logo
Экзаменационные вопросы по кафедре МЭО и ВЭС

6. Особенности современной внешнеторговой политики развивающихся стран.

В развивающихся странах внешнеторговая либерализация началась в середине-конце 80-х годов и активно продолжалась в 90-е гг. Она отражает общий отход от политики импортозамещения, которая раньше была главным направлением ВЭП. Начиная с середины 80-х гг. более 60 развивающихся стран в одностороннем порядке сократили свои торговые барьеры. Происходит кардинальное изменение ВЭП. В среднем ставки таможенных пошлин снизились с 25 до 15% за 1985-2000 гг. При этом отдельные страны отличаются неодинаковой степенью протекционистской защиты национальных рынков. Сингапур, Гонконг, Макао (0,0%); Тунис (33,9%). По решению Уругвайского раунда провели связывание тарифных позиций (более половины стран связали менее 50% тарифных позиций), но их уровень неодинаков и дифференцирован от 9 позиций в Сингапуре до более 100 в Нигерии и Зимбабве. Наибольшей либерализацией отличаются страны Латинской Америки, которые связали практически все тарифные позиции на промышленные товары в отличие от развивающихся стран Азии и Африки. Максимальные ставки пошлин в развивающихся странах составляют 55% в Бразилии, 71% в КНР, 260% в Мексике, 210% в Индии, 600% в Египте, 917% в Республике Корея, 1000% в Панаме. Также высока доля тарифных пиков (86,9% в Индии, 80,4% в Марокко). Из числа нетарифных барьеров наиболее часто практикуются: 1)неавтоматическое лицензирование, которое применяется в отношении 10% импорта развивающихся стран, уровень покрытия импорта от 1% в Аргентине до 94% в Индии; 2)импортные квоты в среднем действуют в отношении 1% тарифных позиций; 3)тарифные квоты – единственный инструмент из числа НТО, роль которого возросла за 1990-е гг. с 1 до 3%; 4)защитные меры – антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные ограничения экспорта. Наиболее жёсткое регулирование ведётся в отношении с/х продукции, минерального сырья, топлива, каучука, оборудования, металлов, пластмассовых изделий. В региональном разрезе наибольших успехов в проведении односторонне либерализации достигли страны Латинской Америки. Первыми провели либерализацию ВЭП Мексика, Боливия и Чили в конце 70-х – начале 80-х гг. Либерализация шла по двум направлениям: сокращение нетарифных барьеров и снижение ставок таможенных пошлин. В середине 80-х гг. нетарифные барьеры распространялись в отношении практически всех импортных товаров Центральноамериканских государств и 60% ‑ в странах Южной Америки. На начало 1999 г. НТО применяются в отношении менее 10% тарифных позиций указанных стран. Ставки пошлин были сокращены в среднем с более чем 50 до 10-15%. В государствах ЮВА либерализация торговой политики была направлена на понижение ставок пошлин. Что касается НТО, то их уровень практически не изменился в отношении с/х продукции, а прогресс был достигнут лишь в отношении промышленных товаров. По-прежнему сохраняются жёсткие ограничения в отношении допуска ПЗИ. Несмотря на попытки либерализации на отдельных направлениях, внешнеторговое регулирование стран Южной Азии можно назвать в целом протекционистским. Остаются высокими таможенные пошлины, в среднем на уровне 35% в Индии, 24% в Пакистане. Практика применения количественных ограничений и прочих НТО в отдельных государствах ЮА – Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка – во многом совпадает с уровнем защиты национальных рынков стран ЮВА. В Африке реформы внешнеторговых систем начались гораздо позже, чем в других группах развивающихся стран. Их пик приходится на начало 90-х гг., главным образом в связи со стремлением получиться займы от МВФ и Всемирного Банка. Средние ставки пошлин в странах Африки составляют около 20%. К 1990 г. 75% африканских государств имели жёсткий ограничительный внешнеторговый режим, как по уровню ставок пошлин, так и в практике применения НТО. К конце 1998 г. доля этих стран упала до 28%, а доля стран с открытым внешнеторговым режимом возросла до почти 40%. По оценке специалистов МВФ, из 89 развивающихся государств 15 стран имеют открытые внешнеторговые режимы. ВТП НИС направлена на максимальное стимулирование экспорта наукоёмкой продукции за счёт инвестиций. Форсирование, активное привлечение инвестиций. Льготы для инвесторов. Важнейший рынок сбыта товаров – США. Динамичное развитие внутрирегиональных связей. Либерализация торговли. Формирование экономики, базирующейся на знаниях и ИТ. Применение промышленного/селективного протекционизма, направленного на отрасли, ориентированные на внешние рынки. Экономическое сближение с Китаем путём вклада инвестиций и переноса производств.