Тема 2.8. Формирование новой политической системы в России в конце хх – начале ххi вв.
Студент должен
знать:
- сущность политического кризиса в России в 1992-1993 гг.;
- этапы формирования российской государственности;
иметь представление:
- о развитии политической системы в 1994-1999 гг.;
- о содержании политической модернизации в начале ХХI века;
уметь:
- ориентироваться в современной политической ситуации в России.
Понятия, составляющие содержание темы: двоевластие 1993 года, институт полномочных представителей, титульная нация, толерантность.
Кризис власти. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом (конец 1992–1993 гг.). Вехи противостояния. Указы Б.Н. Ельцина «Об особом порядке управления страной до окончания кризиса власти»; «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Постановление Верховного Совета РФ «О прекращении полномочий президента РФ Ельцина Б.Н.». Расстрел «Белого дома». Конституция 1993 года и ее главные особенности.
Развитие политической системы в 1994-1999 гг. Федеральное собрание, его структура. Государственная Дума и ее особенности. Исполнительная власть. Президент России. Правительства под руководством В.С. Черномырдина, С.В. Кириенко, Е.М. Примакова, С.В. Степашина. Выборы Президента 1996 г. Выборы в Государственную Думу в 1999 г. Общественно - политическая жизнь и основные тенденции развития общественного сознания в 90- х годах ХХ в.
Президентские выборы в 2000 г. и 2008 гг. Особенности развития российской многопартийности. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Введение института полномочных представителей. Усиление вертикали власти. Развитие политической системы России на современном этапе: тенденции, проблемы.
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебных занятий
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел 1. Тема 1.1. Основные тенденции развития ключевых регионов на рубеже хх-ххi вв.
- Раздел 2. Тема 2.1. Ссср накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.).
- Тема 2.2. Советский Союз в годы перестройки: реформа экономики и управления (1985-1991 гг.).
- Тема 2.3. Реформа советской политической системы (1985-1991 гг.).
- Тема 2.4. Внешнеполитические инициативы советских реформаторов и их результаты.
- Тема 2.6. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже хх-ххi веков.
- Тема 2.8. Формирование новой политической системы в России в конце хх – начале ххi вв.
- Раздел 3. Тема 3.1. Основные этапы формирования новой федерации.
- Тема 3.2. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности.
- Раздел 4. Тема 4.1. Культурно-духовное пространство России, её культурный облик в постиндустриальном обществе.
- Тема 4.2. Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций.
- Раздел 5. Тема 5.1. Межгосударственные конфликты и политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования.
- Тема 5.3. Россия в мировом внешнеполитическом процессе.
- Тематический план семинарских и практических занятий
- Планы практических занятий.
- Развития.
- Раздел 1. Тема 1.2. Семинар. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: проблемы, пути их решения.
- Тема 2.5. Семинар-дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада ссср.
- Тема 2.7. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже хх-ххi вв.: опыт, проблемы, тенденции.
- Тема 2.9. Семинар. Проблемы государственного строительства суверенной России.
- Тема 3.3. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины межэтнических противоречий и конфликтов и пути их разрешения.
- Тема 4.3. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
- Тема 5.2. Практическое занятие. Назначение оон, нато, ес и других организаций и основные направления их деятельности.
- Тема 5.4. Семинар-дискуссия. Место и роль России в современном мире в начале ххi в.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
- Рекомендуемая литература
- Основная литература1
- 2. Дополнительная литература
- 3.Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы.
- Примерные вопросы для подготовки студентов к зачётной контрольной работе.