logo
ОТВЕТЫ по межд экон на экзам1

10. Теория относительных преимуществ: основные идеи

Из теории абсолютных преимуществ А. Смита вытекало, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны, то есть перемещаются в те районы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Рано или поздно вследствие передвижения факторов абсолютное преимущество одних регионов перед другими исчезнет и доходы от факторов выровняются. Казалось бы, торговля должна прекратиться. Однако Давид Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля вы­годна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. Альтернативная цена Исходя из тех же допущений, что и теория абсолютных преимуществ, теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены или, что то же самое, издержек (цены) замещения. Она представляет собой простое сравнение цен единиц двух то­варов на внутреннем рынке, выраженных через количество рабочего времени, истраченного на их производство (1 единица товара произведена за 2 часа труда). Понятие издержек замещения практически эквивалентно по смыслу альтернативной цене с той только разницей, что в данном случае сравниваются величины, обратные затратам труда, — количество единиц товаров, про­изведенных за единицу времени (за 1 час рабочего времени произведено 1/2 единицы товара).

Альтернативная цена — рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара. Учитывая прямую зависимость между двумя переменными, альтернативные издержки на производство товара 1, выраженные через количество часов, необходимое для создания товара 2, составят A_1/A_2 . Сделаем предположение, что альтернативные издержки на производство одних и тех же товаров в стране I ниже, чем в стране II, то есть A_1/A_2 <(A_1^')/(A_2^' ) (3.4). Формула 3.4 является формулой относительного преимущества, показывающей, что затраты на производство то­вара 1, выраженные через затраты на производство товара 2 у себя дома, ниже, чем затраты на производство того же товара, выраженные через затраты на производство товара 2, за рубежом. Притом это одинаково справедливо для любых двух стран и для любых двух то­варов, поскольку сравнительное пре­имущество зависит только от соотношения производительности труда в каждой из стран. Теория сравнительных преимуществ — если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной дня обеих стран, независимо от того, является ли производ­ство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.

Выигрыш от торговли В случае, если страны специализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеютотносительное преимущество, возникает закономерный вопрос: как подсчитать насколько выгодна такая торговля каждому из ее участников? Выигрыш от торговли — это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеетотносительное преимущество. Выигрыш от торговли возникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товары больше необходимых ей иностранных товаров из-за рубежа, нежели у себя на внутреннем рынке. Можно посмотреть на выигрыш от торговли с двух сторон: со стороны экономии затрат труда и со стороны увеличения потребления

11. Равновесие относительного спроса и относительного предложения в

теории сравнительных преимуществ

Кривая относительного предложения RS представляет линию с двумя горизонтальными отрезками, на которых относительная мировая цена равнаотносительным ценам в стране I и стране II. Причем обе страны производят оба товара, и с одним вертикальным участком, показывающим, что каждая из стран специализируется на производстве того товара, в котором она имеет относительное преимущество. В свою очередь, кривая относительного спроса RD отражает эффект замещения товара 1 товаром 2. Чем сильнее растет цена товара 1, тем меньше потребители покупают его, отдавая все большее предпочтение товару 2. Если кривая относительного спроса пересечет кривую относительного предложения RS в пределах вертикального участка графика (точка равновесия спроса и предложения Е), то это означает, что каждой стране выгодно специализироваться на производстве того товара, по которому у нее есть относительное преимущество. Если же кривая относительного спроса RD' пройдет через один из горизонтальных участков графика RS, это значит, что смысла развивать торговлю между странами нет, ибо цены на товары, которые установятся в результате торговли, будут такими же или даже хуже, чем без нее