3.2.1. Объемы поставок
В первой половине 2011 года топливный рынок России испытал
кризис, который был вызван разными причинами.
Вступление в силу нового техрегламента привело к сокращению
производства автомобильных бензинов и росту цен на розничном
рынке.
В свою очередь, правительство высказало свое недовольство
нефтяными компаниями, обвинило их в сговоре и инициировало новую
волну антимонопольного расследования. Впоследствии ФАС доказала
виновность ВИНК, а нефтяные компании фактически согласились со
справедливостью этих выводов.
Однако причиной кризиса стало не только монопольное
положение ВИНК, но и несвоевременные действия правительства,
которое фактически в приказном порядке заставило нефтяные
компании снижать цены на топливо на внутреннем рынке как раз в тот
период, когда цены на внешнем рынке стали быстро расти на волне
арабских революций. В результате стесненные правилами нового
техрегламента и давлением правительства на ценовую политику,
многие нефтяные компании вынуждены были вывозить бензин, а также
продукты низкого передела (нафту и газойль) за рубеж. Это вызвало
недостаток топлива на внутреннем рынке. В некоторых регионах этот
недостаток ощущался особенно остро.
Более менее ситуация стабилизировалась только после того, как
правительство
ввело
с
1 мая
заградительную
пошлину
на
автомобильный бензин (до 90% от пошлины на нефть), а через месяц –
и на прямогонный бензин. Впрочем, несмотря на принятые меры,
перебои с поставками топлива периодически возникали в отдельных
регионах вплоть до конца 2011 года.
Как
видно
из
рисунка
20, реализация
российскими
нефтеперерабатывающими заводами автомобильного бензина на
внутреннем рынке в 2011 году немного снизилась по сравнению с
2010 годом – на 0.6%. Снижение было обусловлено увеличением
экспорта в первой половине года. По утверждению МЭР, практически
всю вторую половину года поставки бензина со стороны российских
НПЗ росли в годовом сравнении. При этом часть рынка покрывалась
импортом топлива, и, в результате, в целом продажи автомобильного
бензина в России выросли за год. Согласно данным Росстата, в январе-
ноябре 2011 года реализация автомобильного бензина на российском
рынке выросла относительно аналогичного периода 2011 года на 1.8%.
Также произошло снижение реализации российскими НПЗ мазута
(на 4.1%). Это было обусловлено более теплым температурным
режимом 2011 года по сравнению с 2010 годом и сокращением спроса
на мазут со стороны энергетических предприятий. Поставки
предприятиям ЕЭС России сократились за год на 30% до 1856.4 тыс.
тонн.
Вместе с тем, поставки дизельного топлива на внутренний рынок
(см. рисунок 21) выросли на 5.1%.
Отметим, что в середине года правительство, обеспокоенное
ситуацией на топливном рынке, приняло решение о создании резерва
топлива для предотвращения в дальнейшем ценовых скачков. Сейчас
Минэнерго
завершает
согласование
с
Минюстом
проекта
постановления правительства о создании коммерческого резерва
топлива
на
базе
государственного
ОАО «Роснефтегаз».
Предполагается, что резерв топлива будет создан в объеме 2 млн т.
Рисунок 20
Рисунок 21
Рисунок 22
- 2.3.1. Объемы поставок...................................................................................................................26
- 3.2. Внутреннийрынок...................................................................................................................................37
- 3.2.1. Объемы поставок...................................................................................................................37
- 3.3.1. Объемы поставок...................................................................................................................41
- 1. Мировой рынок нефти: статистика и тенденции
- 2. Нефтедобывающая отрасль россии: итоги 2011 года
- 2.1.Добыча нефти
- 2.1.1. Добыча нефти в разрезе регионов
- 2.1.2. Добыча нефти крупнейшими компаниями
- 2.2. Внутренний рынок
- 2.2.1. Объемы поставок
- 2.2.2. Цены
- 2.3. Экспорт
- 2.3.1. Объемы поставок
- 2.3.2. Экспортные цены
- 2.4. Налогообложение в отрасли (экспортные пошлины и
- 3. Нефтеперерабатывающая отрасль: итоги 2010 года
- 3.1. Объемы нефтепереработки
- 3.2. Внутренний рынок
- 3.2.1. Объемы поставок
- 3.2.2. Цены на внутреннем рынке
- 3.3. Экспорт нефтепродуктов
- 3.3.1. Объемы поставок
- 3.3.2. Экспортные цены нефтепродуктов
- 3.4. Налогообложение в отрасли (экспортные пошлины и акцизы)
- 4. Мировой рынок газа: статистика и тенденции
- 5. Газодобывающая отрасль россии: итоги 2011 года
- 5.1. Добыча газа
- 5.1.1. Регионы
- 5.1.2. Компании
- 5.2. Внутренний рынок
- 5.2.1. Объемы поставок
- 5.2.2. Цены
- 5.3. Экспорт газа
- 5.3.1. Объемы поставок
- 5.3.2. Контрактные цены
- 5.4. Налогообложение в отрасли
- 6. Инвестиции в отрасли
- 7. Финансовое состояние отрасли
- 7.1.Прибыль отрасли
- 7.2. Рентабельность отрасли
- 7.3. Финансовая устойчивость отрасли
- 7.4. Налоговые платежи