Раздел 2. Тема 2.1. Ссср накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.).
знать:
- что составляло политическую и экономическую основу СССР;
- причины кризиса советского государства и общества во второй половине 70-х – первой половине 80-х гг.;
иметь представление:
- о состоянии советского общества на рубеже 70-80-х гг. ХХ столетия;
- о состоянии советской экономики в рассматриваемый период;
уметь:
- идентифицировать такое понятие как «кризис».
Понятия, составляющие содержание темы: «застой», «остаточный принцип», колхозно-кооперативная форма собственности, хиппи, номенклатура.
Государственное устройство Советского Союза. Политическая основа СССР – Советы народных депутатов. Экономическая основа: две формы собственности – государственная и колхозно-кооперативная. Советское общество. Демографическое положение в СССР. Проявления скрытого и открытого недовольства общества властью. Кризис господствующей идеологии. Законотворчество власти и правовой нигилизм общества.
Противоречивый характер развития советской экономики в годы десятой и одиннадцатой пятилеток. Симптомы кризисных явлений.
Объективные и субъективные причины кризиса советского общества и государства в первой половине 70-х – второй половине 80-х годов. Непомерная гонка вооружений, диспропорция в развитии города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, отвлечение средств на освоение Сибири и Дальнего Востока, запаздывание в области научно-технического развития, экономическая замкнутость, неповоротливость централизованной системы управления народным хозяйством.
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебных занятий
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел 1. Тема 1.1. Основные тенденции развития ключевых регионов на рубеже хх-ххi вв.
- Раздел 2. Тема 2.1. Ссср накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.).
- Тема 2.2. Советский Союз в годы перестройки: реформа экономики и управления (1985-1991 гг.).
- Тема 2.3. Реформа советской политической системы (1985-1991 гг.).
- Тема 2.4. Внешнеполитические инициативы советских реформаторов и их результаты.
- Тема 2.6. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже хх-ххi веков.
- Тема 2.8. Формирование новой политической системы в России в конце хх – начале ххi вв.
- Раздел 3. Тема 3.1. Основные этапы формирования новой федерации.
- Тема 3.2. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности.
- Раздел 4. Тема 4.1. Культурно-духовное пространство России, её культурный облик в постиндустриальном обществе.
- Тема 4.2. Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций.
- Раздел 5. Тема 5.1. Межгосударственные конфликты и политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования.
- Тема 5.3. Россия в мировом внешнеполитическом процессе.
- Тематический план семинарских и практических занятий
- Планы практических занятий.
- Развития.
- Раздел 1. Тема 1.2. Семинар. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: проблемы, пути их решения.
- Тема 2.5. Семинар-дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада ссср.
- Тема 2.7. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже хх-ххi вв.: опыт, проблемы, тенденции.
- Тема 2.9. Семинар. Проблемы государственного строительства суверенной России.
- Тема 3.3. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины межэтнических противоречий и конфликтов и пути их разрешения.
- Тема 4.3. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
- Тема 5.2. Практическое занятие. Назначение оон, нато, ес и других организаций и основные направления их деятельности.
- Тема 5.4. Семинар-дискуссия. Место и роль России в современном мире в начале ххi в.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
- Рекомендуемая литература
- Основная литература1
- 2. Дополнительная литература
- 3.Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы.
- Примерные вопросы для подготовки студентов к зачётной контрольной работе.