Государственное регулирование внешней торговли
Важным принципом внешнеторговой деятельности является активное вмешательство государства при проведении валютных операций. С помощью валютной, денежной, налоговой политики, изменения процентных ставок, субсидий, контигетированием и лицензированием внешнеторговых операций, таможенными тарифами государство осуществляет регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках.
В Российской Федерации государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям:
• таможенными тарифами;
• нетарифными ограничениями;
• контингетированием и лицензированием внешнеэкономических операций;
• налоговым законодательством;
• системой международных договоров и соглашений;
• кредитными мероприятиями;
• формированием торгового режима в отношении со странами ближнего зарубежья для защиты экономических интересов России и сохранения рациональных интеграционных связей;
• контролем за использованием валютных поступлений для оплаты импорта;
• формированием рационального (паритетного) курса рубля, реально отражающего ценовые соотношения внутреннего и мировых рынков и т.д.
Наиболее распространенными ограничениями в сфере внешней торговли являются тарифные пошлины. Таможенные пошлины — это налог, устанавливаемый для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для ослабления национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов.
Часто используемым способом воздействия на внешнеторговую деятельность предприятий являются нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых и косвенных (непрямых) ограничений внешней торговли с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.
Некоторое распространение в современной практике межгосударственного обмена получили контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций, а также введение государственной монополии на некоторые виды операций.
Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. Предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта полностью запрещены.
Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей. В некоторых случаях лицензии выступают разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.
К методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.
Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме того, могут использоваться и другие формы косвенных ограничений — закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и др.
Существенную роль в системе государственного вмешательства в экономику играют средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях в России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям Всемирной торговой организации, определяющей принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорта. Она включает систему финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения конкурентоспособности их продукции на внешнем и внутреннем рынках.
К ним можно отнести:
• предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскимикоммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций;
• гарантирование страхования экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;
• прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;
• выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т.д.
Следует отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий для их деятельности на внешнем рынке.
- Мировая экономика: сущность и этапы становления
- Место России в системе международного разделения труда
- Экономика России в современной мировой экономике
- Открытость и конкурентоспособность национальной экономики
- 3. Группа развивающихся стран
- 4. Группа стран с переходной экономикой
- Основные типы государств и их экономических объединений в мировой экономике
- Основные макроэкономические показатели экономического анализа
- 2.Противоречия развития французской экономики.
- 3.Модернизация японской экономики
- Развивающиеся страны в мировой экономике
- 6) Подчиненное положение, уязвимость в системе международных экономических отношений.
- Международный рынок услуг
- Роль гатт/вто в международном торговом регулировании
- Меркантилизм
- Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева.
- 3. Теория "цикла жизни продукта" (product life cycle theory)
- Теория международной конкуренции м.Портера
- Цели, формы, направления торговой политики
- Протекционизм в международной торговле
- Политика свободной торговли и ее преимущества
- Государственное регулирование внешней торговли
- Региональная интеграция – понятие и формы
- Парижская валютная система
- Генуэзская валютная система
- Бреттон-вудская валютная система
- Ямайская валютная система
- Европейская валютная система
- Миграция рабочей силы: понятие, виды и причины
- 34. .Платежный баланс: содержание и принципы расчета