уровень качества продукции.) 5.С точки зрения характера использования факторы делятся на общие - развитая инфраструктура, и специализированные - уникальное оборудование, технологии, специалисты.
- 1. Структура и основные группы стран в мировой экономике.
- 2. Институциональное устройство мировой экономики.
- 3. Процессы глобализации и проблемы открытости национальных экономик.
- 4. Интеграционные процессы в мировой экономике.
- 5. Региональная экономическая интеграция.
- 6. Транснационализация в мировой экономике.
- 7. Государственное регулирование экономики
- 8.Международная торговля: формы, направления, либерализация.
- 9. Влияние торговли на распределение доходов.
- 11. Инструменты торговой политики.
- 12.Международная торговля и Экономический рост.
- 13. Мировая цена. Условия торговли
- 14. Демпинг
- 16.Современные формы стимулирования экспорта.
- 17. Нетарифные ограничения торговли, их виды и цели.
- 18. Современная модель экономики сша.
- 19. Международная миграция рабочей силы: формы, направления.
- 20. Мировые финансовые рынки.
- 21.Международное движение капитала
- 24.Цели и последствия зарубежного инвестирования.
- 23. Иностранные инвестиции в мировой экономике.
- 25. Международный кредит и его формы.
- 26. Особенности социального рыночного хозяйства в Германии.
- 27. Мировой рынок услуг.
- 28. Модель экономики Франции.
- 29. Модель экономического развития Великобритании.
- 30.Опыт латиноамериканских стран.
- 31. Нис (новые индустриальные страны) в мировой экономике.
- 33. Модель национальной экономики Японии.
- 34.Проблемы внешней задолженности.
- 35. Структура платёжного баланса, его влияние на экономику страны.
- 36. Закон одной цены и ппс (паритет покупательной способности)
- 38. Модель экономического развития Южной Кореи.
- 39.Факторы развития и дифференциации развивающихся стран
- 40.Формирование экономической модели Китая.
- 41. Страны цве (Центральной и Восточной Европы) в мировой экономике.
- 42. Тнк и Трансфертное ценообразование.
- 43. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
- 44. Стратегии международного маркетинга.
- 45. Внешнеэкономическая политика государства.
- 46. Валютная политика государства
- 47. Регулирование вэд в России и зарубежных странах.
- 48.Свободные экономические зоны (сэз) и оффшоры.
- 49. Место России в международном разделении труда.
- 50.Международная конкуренция и конкурентоспособность. Теория Портера.
- 51. Деятельность международных экономических организаций в мировой экономике.
- 52.Роль гатт и вто в либерализации международной торговли.