logo
ответы мировая экономика

Государственное регулирование внешней торговли

Важным принципом внешнеторговой деятельности является активное вмешательство государства при проведении валютных операций. С помощью валютной, денежной, налоговой поли­тики, изменения процентных ставок, субсидий, контигетированием и лицензированием внешнеторговых операций, таможен­ными тарифами государство осуществляет регулирование экс­порта и импорта для успешного развития национальной эко­номики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные усло­вия на внутреннем и внешнем рынках.

В Российской Федерации государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям:

• таможенными тарифами;

• нетарифными ограничениями;

• контингетированием и лицензированием внешнеэконо­мических операций;

• налоговым законодательством;

• системой международных договоров и соглашений;

• кредитными мероприятиями;

• формированием торгового режима в отношении со стра­нами ближнего зарубежья для защиты экономических интере­сов России и сохранения рациональных интеграционных связей;

• контролем за использованием валютных поступлений для оплаты импорта;

• формированием рационального (паритетного) курса руб­ля, реально отражающего ценовые соотношения внутреннего и мировых рынков и т.д.

Наиболее распространенными ограничениями в сфере внешней торговли являются тарифные пошлины. Таможенные пошлины — это налог, устанавливаемый для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продук­ции. Для ослабления национальным производителям конкурен­ции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продук­ции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов.

Часто используемым способом воздействия на внешнетор­говую деятельность предприятий являются нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых и косвен­ных (непрямых) ограничений внешней торговли с помощью разветвленной системы экономических, политических и адми­нистративных методов.

Некоторое распространение в современной практике меж­государственного обмена получили контингентирование и ли­цензирование внешнеэкономических операций, а также введе­ние государственной монополии на некоторые виды операций.

Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осущест­вляются относительно свободно. На практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. Предельной фор­мой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта полностью запрещены.

Лицензирование предполагает необходимость получения ор­ганизацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Подоб­ная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулиро­вание для достижения различных экономических и политиче­ских целей. В некоторых случаях лицензии выступают разно­видностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.

К методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими част­ных фирм на осуществление определенных видов производст­венной и внешнеэкономической деятельности.

Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредст­венно не связаны с запретом на осуществление внешнеэконо­мической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средст­вом протекционистской защиты национальных производите­лей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая сис­тема и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответст­венно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистраци­онных сборов и т.д.). Подобным образом система националь­ных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импорте­рами.

Кроме того, могут использоваться и другие формы косвен­ных ограничений — закрытие для иностранцев отдельных пор­тов и железнодорожных станций, предписание об использова­нии при производстве продукции определенной доли нацио­нального сырья, запрет приобретения государственными орга­низациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и др.

Существенную роль в системе государственного вмешатель­ства в экономику играют средства государственного стимулиро­вания экспорта. В современных условиях в России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям Всемирной торговой организации, определяющей принятый в мировой практике порядок оказания государствен­ной поддержки экспорта. Она включает систему финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повы­шения конкурентоспособности их продукции на внешнем и внутреннем рынках.

К ним можно отнести:

• предоставление Правительством РФ в лице Министерст­ва финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кре­дитных ресурсов, привлекаемых российскимикоммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций;

• гарантирование страхования экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;

• прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;

• выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т.д.

Следует отметить, что государство берет на себя значитель­ную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъ­юнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий для их деятельности на внешнем рынке.