Эдуард Фукс о наступающем буржуазном веке
Победа буржуазного общественного порядка над абсолютизмом с какой бы то ни было точки зрения была значительным прогрессом. Не без основания замечено, что лишь вместе с абсолютизмом завершились Средние века, что они умерли вместе с ним и в тот же день. Под Средними веками в данном случае следует понимать эгоистическое господство самого узкого индивидуализма, считающегося только со своими ближайшими личными интересами, отличающегося самым ограниченным горизонтом, не имеющего никакого представления о высоких, мировых идеалах человечества и объявляющего им войну, когда эти последние грозят хотя бы малейшим ущербом его материальным интересам.
Вот почему раньше понятие солидарности, этот источник всякой истинной культуры, почти не было известно и не играло существенной роли ни в жизни общины, ни в международных отношениях. Косо посматривал каждый на своего соседа, каждый видел в другом врага, только и думавшего о том, чтобы занять его место у кормового корыта. Идея солидарности родилась только вместе с буржуазным обществом. Она перестала быть простым чувством сострадания или красивым, исключительным фактом, свидетельствовавшим о том, что «две прекрасные души нашли друг друга». Она впервые стала основным законом существования.
И эта добродетель очень скоро обнаружила свою тайную чудесную силу: солидарность со всеми теми, кто носит образ и подобие человека, сделала революционную армию Франции освободительницей всей Европы. Идея, которая в самом начале буржуазной эры сообщала ее идеалам победоносную силу и обеспечила им длительность победы, привела с течением времени к еще более важным последствиям. Солидарность перешла с середины XIX в. в чувство убеждения, что человечество не только постоянно поднимается все выше, но и совершает это восхождение во все более благородных формах.
Классическим доказательством может служить грандиозная освободительная борьба пришедшей к самосознанию трудящейся массы всех стран. Это эмансипационное движение довело чувство солидарности до такой идеальной высоты, до какой оно никогда не поднималось в предыдущие эпохи. Если мы прибавим, что крепкое чувство солидарности всегда родится только из сознания общности материальных интересов, то такое замечание лишь объясняет, а отнюдь не унижает само это чувство. Что человек питается, в этом нет ничего стыдного: стыдно разве то, чем и как он питается.
Не признающее никаких границ чувство солидарности — это идеологическая идеализация буржуазного общества. Явления входят в сознание людей всегда сначала в их идеологической идеализации, а не в их материальной сущности, то наступление новой эры приветствовали ликуя, как век осуществления всех упований. Люди были убеждены, что это золотой век. Осуществлен истинно нравственный миропорядок. Отныне есть только люди. Нет больше деления на господ и рабов, на поработителей и порабощенных. Есть только свободные от рождения граждане. Воцарятся добродетели, точно мрачные тени ночи, исчезнут пороки. Рассеются, как дым, нужда, заботы, страх и отчаяние. По стране пройдет богиня богатства, расточая без устали всем и каждому свое благословение. Только во имя великих идеалов будут лихорадочно работать мозги людей. Война станет сказкой времен седой старины, когда человек еще не проникся сознанием своего достоинства и величия. Свобода, братство и равенство буду служить связующим звеном не только между отдельными гражданами в каждой стране, но и между всеми странами земного шара. Во Франции, в стране, подарившей миру эту волшебную формулу, слова эти отныне сияли как огненные письмена в каждой деревне, в каждом городе, чтобы тысячью языков пропагандировать эту истину… Они были девизом, украшавшим каждое официальное здание, каждую официальную бумагу.
Такова была великая и, несомненно, искренняя вера эпохи на заре нового буржуазного порядка. Люди серьезно и честно верили, что только феодализм мешает общему благу и что после его уничтожения непременно должно наступить время всеобщего счастья, время, когда виноград будет созревать для всех. И веру свою они облекли в железные формулы, провозгласив их вечными и неизменными правами человечества. Отныне самым страшным преступлением должно быть признано посягательство на эти вечные права. Всякая даже попытка посягательства вполне оправдала бы новую революцию.
Прежде всего, и громче всего раздалась эта гордая фанфара в эпоху объявления Соединенными Штатами своей независимости, когда в 1776 г. они восстали против поработившей и эксплуатировавшей их английской метрополии. В этом объявлении говорится: «Все люди равны. У них есть неотъемлемые права, между прочим, право на жизнь, свободу и счастье. Чтобы обеспечить людям эти права, были созданы правительства с согласия и с ведома управляемых. Если правительство уничтожает эти неотъемлемые права, то народ обязан переменить или совсем упразднить его…»
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994. С. 21-22.
- Учебно-методический комплекс по курсу
- Содержание:
- 1.Тематическое планирование курса
- 2.Программа курса новая история стран европы и америки. Часть 1.
- Франция в XVII-XVIII вв.
- 4.Семинарские занятия
- Тема 1. Английская революция середины XVII века ( 10 часов).
- Литература
- Тема 2. Война за независимость в Северной Америке и образование сша ( 10 часов).
- Тема 3. Французская революция конца XVIII века. (12 часов).
- Новая история стран европы и америки. Часть 2.
- «Социально-экономическое развитие капиталистических стран Европы и Америки в конце 19 – начале 20 вв.»
- Германская империя 1871-1914 гг.
- Англия в конце 19- начале 20 в.
- Третья республика во Франции 1871-1914 гг.
- Стабилизация двухпартийной системы в сша (1877-1919)
- 5.Методические указания к организации самостоятельной работы
- 5 Семестр
- 6 Семестр
- Контрольная работа (20 баллов)
- Промежуточная аттестация
- 7.Экзаменационные вопросы по дисциплине «История Нового времени стран Западной Европы и Америки»
- 8.Учебная литература по новой и новейшей истории стран Европы и Америки
- Источники
- Литература
- Приложение 2.
- Место новой истории в развитии
- Европейской и мировой цивилизации
- Документы и материалы
- К вопросу о периодизации истории
- Некоторые черты нравов Европы в переходный период
- Английская революция Документы и материалы Приглашение представителей графств и городов в тот же парламент
- Ордонансы, утвержденные парламентом (1354 г.)
- Петиция о праве (1628 г.)
- Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов (трехгодичный акт) 15 февраля 1641 г.
- Великая ремонстрация 1 декабря 1641 г.
- Палата общин — верховная власть английского государства (4 января 1649 г.)
- Приговор высшей судебной палаты над королем (27 января 1649 г.)
- Акт об отмене королевского звания 17 марта 1649 г.
- Программный документ диггеров (извлечение)
- Форма правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими. (Орудие управления. 13 декабря 1653 г.)
- Акт об упразднении остатков феодализма (1660 г.)
- Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas corpus Аct) (26 мая 1679 г.)
- Билль о правах 1689 г.
- Акт о престолонаследии (12 июня 1701 г.)
- Война за независимость в северной америке
- И образование сша
- Документы и материалы
- Декларация Независимости Соединенных Штатов Америки (4 июля 1776 г.)
- Статьи конфедерации 1781 г.
- Конституция Соединенных Штатов Америки (17 сентября 1787 г.)
- Раздел 1. Все изложенные здесь законодательные полномочия будут принадлежать Конгрессу Соединенных Штатов, который будет состоять из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 7. 1) Все билли по изысканию доходов будут исходить из Палаты представителей, но Сенат может предлагать или согласовывать поправки к ним точно так же, как и по другим биллям.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Раздел 2. 1) Граждане каждого Штата имеют право на все привилегии и свободы граждан других Штатов.
- Замечания к Биллю о правах 1791 г.
- Билль о правах 1791 г. Первые 10 поправок и дополнений к Конституции Соединенных Штатов (ратифицированы 15 декабря 1791 г.)
- Американцы о своем опыте государственного устройства
- Великая французская революция Документы и материалы Заседание третьего сословия 17 июня 1789 г.
- Королевская декларация относительно созыва Генеральных Штатов (Извлечение)
- Декларация прав человека и гражданина (1789 г.)
- Из устава общества друзей Конституции (якобинского клуба)
- Французская Конституция 1791 г.
- Раздел 1. Основные положения, обеспеченные Конституцией
- Раздел 2. О делении королевства и о состоянии гражданства
- Раздел 3. О государственных властях
- Глава 1. О национальном законодательном собрании
- Глава 2. О королевской власти, о регентстве и о министрах
- Глава 3. Об осуществлении законодательной власти
- Глава 4. Об осуществлении исполнительной власти
- Часть 2. О внутреннем управлении
- Глава 5. О судебной власти
- Декрет об объявлении войны Австрии 20 апреля 1792 г.
- Декрет 10 августа 1792 г.
- Из прокламации Временного исполнительного совета о свободе торговли 31 октября 1792 г.
- Заседание Конвента 28 декабря 1792 г.
- Из декрета об установлении максимума на зерно 4 мая 1793 г.
- Закон о продовольствии 26 июля 1793 г. (Извлечение)
- Закон о подозрительных 17 сентября 1793 г.
- Конституция восьмого года республики (13 декабря 1799 г.)
- К вопросу об упразднении феодального строя
- Манифест плебеев. Трибун народа, или Защитник прав человека, Гракха Бабефа
- Влияние французской революции на европейские и американские страны.
- Венский конгресс и его решения.
- Документы и материалы
- Декларация относительно изменения устройства высших государственных
- Органов прусской монархии в области внутреннего и финансового управления (16 декабря 1808 г.)
- Декларация относительно военного министерства (18 февраля 1809 г.)
- Закон об обязательной воинской повинности в Пруссии (3 сентября 1814 г.)
- Э. Аннерс об истории европейского права в XVIII в. И начале XIX в.
- А. Дебидур об итогах и значении Венского Конгресса 1815 г.
- Эдуард Фукс о наступающем буржуазном веке