23. Измерение нетарифных методов внешнеторговой политики
Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов: • Индекс частотности — индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики. • Индекс покрытия торговли — показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров. • Индекс воздействия на цены — соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифнымограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений. Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от таможенной стоимости товара). Проведенное в США в середине 70-х годов исследование нетарифных ограничений импорта 90 различных товаров 15 развитыми странами показало, что, например, при импорте мясных продуктов Японией, номинальный тариф на которые составляет лишь 13%, нетарифные ограничения импорта мяса увеличивают его цену на японском рынке по сравнению с мировой еще на 161%.
В США при номинальном тарифе на импорт фруктов в 7%, используемые, кроме того, нетарифные ограничения увеличивали внутреннюю цену фруктов еще на 128%. Но и здесь возникает проблема, связанная с тем, что на один и тот же товар могут накладываться и таможенная пошлина, и нетарифные ограничения; при этом если таможенная пошлина всегда является мерой ограничения, то нетарифные барьеры — только при определенных условиях. Например, если импорт товара подлежит обложению пошлиной и квотированию, то пошлина выполняет свою ограничительную функцию всегда, независимо от количества ввезенного товара. Квота же становится ограничителем только после того, как импорт достиг обусловленного властями объема. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный илинетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам,поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного Ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины.
Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом. Количественные ограничения— административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта
- 1. Научные подходы к изучению мировой экономики.
- 3. Торгуемые и неторгуемые товары
- 4. Факторы производства и их классификация
- 5. Международное разделение факторов производства
- 6. Структура международной экономики
- 7. Особенности современного этапа развития международной экономики
- 8. Меркантилизм
- 9. Теория абсолютных преимуществ
- 10. Теория относительных преимуществ: основные идеи
- 12. Выигрыш от торговли в теории сравнительных преимуществ
- 13. Теория соотношения факторов производства и парадокс Леонтьева
- 14. Виды торговой политики
- 15. Общая характеристика инструментов торговой политики
- 16. Таможенный тариф и таможенная пошлина
- 17. Виды таможенных пошлин
- 18. Воздействие тарифов на экономику страны
- 19. Перераспределительные эффекты при введении тарифа
- 20. Эффекты потери при введении тарифа
- 21. Отрицательные последствия применения тарифов
- 22. Преимущества тарифного регулирования внешней торговли
- 23. Измерение нетарифных методов внешнеторговой политики
- 24. Виды внешнеторговых квот
- 25. Влияние импортной квоты на экономику страны
- 26. Лицензирование как инструмент внешнеторговой политики
- 27. Скрытые методы регулирования внешней торговли
- 28. Субсидии как метод торговой политики
- 29. Кредитование экспорта
- 30. Демпинг
- 31. Услуги как объект международной торговли. Отличия товаров и услуг
- 32. Классификация услуг
- 33. Международный транспорт и международные поездки
- 34. Государственное регулирование международной торговли услугами
- 35. Правило Вальраса
- 36. Классификация видов и форм международного движения капитала
- 37. Причины экспорта и импорта капитала
- 38. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны
- 39. Инструменты международного кредитования
- 40. Мвф и его роль в мировой экономике
- 41. Группа всемирного банка
- 42. Международная миграция населения и ее виды
- 43. Показатели трудовой миграции
- 44. Положительные и отрицательные последствия трудовой миграции
- 45. Виды технического прогресса
- 46. Цикл жизни товара в международной торговле
- 47. Формы передачи технологий