logo
геополитика экз

Центральная Европа: новые геополитические реальности

Между сегодняшней Россией и Западной Европой возник регион – Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

ЦВЕ выделяют по-разному, например — БЫВШИЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ АВСТРО-ВЕНГРИИ, ОВД, СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА.

В строго географическом плане: ПОЛЬША, ВЕНГРИЯ, ЧЕХИЯ, СЛОВАКИЯ, РУМЫНИЯ, БОЛГАРИЯ, СЛОВЕНИЯ, ХОРВАТИЯ, СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ, МАКЕДОНИЯ, БОСНИЯ, ГЕРЦЕГОВИНА, АЛБАНИЯ И Т.Д.

Ряд западных экспертов причисляют к данному региону ПРИБАЛТИЙСКИЕ СТРАНЫ — ЛИТВУ, ЛАТВИЮ, ЭСТОНИЮ.

Регион Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в исторический период Нового времени, началом которого большинство исследователей считают Великую Французскую революцию (1789), играет одну из ключевых ролей в международных отношениях, а уровень влияния на мировую политику XIX-XX вв. процессов, происходящих в нем, весьма высок.

По принципу сходства исторического развития и компонентов социокультурной системы, которая оказывала решающее влияние на динамику процессов в данных странах и на региональном уровне.

1. Юго-Восточный субрегион: РУМЫНИЯ, БОЛГАРИЯ, СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ, МАКЕДОНИЯ, БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА, АЛБАНИЯ. Длительное время (по меньшей мере 400 лет) господствовала Османская империя, привнесшая определенное своеобразие культурного и политического развития. Православие (кроме Албании и отчасти Боснии) является господствующей религией. Все страны субрегиона, за исключением Румынии и Албании, являются славянскими по этническому составу.

2. Центральная Европа: ЧЕХИЯ, СЛОВАКИЯ, СЛОВЕНИЯ, ХОРВАТИЯ, ВЕНГРИЯ. В течение нескольких столетий господствовала Австрийская империя. Страны находятся под сильным западноевропейским влиянием. Господствующая религия— католицизм.

3. Восточная Европа: ПОЛЬША, ЛИТВА, ЛАТВИЯ, ЭСТОНИЯ. Социокультурные традиции оформились под влиянием западного христианства (Литва и Польша — католицизм, Эстония и в основном Латвия — лютеранство). Западная политическая наука склонна относить к этому региону Украину, а также Белоруссию и Молдову.

ЦВЕ – регион из 18 нынешних европейских государств с населением в 190 млн. человек.

Особенностями ЦВЕ являются

1. Повышенная чувствительность ЦВЕ к вопросам национ., цивилизац. самоидентификации.

2. Проблемы разделенных народов;

3. Территориальные проблемы (взаимных претензий).

4. Стремление втягивать в местные споры и конфликты великие державы («балканизация»).

5. Сложность собственной интеграции для решения местных или региональных проблем.

6. Принадлежность этих стран в недавнем прошлом к миру неприемлемому ими социализма.

7. Отождествление России с СССР и отождествление себя с европейским.

8. ЦВЕ обречен ощущать постоянное присутствие России и неизбежность взаимодействовать с ней.

Основной тенденцией во внешней политике всех стран ЦВЕ после падения коммунистических режимов было стремление к интеграции в ЕС и НАТО.

Сегодня, когда почти все страны ЦВЕ стали членами Североатлантического альянса (Польша, Чехия – 1999 г., Латвия, Литва, Эстония, Словакия – 2004г, Болгария и т.д.), а многие из них — и членами Европейского союза (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Словакия – 2004 г. и т.д.), пришло время выработать новую модель отношений России с этими странами. Вступление большинства стран ЦВЕ в Европейский союз и НАТО создает для Российской Федерации сложности как в отношениях с этими институтами, так и в отношениях с восточноевропейскими государствами.

Упорное стремление многих стран ЦВЕ получить членство в Европейском союзе и НАТО было связано с наличием у их политических лидеров и элит посткоммунистического синдрома. В настоящее время для многих становится ясно, что само по себе членство в ЕС и НАТО не решает всех старых проблем стран ЦВЕ.

Чехии в ближайшее время уготована роль чистого плательщика, а вовсе не получателя средств ЕС. После того как эйфория от членства в ЕС и НАТО во всех бывших социалистических странах пройдет и имевшиеся еще недавно иллюзии рассеятся, настанет время прагматического подхода и реалистической оценки перспектив отношений этих стран с Россией. Главными факторами, определяющими отношения России с государствами ЦВЕ станут их географическая близость и экономическая взаимозависимость.

Что касается включения ряда государств в ЕС. Позицию ФРГ в отношении быстрой интеграции ЦВЕ поддерживает Италия, поскольку она также заинтересована в рынках региона, поддерживая идею интеграции Венгрии в ЕС к 2007 г., далее Румынии и Болгарии, Хорватии. Позитивно относилась к расширению на восток и Великобритания. К расширению положительно относились скандинавы. Во время своего председательствования в ЕС в первой половине 2001 г.

шведы провозгласили расширение одной из его 3 главных целей. Одним из адептов интеграции стран ЦВЕ является Греция. Греки настаивали на включении в ЕС Румынии и Болгарии уже в 2004 г. Они также ратуют за скорейшее «возвращение в Европу» республик бывшей Югославии.

Нежелание интегрировать ЦВЕ в стороны Франции во многом объясняется и незначительным торговым обменом между ними. К началу нового века объем торговли с ЦВЕ вырос по сравнению с 1989 г. более чем в 2 раза. В 2000 г. на страны региона приходилось уже 2,5% французского экспорта и 1,7% французского импорта, что превосходило обмены с Латинской Америкой или Японией. Франция стала главным иностранным инвестором в Румынии. Как соперника в получении дотаций воспринимала восток Европы Испания. Мадрид не был заинтересован в ЦВЕ, которая оттянет на себя предназначенные юго-западу субсидии. Однако в последние годы в Испании наметилась тенденция к пересмотру позиций. Итак, наиболее заинтересованными сторонами среди стран ЕС в расширении границ последнего на восток выступали государства, граничащие с регионом ЦВЕ: Германия, Австрия, Италия. Финляндия. В результате ЦВЕ стали местом приложения инвестиций как со стороны крупного, среднего и мелкого бизнеса из Германии, Австрии, Италии и Финляндии, так и крупного из Франции, Испании, Бельгии.

Между Россией и странами ЦВЕ фактически не было серьезного диалога по вопросу расширения НАТО. Москва так и не смогла убедительно показать, в чем для нее состоит угроза расширения НАТО за счет ряда стран ЦВЕ. При этом не менее очевидно, что никакая европейская безопасность невозможна без участия России или против нее.

У определенной части политических элит стран ЦВЕ сохраняются антироссийские настроения, имеющие исторические корни. Даже при небольшой возможности новых членов оказывать влияние на принятие решений в НАТО или Европейском союзе такие настроения способны в какой-то степени осложнить взаимодействие России с этими организациями. Главный интерес России заключается в том, чтобы иметь дело с единой Европой.

Специальные механизмы и институты, связывающие Россию с ЕС и НАТО, позволяющие согласовывать общие интересы и политику, должны стать новым звеном в системе европейских институтов. Без этого звена новую систему отношений со странами ЦВЕ выстроить в данный момент невозможно.