3. Государственное и межгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы. Положительные и отрицательные последствия миграции
Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.
Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.
Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят:
(1) смягчение условий безработицы,
(2) появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:
(1) тенденции роста потребления заработанных за границей средств,
(2) желание скрыть получаемые доходы,
(3) «утечку умов»,
(4) в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.
Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.
Так, мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.
Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так. Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.
Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.
Как известно, основополагающие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области межстрановой трудовой миграции должны быть учтены нормы международных конвенций.
Так, страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.
На практике иммиграционная квота, как правило, распределяется в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995 г. было принято следующее ее распределение: 71% – родственники граждан США, 20% – специалисты, в которых нуждаются США, и 9% – прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции (1996 г.) в США не только существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам.
Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.
Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:
(1) хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
(2) дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):
(3) ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Понятно, что известная избирательность миграционной политики стран-импортеров может выражаться также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну: как правило, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть свое дело в стране пребывания.
С другой стороны, среди целей иммиграционной политики находится и защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для этого используются меры, направленные на ограничение иммиграции и сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.
Кроме того, страны-импортеры рабочей силы реализуют и государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические стимулы (предоставление материальной помощи, получение возможности приобретения профессии и т. п.).
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), цели эмиграционной политики стран-экспортеров состоят в том, что эмиграция рабочей силы должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования.
На современном этапе международную миграцию трудовых ресурсов характеризуют активизация и рост влияния стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные подходы к достижению целей эмиграции, а именно:
(1) методы и средства защиты интересов государства-экспортера путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. (Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение, а некоторые – проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при неблагоприятной демографической ситуации.);
(2) методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. (С этой целью в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования, а ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в свою страну значительную долю полученной за границей заработной платы.);
(3) методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии, а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав;
(4) меры, способствующие сочетанию, как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. (Одним из инструментов реализации данной задачи служит введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования – наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.);
(5) меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов. Речь идет, в частности, о проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину.
По мере интернационализации хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется круглосуточный «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального общественного воспроизводства. Причём в каждом суверенном государстве законным платёжным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировом хозяйстве пока ещё отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран.
Интеграция стран, в том числе современной России, в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчётных и кредитно – финансовых операциях.
В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Элементы валютных отношений возникли в античном мире (в Древней Греции и Древнем Риме) как вексельное и меняльное дела.
Состояние валютных отношений зависит от процесса воспроизводства и, в свою очёредь, оказывает на него обратное влияние (положительное или отрицательное) в зависимости от степени их устойчивости.
- 1)Предмет мировой экономики, сущность мирового хозяйства. Субъекты современного всемирного хозяйства.
- 4)Постиндустриализация как основная тенденция в современной мировой экономике.
- 2. Нарастают противоречия между той частью постиндустриального общества, которая обладает знаниями и образованием, и его малоквалифицированной частью.
- 5)Интернационализация хозяйственной жизни.
- 6) Транснационализация хозяйственной деятельности
- 7) Глобализация хозяйственной деятельности. Факторы и последствия глобализации.
- 8) Причины развития экономических связей между странами
- 9)Дайте типологическую характеристику странам мира. Стандартная классификация оон стран мира.
- 14) Сущность международного разделения труда. Показатели и факторы его развития. Международное разделение труда на современном этапе.
- 15)Формы международного разделения труда. Тенденции развития международного разделения труда в начале XXI в. Роль нтр в данном процессе.
- 1) Предметная (производство продуктов);
- 2) Подетальная (производство частей, компонентов продуктов);
- 3) Технологическая, или стадийная, специализация
- 16) Понятие международной торговли, мирового рынка, показатели их развития. Роль международной торговли для национальных экономик и в системе мэо. История развития мировой торговли.
- 34. Мировая Торговля-система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
- 17) Меркантилисты о развитии мировой торговли
- 18) Теория абсолютных преимуществ.
- 19) Теория сравнительных (относительных) преимуществ.
- 20)Концепция международных экономических отношений Хекшера - Олина. В. Леонтьев о развитии международной торговли.
- 21)Дайте краткую характеристику современных теорий мировой экономики.
- 25) Основные формы нетарифных ограничений внешней торговли.
- 28) Проблема вступления России в вто
- 29) Международное движение капитала: сущность, причины, формы, экономический эффект.
- 31)Понятие прямых иностранных инвестиций (пии), их роль в системе мэо.
- Ifc координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка, но в юридическом и финансовом отношениях является независимой организацией.
- 33. Виды, отличительные черты, этапы становления международных корпораций.
- 2.1 Отличительные черты международной корпорации
- 2.2 Причины возникновения международной корпорации
- 2.3 Разновидности международных корпораций
- 35. Международное движение ссудного капитала. Интернационализация финансово- кредитной сфера. Формирование мирового рынка ссудных капиталов. Механизм функционирования данного рынка.
- 1) Выплату основной суммы кредита;
- 2) Уплату процентов по кредиту.
- 36) Внешний долг — определяется как сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами.
- Международная миграция рабочей силы на современном этапе: понятия, этапы, причины (экономические и неэкономические), виды.
- 40)Классификация форм миграции рабочей силы. Мировые центры притяжения рабочей силы.
- 1. Этапы и направления международной миграции рабочей силы
- 2. Динамика международной миграции рабочей силы
- 3. Государственное и межгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы. Положительные и отрицательные последствия миграции
- 1. Национальная и иностранная валюты, резервная валюта, международная валютная (денежная) единица, ее виды
- 2. Понятие и виды валютных ограничений
- 3. Конвертируемость национальной валюты, характеристика ее типов
- 1) Замкнутая;
- 2) Частично конвертируемая;
- 3) Свободно конвертируемая.
- 1. Национальная и иностранная валюты, резервная валюта, международная валютная (денежная) единица, ее виды
- 2. Понятие и виды валютных ограничений
- 3. Конвертируемость национальной валюты, характеристика ее типов
- 1) Замкнутая;
- 2) Частично конвертируемая;
- 3) Свободно конвертируемая.