logo
ответы на итоговаю кон по мировой экономике

21)Дайте краткую характеристику современных теорий мировой экономики.

Исторически первоначальным и важнейшим видом международных экономических отношений является мировая торговля. По современной классификации внешнеторговую деятельность подразделяют на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудование; сырьем; услугами.

Становление мирового рынка сопровождалось развитием теорий международной торговли. А.Смит сформулировал положения теории абсолютных преимуществ. Согласно этой теории следует импортировать товары из той страны, где издержки производства какого либо товара ниже, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров.

Д.Рикардо обосновал теорию сравнительных преимуществ, до сих пор занимающую центральное место в исследованиях внешнеэкономического взаимодействия. Согласно этой теории необходимой предпосылкой внешней торговля является выпуск одного и того же товара с различными сравнительными издержками в разных странах. Каждая страна специализируется на выпуске тех товаров, по которым ее издержки относительно ниже, хотя абсолютные издержки могут быть и выше, чем за рубежом.

Теория Д.Рикардо была развита и дополнена современными экономистами. Американский экономист Э. Хаберлер выдвинул теорию альтернативных издержек, в которой для определения сравнительных преимуществ при производстве аналогичных товаров в разных странах за основу берется объем производства одного товара, который приходится сокращать для производства другого (при условии использования всех ресурсов и наилучшей технологии).

В 30х годах ХХ века была создана новая теория международной торговли, получившая название по именам ее создателей – шведских ученых Эли Хекшера и Бертеля Олина. Эту теорию развил и математически уточнил Поль Самуэльсон. Поэтому она часто называется теорией Хекшера – Олина – Самуэльсона. Данная модель рассматривает соотношение факторов производства. Страны поразному наделены трудовыми ресурсами, капиталом, землей. Если страна с избытком наделена трудом (с низкой заработной платой), то трудоемкие товары будут обходиться более дешево, и она будет их экспортировать. В странах с избытком капитала более дешевыми будут капиталоемкие товары. Их она и будет вывозить.

22)Динамика развития международной торговли на современном этапе. Направления основных товарных потоков. (Географическая структура внешней торговли). Товарная структура международной торговли: современное состояние, тенденции развития.

1.Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития

2.При общем росте внешней торговли ее динамика в отдельных страна и регионах различна

3.Внешняя торговля растет более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран

4.Выросли экспортная и импортная квоты многих стран

5.Географическая конфигурация мировой торговли в послевоенный период характеризуется ассиметрично Доля развитых стран в мировом экспорте 70-75%, развивающихся - 20%, бывшие социалистические страны - 10%.

6.Основной поток международной торговли приходится на взаимную торговлю развитых стран (? 67%)  27% - торговля между развитыми и развивающимися странами  6% на развитые и развивающиеся страны с 1 стороны и страны с переходной экономикий с другой.

7.Изменяется товарная структура мировой торговли:

Диверсифицируется поток товаров, вовлекаемых в международный товарооборот

Увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий

Выросли объемы международной торговли химической продукции

Сокращается доля международной торговли сырьем и топливом

В мировой торговле уменьшается удельный все продовольствия

Намечается тенденция роста текстиля и одежды в мировом экспорте.

Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделенными либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа) либо к крупной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся итд.). Организационная географическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим объединениям (страны ЕС, страны СНГ), либо между странами, выделенными в отдельную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны-экспортёры нефти, страны-чистые должники).

Международная торговля (МТ) – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Товарная структура. Представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).

23) Государственное регулирование внешней торговлей на мировом уровне. Политика свободной торговли и протекционизм: понятие, позитивные и негативные аспекты. Основные инструменты регулирования внешней торговли.

Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами.

Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает подограничения, накладываемые на торговлю товарами.

Меры регулирования доступа на рынок — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам—производителям услуг оперировать на местном рынке.

Политика свободной торговли- направление в экономической науке, которое не допускает вмешательства (в смысле опеки и регламентации) государственной власти в частную хозяйственную деятельность и в особенности восстает против покровительственных таможенных пошлин и вообще протекционизма.

Плюсы

- Стимулирует процессы конкуренции

-Позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ

-Создает возможности для использования международной специализации

-Содействует расширению границ рынка

Протекционизм - политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка, с одной стороны, и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки - с другой.

Плюсы

-защищает молодые отрасли хозяйства страны.

- Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства.

-  Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

- обеспечивает национальную безопасность.

Минусы

-создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

- замедляет экономический рост.

-  в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли.

- не способствует снижению цен.

- косвенно подрывает экспорт страны.

Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.

Целями применения мер тарифного регулирования могут быть:

1.Протекционистская функция- защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2.Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

24) Тарифные методы регулирования внешней торговли. Таможенные тарифы и таможенная политика.

Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.

Целями применения мер тарифного регулирования могут быть:

1.Протекционистская функция- защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2.Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли-совокупность методов государственного регулирования, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к тарифным методам государственного регулирования.

нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случая: 1)Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

2)Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3)Выполнение международных обязательств

4)Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

5)Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

6)Защита общественной морали и правопорядка

7)Защита культурных ценностей

8)Обеспечение национальной безопасности

Виды таможенных тарифов.

Таможенные тарифы это — налоги (сборы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета .

Особые виды таможенных тарифов:

Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров.

Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;

Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).