3.3.1. Объемы поставок
По данным ФТС, экспорт нефтепродуктов в 2011 году снизился на
4.9% до 124.9 млн т. Однако ФТС не включает в этот объем торговлю в
пределах Таможенного союза. Поэтому более иллюстративными
являются данные Росстата по формированию и использованию
ресурсов моторного топлива. Совместный анализ данных Росстата и
ФТС позволяют утверждать, что в 2011 году суммарный экспорт
нефтепродуктов действительно снизился, но при этом экспорт бензина
вырос. К сожалению, ФТС не предоставляет данные по экспорту
нефтепродуктов низкого передела (прямогонного бензина).
Рост экспорта автомобильного бензина по сравнению с
2010 годом составил 12%. При этом, как видно из рисунка 25, такой
существенный прирост в немалой степени обусловлен низкой базой
2010 года. На фоне других лет, экспорт бензина в 2011 году был
сравнительно не высоким. Отметим, что экспорт бензина в страны
дальнего зарубежья, согласно данным ФТС, увеличился в 2011 году на
31.5%.
Увеличение экспорта бензина можно объяснить ужесточением
условий торговли этим видом топлива на внутреннем рынке в
I половине 2011 год, о чем говорилось выше.
Рисунок 25
Экспорт дизельного топлива в 2011 году снижался (см. рисунок
26). По сравнению с 2010 годом снижение составило 7%. В том числе
экспорт в дальнее зарубежье снизился на 14.2% (по данным ФТС).
Сокращение экспорта произошло впервые за последние пять лет.
Снижение экспорта дизельного топлива можно объяснить
увеличением внутреннего спроса, а также созданием резервов этого
вида топлива на российских НПЗ.
Рисунок 26
Экспорт жидкого топлива, в которое включены все виды мазутов
и тяжелые дистилляты, в 2011 году также снижался, но в меньшей
степени, чем экспорт дизельного топлива. Согласно данным ФТС, всего
экспорт этой продукции (без учета торговли в пределах ТС) снизился за
год на 0.4% до 71.7 млн т. В том числе экспорт в страны дальнего
зарубежья снизился на 1.1% до 70.4 млн. т. Как видно из рисунка 27,
снижение экспорта произошло впервые за несколько последних лет.
Снижение экспорта можно объяснить введением новой формулы
расчета экспортных пошлин («60-66»).
В 2012 году можно ожидать, что экспорт нефтепродуктов
останется на уровне 2011. Рост экспорта моторного топлива будет
ограничиваться необходимостью насыщать внутренний розничный
рынок (в том числе за счет создания резервов). В свою очередь, экспорт
темных нефтепродуктов будет сдерживать более высокая экспортная
пошлина.
Рисунок 27
- 2.3.1. Объемы поставок...................................................................................................................26
- 3.2. Внутреннийрынок...................................................................................................................................37
- 3.2.1. Объемы поставок...................................................................................................................37
- 3.3.1. Объемы поставок...................................................................................................................41
- 1. Мировой рынок нефти: статистика и тенденции
- 2. Нефтедобывающая отрасль россии: итоги 2011 года
- 2.1.Добыча нефти
- 2.1.1. Добыча нефти в разрезе регионов
- 2.1.2. Добыча нефти крупнейшими компаниями
- 2.2. Внутренний рынок
- 2.2.1. Объемы поставок
- 2.2.2. Цены
- 2.3. Экспорт
- 2.3.1. Объемы поставок
- 2.3.2. Экспортные цены
- 2.4. Налогообложение в отрасли (экспортные пошлины и
- 3. Нефтеперерабатывающая отрасль: итоги 2010 года
- 3.1. Объемы нефтепереработки
- 3.2. Внутренний рынок
- 3.2.1. Объемы поставок
- 3.2.2. Цены на внутреннем рынке
- 3.3. Экспорт нефтепродуктов
- 3.3.1. Объемы поставок
- 3.3.2. Экспортные цены нефтепродуктов
- 3.4. Налогообложение в отрасли (экспортные пошлины и акцизы)
- 4. Мировой рынок газа: статистика и тенденции
- 5. Газодобывающая отрасль россии: итоги 2011 года
- 5.1. Добыча газа
- 5.1.1. Регионы
- 5.1.2. Компании
- 5.2. Внутренний рынок
- 5.2.1. Объемы поставок
- 5.2.2. Цены
- 5.3. Экспорт газа
- 5.3.1. Объемы поставок
- 5.3.2. Контрактные цены
- 5.4. Налогообложение в отрасли
- 6. Инвестиции в отрасли
- 7. Финансовое состояние отрасли
- 7.1.Прибыль отрасли
- 7.2. Рентабельность отрасли
- 7.3. Финансовая устойчивость отрасли
- 7.4. Налоговые платежи