logo
геополитика экз

21. Россия и страны Балтии.

Проблема отношений со странами Балтии, наверное, не самая значимая для России. Но и история этих отношений, и их современное состояние наиболее рельефно показывают и реальное отношение Запада к России, и европейско-американскую политику “двойных стандартов”, и, что самое главное, то, к чему может привести бездумная и угодливая внешняя политика.

Главной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ – на начальном этапе, в ЕС и НАТО - в настоящее время, с одновременным дистанцированием от России.

Страны Балтии в отношениях с Россией, по меткому выражению обозревателя ИМЭМО РАН К. Воронова, искусно разыгрывали “роль обижаемого малыша” [4, с. 151]. Используя давление Запада и безвольность высшего политического руководства России, они добились скорейшего (в Литве – к 31 декабря 1993 г., в Латвии и Эстонии – к 31 декабря 1994 г.) вывода российских войск без каких-либо гарантий невхождения во враждебные России организации или каких-либо отдельных уступок с их стороны. Наоборот, высшие политические круги прибалтийских стран открыто заявляли о своем намерении войти в НАТО, и только понимание западных стран, что это существенно обострило бы ситуацию в регионе, было сдерживающим фактором. Однако это не мешало всем их соседям по Балтийскому региону пытаться, и не безуспешно, вовлечь новые независимые государства (ННГ) Балтии в свое силовое поле. Подобного рода действия проводились (в том числе и самими ННГ Балтии) в отношении Калининградской обл. – к ним относятся и резолюция Балтийской Ассамблеи, включающей парламентариев трёх ННГ Балтии от 13 ноября 1994 г. “О демилитаризации Калининградской области и дальнейшем ее развитии”, в которой было заявлено, что будущее Калининградской обл. - проблема всей Европы и для ее решения требуются совместные действия, а также содержался призыв к Балтийскому Совету министров провести международное совещание по вопросам демилитаризации области и дальнейшего ее развития, и представленный конгрессменом США К. Кацом проект резолюции, в котором предлагается превратить эту область в демилитаризованную зону, передать управление над ней некой “Международной инстанции”, чтобы в дальнейшем восстановить интегральность края с его окружением, и многие другие провокации со стороны западных политиков.

Атлантические геополитики прекрасно осознают стратегическую опасность союза России с Европой (в первую очередь с Германией) и традиционно стремятся всячески помешать этому. Самым эффективным методом талассокрагии является установление «санитарных кордонов» блокирующих действия потенциального геополитического противника. «Санитарные кордоны» успешно действовали на протяжении всего XX века и приводили к столкновениям континентальных государств между собой. Пока Германия и Россия взаимно истощали друг друга стратегические геополитические победы доставались талассократам. В конце XX века такой «санитарный кордон» возник из малых прибалтийских государств, пользуясь поддержкой США, противостоят как Европейскому Союзу, так и Российской Федерации. Появилась целая геополитическая полоса между Балтийским морем и Черным морем. Эти государства не могут войти полноценными партнерами в Европейский Союз и обязанные США своим суверенитетом усиленно отталкиваются от Европы и от России. Первая линия «санитарного кордона» состоит из стран: Дании, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии. Вторая линия включает в себя Эстонию, Латвию, Литву и Украину. Россия прорывает вторую линию через Калининградскую область и Белоруссию. Задача будущей континентальной державы состоит в разрушении «санитарных кордонов» между государствами.

С вхождением Болгарии в НАТО появляется православный фактор в католической и протестантской Европе, что способствует единению европейской культуры. Важным объединяющим фактором является Балтийское море. В Центральной Европе мощным геополитическим государством является Германия. Чтобы противостоять ей Дания создала Балтийскую Федерацию в составе: Норвегии, Швеции, Эстонии, Латвии и Литвы. Задача Балтийской Федерации геополитический контроль над Балтийским морем. Исторически через Балтийское море налаживались торговые отношения между Россией и Западом. При соблюдении определенных условий балтийский регион может стать одним из генераторов мира и сотрудничества для всей Европы. Геополитические интересы России на Балтийском море объективно совпадают с интересами большинства европейских стран. Поэтому Россия заинтересована в налаживании геополитических связей со странами балтийского региона. Россия твердо настроена развивать добрососедские отношения с Литвой, Латвией, Эстонией и скандинавскими странами. Вхождение Прибалтики в НАТО ар1уме1гпфуется необходимостью оградить свой суверенитет от потенциальной угрозы с Востока и открыть простор для интеграции стран Латвии, Литвы, Эстонии в западную цивилизацию. Прием в НАТО затрагивает оборонные интересы России и Белоруссии.

Однако, возможное вхождение России в Европейский Союз может стабилизировать геополитическую обстановку на Балтийском море. Торговля приносит немалые доходы балтийским государствам и России, обеспечивая их прогресс в экономике. Разделяет Россию и прибалтийские государства «ближнего зарубежья» внутригосударственный сепаратизм, воинствующий национализм, неконтролируемая миграция и сложные экологические проблемы. Нейтралитет Швеции, Финляндии предполагает превращение балтийского региона в зону устойчивого развития, безопасности и стабильности. Россия готова в одностороннем порядке гарантировать безопасность Латвии, Литве, Эстонии. США оказывают балтийским странам помощь в рамках проекта «Поддержка восточноевропейской демократии», предусматривающей передачу технологического опыта, капиталовложений и долгосрочного кредитования. Поэтому прибалтийские государства проводят антироссийскую политику. Прибалтика используется как плацдарм для силового давления на Россию. Во всех прибалтийских республиках идет процесс активного вытеснения русскоязычного населения из важнейших сфер политической и социальной жизни.