logo
геополитика экз

34. Специфика развития геополитических отношений в Латинской Америке

Народы Латинской Америки в течение более трех веков находились в колониальной зависимости от Испании и Португалии, к которым позже присоединились Англия, Голландия и Франция. Самостоятельными субъектами международной политики они становятся только в начале XIX в., после начала войны за независимость и образования здесь суверенных государств. Первоначально отношения России со странами Латинской Америки складывались не вполне успешно. Русский император, планировал помочь монарху Испании восстановить его власть над восставшими колониальными владениями путем организации интервенции. Но этому воспрепятствовали США, решительно потребовав от европейских держав не вмешиваться в дела стран Западного полушария (доктрина Монро).

В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро.

В данном документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов — рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на Американском континенте. «Преимущественные права» северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества

Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро.

Девять государств континента (Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Никарагуа и Панама) с самого начала стали участниками антигитлеровской коалиции и подписали Декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 г. Позже к ним присоединились еще десять государств Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Парагвай, Венесуэла, Уругвай). После окончания войны активные экономические отношения начали складываться между СССР, с одной стороны, и Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили — с другой. А Уругвай стал первой страной, с которой СССР подписал договор о дружбе, торговле и мореплавании (1946).

Сегодня свободные страны континента имеют трудности в экономическом развитии. Они ищут пути интеграции в мировую экономику:

• внутренние причины — застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства из них), неконкуренто­способность их продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяй­ственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной на­пряженности и др.;

• важнейшая внешняя причина — глобализация мировой эко­номики как один из ключевых мирохозяйственных процессов со­временности.

Резкое увеличение импорта осложнило положение националь­ных производителей, вызвало волну банкротств, рост безработицы и социальных конфликтов. Начался процесс деиндустриализации и структурной перестройки экономики, т.е. продолжение политики превращения стран Латинской Америки в сырьевой придаток США, Канады, Европы. Под воздействием мирового рынка регион все больше ориентируется на добычу и первичную переработку ми­нерального сырья и сельскохозяйственной продукции. Металлооб­работка, машиностроение, электротехника и другие сферы передо­вого промышленного производства в большинстве стран переходят от замкнутого производственного цикла к монтажу и сборке про­дукции из импортных деталей и узлов.

К концу ХХ в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Но смотреть на этот континент приходится не как на единый центр силы, а, подобно Африке, как на конгломерат разнородных стран, но с учетом их стремления к интеграции и сложившихся многосторонних организаций. Многосторонние формы взаимодействия должны подкрепляться двусторонними связями. Отношения между Россией и конкретными странами обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие в себя всю гамму их составляющих.

Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи — общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении: их голоса ведущие западные страны слушают, но в расчет почти не принимают.

В Латинской Америке все чаше звучит призыв создания многополярного мира. Эту идею активно поддерживает Колумбия, которая пригласила Россию вступить в международную группу государств — «друзей Колумбии» (в нее уже входят Испания, Венесуэла, Мексика и Коста-Рика).

Некоторые государства континента стоят перед опасностью маргинализации в формирующемся мире мегаблоков. Россия и юг Американского континента в геостратегическом плане оказываются вне трех полюсов экономического, политического и иного развития: североамериканского, западноевропейского и тихоокеанского (наиболее динамичного полюса).

Другой фактор, который объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки, — незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания геге- монистскихустремлений в геополитике США. Лидеры стран континента накопили в этом отношении некоторый опыт и все чаще приходят к выводу о необходимости создания общего латиноамериканского фронта борьбы против северного соседа.