10. Тнк в современных мэо: роль, масштабы и сферы деятельности.
ТНК – акционерная (частная) компания, включающая материнскую компанию и её филиалы (ЮНКТАД). При этом материнская компания – предприятие, контролирующие активы или другие единицы за пределами страны базирования, обычно посредством владения определённой частью акционерного капитала. В мире на 2000 г. насчитывалось около 65 тыс. ТНК с примерно 850 тыс. филиалов, что представляет собой значительный рост по сравнению с началом 1990-х гг. (почти в 2 раза). ТНК стали основным каналом снабжения мировых рынков товарами и услугами уже в конце 1980-х гг. По данным ЮНКТАД, доля ТНК в МТ составляет 2/3, из них 1/3 приходится на внутрифирменную торговлю. ТНК являются основным субъектом вывозка капитала в форме ПЗИ. Собственно, вывоз капитала и делает по определению фирму транснациональной. В 2001-2003 гг. произошло значительное снижение темпов роста ПЗИ, но весьма неравномерно по регионам мира, затронув, в основном, развитые страны. К настоящему времени большая часть накопленных ПЗИ в развитых странах переместилась в сферу услуг, тогда как в развивающихся странах в этой области по-прежнему доминирует обрабатывающая промышленность. ТНК являются основным генератором базы современных конкурентных преимуществ – технологии. Расходы на НИР концентрируются в развитых странах-членах ОЭСР – на них приходится около 90% общемировых расходов на эти цели. Другой показатель инновационной активности ТНК – перевод платежей за патенты и лицензии и роялти. Эти платежи росли быстрее, чем ПЗИ в развитых странах с середины 1980-х гг. В конце 90-х гг. на них приходилось 88% платежей и 98% поступлений в виде роялти и платежей за лицензии в общемировом масштабе. Объединённые расходы на НИР всего 10 крупнейших корпораций США превышают аналогичные расходы таких государств, как Великобритания или Франция. Ведущую роль в мировой экономике продолжает играть сотня крупнейших ТНК. Список сотни крупнейших ТНК по составу остаётся неизменным, в т.ч. и в разрезе стран базирования. С 1990 г. не менее 85-87% на нём составляли страны Триады (т.е. США, Японии, ЕС). Всего на несколько отраслей приходится 2/3 этой сотни – автомобильная, электроника и электронное оборудование, нефть, химия и фармацевтика, а также пищевая промышленность. С 1990 г. ЮНКТАД ввела «индекс транснациональности» компаний. Он исчисляется на базе трёх показателей – по отношению ко всей деятельности компаний (доля зарубежных активов, продаж и занятости). За период с 1991 по 2000 он увеличился с 51 до 56%, в последние годы в основном за счёт продаж и занятости. Активы более быстрыми темпами росли в странах базирования, а не за рубежом. Как правило, компании из малых развитых стран, а также Канады, обладающие менее ёмким внутренним рынком, имеют более высокий индекс транснациональности. У компаний из Канады, Нидерландов, Бельгии и Швейцарии в 2000 г. индекс транснациональности доходил до 98%. Примечательно, что из 10 компаний, имевших наибольший индекс транснациональности, 4 были английскими. К наиболее «транснациональным» отраслям относится пищевая и фармацевтическая. С 1995 г. ЮНКТАД публикует список крупнейших 50 ТНК, базирующихся в развивающихся странах. В 2000 г. 5 таких компаний входили также в 100 крупнейших в мировом масштабе: Гонконг, Мексика, Южная Корея, Малайзия. Отраслевой состав здесь несколько отличается от общемирового – преобладают диверсифицированные компании, затем идёт электроника, продовольствие и напитки, нефть и транспорт. Волна слияний и поглощений 90-х гг. затронула ТНК из развивающихся стран гораздо меньше, чем развитые. Наиболее транснациональные отрасли – деревообработка и целлюлоза (58%), а также транспорт (55%). В целом индекс транснациональности у крупнейших ТНК из развивающихся стран превышает 40%, но здесь они намного уступают развитым странам. С 2002 г. ЮНКТАД публикует «индекс распространённости сети» для крупнейших ТНК. Оно рассчитывает степень транснационалности компании, исходя из числа стран, в которых она имеет филиалы. Из отраслей наибольшую распространёность по странам имеют электроника, затем химия и фармацевтика, затем пищевая промышленность. С 1999 г. ЮНКТАД также публикует список крупнейших ТНК из стран ЦВЕ. Для этих компаний характерен больший рост за рубежом, чем у себя в стране. Российские компании превосходят другие и по размерам, и по глобальной распространённости. По активам, продаже и занятости средний показатель по российским фирмам превышает более чем в 10 раз другие страны. Они также более транснациональны. Следует учитывать, что все российские фирмы заняты либо нефтяным бизнесом, либо транспортом, т.е. в капиталоинтенсивных отраслях. В России индекс распространённости у фирм-крупнейших экспортёров пока ещё существенно превышает показатель ТНК.
- 1. Международная торговля: факторы и основные тенденции развития на современном этапе. Влияние мирового финансового кризиса на состояние мировой торговли.
- 2. Внешняя торговля развивающихся государств: динамика, товарная и географическая структура в 1980-е‑2000-е годы.
- 3. Особенности и основные инструменты современной внешнеторговой политики развитых стран. Влияние мирового финансового кризиса на торговую политику развитых стран.
- 4. Гатт/вто: цели создания, сферы и результаты деятельности, роль в регулировании системы мэо. Дохийский раунд переговоров.
- 5. Сравнительный анализ внешнеэкономической политики сша, ес и Японии.
- 6. Особенности современной внешнеторговой политики развивающихся стран.
- 7. Международное движение капитала: сущность, формы и особенности на современном этапе развития.
- 9. Свободные экономические зоны и их значение в современной мировой экономике.
- 10. Тнк в современных мэо: роль, масштабы и сферы деятельности.
- 11. Конкурентные преимущества тнк.
- 12. Движущие силы и особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. Формы интеграционных объединений.
- 13. Европейская модель интеграции и особенности её современного этапа.
- 14. Региональная интеграция в Северной Америке: основные направления, особенности и результаты. Перспективы расширения нафта.
- 15. Особенности интеграционных процессов в Латинской Америке.