Раздел 4. Тема 4.1. Культурно-духовное пространство России, её культурный облик в постиндустриальном обществе.
Студент должен
знать:
- условия формирования культурно-духовного пространства нового российского общества;
- роль науки, культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
иметь представление:
- о ходе реформирования российского образования и науки;
- о роли литературы в переустройстве общества;
- о тенденциях развития театра, кинематографа, живописи, музыки, средств массовой информации;
уметь:
- объяснить причины сложностей и противоречивости во взаимоотношениях бизнеса с обществом.
Понятия, составляющие содержание темы: информационное общество, информационная война, соцреализм, постмодернизм.
Условия формирования культурно-духовного пространства и культурного облика нового российского общества. Факторы, оказавшие влияние на формирование ценностного комплекса сознания. Интернет и мобильные средства связи в формировании новых признаков отношений, характерных для информационного (сетевого) общества.
Российское образование в условиях реформирования. Модернизация содержания образования. Принципы образовательной политики Российской Федерации. Негосударственное высшее образование в России: положительное и недостатки.
Литература и искусство. Факторы влияния на содержание творческих процессов. Роль творческой элиты в актуализации российской истории. Коммерциализация массовой («низовой») литературы. Тенденции развития театра. Восстановление интереса к отечественному советскому и дореволюционному опыту оперы и балета. Состояние современного кинематографа. Телевидение об истории и выдающихся исторических деятелях. Музыка, эстрада, музейное дело в новых условиях повседневности.
Средства массовой информации в системе коммуникаций современной России. Развитие спутниковых сетей. Информационные войны.
Проблемы отечественной науки и пути их преодоления. «Утечка мозгов» и её последствия. Инновационная деятельность в работе учёных. Проект «Сколково».
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебных занятий
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел 1. Тема 1.1. Основные тенденции развития ключевых регионов на рубеже хх-ххi вв.
- Раздел 2. Тема 2.1. Ссср накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.).
- Тема 2.2. Советский Союз в годы перестройки: реформа экономики и управления (1985-1991 гг.).
- Тема 2.3. Реформа советской политической системы (1985-1991 гг.).
- Тема 2.4. Внешнеполитические инициативы советских реформаторов и их результаты.
- Тема 2.6. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже хх-ххi веков.
- Тема 2.8. Формирование новой политической системы в России в конце хх – начале ххi вв.
- Раздел 3. Тема 3.1. Основные этапы формирования новой федерации.
- Тема 3.2. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности.
- Раздел 4. Тема 4.1. Культурно-духовное пространство России, её культурный облик в постиндустриальном обществе.
- Тема 4.2. Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций.
- Раздел 5. Тема 5.1. Межгосударственные конфликты и политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования.
- Тема 5.3. Россия в мировом внешнеполитическом процессе.
- Тематический план семинарских и практических занятий
- Планы практических занятий.
- Развития.
- Раздел 1. Тема 1.2. Семинар. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: проблемы, пути их решения.
- Тема 2.5. Семинар-дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада ссср.
- Тема 2.7. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже хх-ххi вв.: опыт, проблемы, тенденции.
- Тема 2.9. Семинар. Проблемы государственного строительства суверенной России.
- Тема 3.3. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины межэтнических противоречий и конфликтов и пути их разрешения.
- Тема 4.3. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
- Тема 5.2. Практическое занятие. Назначение оон, нато, ес и других организаций и основные направления их деятельности.
- Тема 5.4. Семинар-дискуссия. Место и роль России в современном мире в начале ххi в.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
- Рекомендуемая литература
- Основная литература1
- 2. Дополнительная литература
- 3.Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы.
- Примерные вопросы для подготовки студентов к зачётной контрольной работе.