Тема 2.5. Семинар-дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада ссср.
Вопросы для обсуждения:
1. В связи с 20-летием Августовского (1991 г.) путча в российском обществе было много разговоров о «шести годах, которые изменили страну, изменили мир, изменили нас». Какие аргументы вы могли бы привести «за» и «против» каждого из этих заявлений?
2. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства?
3. Почему национальные и социальные проблемы в СССР не были своевременно решены и привели к кризису?
4. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с таким мнением?
5. Считаете ли вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ.
6. Почему весной 1991 г. на всесоюзном референдуме большинством голосов жители СССР высказались за сохранение союзного государства, а осенью этого же года отдали его судьбу на откуп политикам?
7. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).
8. Если, по мнению ряда авторов вариативных учебников истории, «для всесторонней, объективной оценки перестройки еще нет достаточной временной дистанции», то зачем поднимать вопросы об исторических уроках «перестройки», причинах распада СССР, конце холодной войны и т.д.? Зачем включать этот период еще «неопределившегося» прошлого в учебники истории?
9. «Фактор Горбачева»: какие смыслы вкладывают в это понятие современники «перестройки» и их потомки? Как на этот вопрос отвечают авторы вариативных учебников? А что по этому поводу думал сам «архитектор перестройки»?
Методические рекомендации:
В ходе подготовки к семинару-диспуту необходимо ознакомиться с содержанием данной тематики в нескольких учебниках по истории России. Сопоставить оценки периода «перестройки», которые имеются у них. В ходе дискуссии использовать эти оценочные материалы в качестве аргументов при ответах на тот или иной вопрос.
К семинару-диспуту подготовить:
- сообщение «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников».
- сравнительный анализ Проектов новых союзных соглашений в условиях обострения межнациональных конфликтов.
В качестве самостоятельного домашнего задания каждый студент в письменной форме дает развернутый ответ на следующий вопрос:
-
Каковы, по мнению М.С. Горбачева (см. работу: Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988), основные результаты развития страны с 1985 г.? Сгруппируйте их по нескольким направлениям.
Литература
Основная
- Алексашкина Л.Н. Новейшая история. ХХ век. Учебник-практикум. 11 кл. – М., 2002.
- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В.А. Перестройка и крах СССР.1985–1993. - СПб., 2010.
- Герасимов Г. История современной России: поиск и обретение свободы.
1985-2008 годы. Учебное пособие для вузов. - М., 2008.
- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М., 1988.
- Зуев М.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века для школьников ст. классов и поступающих в вузы: учеб. пособие. - М., 2009.
- История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева и др. – М., 2011.
Дополнительная:
- Волобуев О.В. и др. Россия и мир. Учебник. 10-11 кл. – М., 2002. Ч. 2.
- Горбачёв М.С. Понять перестройку… - М., 2006.
- История России. ХХ век: 1939 – 2007. - М., 2009.
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебных занятий
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел 1. Тема 1.1. Основные тенденции развития ключевых регионов на рубеже хх-ххi вв.
- Раздел 2. Тема 2.1. Ссср накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.).
- Тема 2.2. Советский Союз в годы перестройки: реформа экономики и управления (1985-1991 гг.).
- Тема 2.3. Реформа советской политической системы (1985-1991 гг.).
- Тема 2.4. Внешнеполитические инициативы советских реформаторов и их результаты.
- Тема 2.6. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже хх-ххi веков.
- Тема 2.8. Формирование новой политической системы в России в конце хх – начале ххi вв.
- Раздел 3. Тема 3.1. Основные этапы формирования новой федерации.
- Тема 3.2. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности.
- Раздел 4. Тема 4.1. Культурно-духовное пространство России, её культурный облик в постиндустриальном обществе.
- Тема 4.2. Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций.
- Раздел 5. Тема 5.1. Межгосударственные конфликты и политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования.
- Тема 5.3. Россия в мировом внешнеполитическом процессе.
- Тематический план семинарских и практических занятий
- Планы практических занятий.
- Развития.
- Раздел 1. Тема 1.2. Семинар. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: проблемы, пути их решения.
- Тема 2.5. Семинар-дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада ссср.
- Тема 2.7. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже хх-ххi вв.: опыт, проблемы, тенденции.
- Тема 2.9. Семинар. Проблемы государственного строительства суверенной России.
- Тема 3.3. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины межэтнических противоречий и конфликтов и пути их разрешения.
- Тема 4.3. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
- Тема 5.2. Практическое занятие. Назначение оон, нато, ес и других организаций и основные направления их деятельности.
- Тема 5.4. Семинар-дискуссия. Место и роль России в современном мире в начале ххi в.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
- Рекомендуемая литература
- Основная литература1
- 2. Дополнительная литература
- 3.Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы.
- Примерные вопросы для подготовки студентов к зачётной контрольной работе.