logo
миповая

56) Внешняя торговля россии

В настоящее время наблюдается общая тенденция, которая выражается в создании единого экономиче-ского пространства. Этот процесс обозначился уже много веков и даже тысячелетий назад, когда появилась внешняя торговля. Сейчас ни одна страна не в состоянии вести обособленную экономическую жизнь, так как появились зависимость и связь с этим единым экономическим пространством. Внешняя торговля единичных стран и стала мировой торговлей, массовый характер. Во всем мире мировая торговля является необходимым атрибутом повседневной жизни. Международная торговля имеет две отличительные особенности от обычной внутренней торговли: во-первых, фирмы и потребители, участвующие в международной торговле, живут в разных государствах, во-вторых, потребители и фирмы, ведущие торговлю, пользуются валютами разных стран. Негативные последствия ведения мировой торговли: она создает некоторые трения и конфликты между странами, потому что экономическое взаимодействие обязательно обусловливает политическое; в результате допущения на внутренний рынок товаров иностранного производителя могут стать невостребованными товары отечественного производства, и это повлечет за собой убытки не толь ко на уровне всей экономики страны, но и на уровне рядового члена общества (работники, занятые в этой области производства, понесут материальные потери). Так случилось в России при открытии внешней границы в начале 1990-ых гг. Однако внешняя торговля и международное сотрудничество необратимы и являются результатом экономического развития мировых держав. Процессу становления мировой торговли способствовало международное разделение труда и других факторов производства между государствами, что обес-печивает экономичность, эффективность, рациональность и полноту использования всех экономических ресурсов, а это в наше время является одной из важнейших задач человеческой цивилизации. Экспорт товаров - это реализация товаров отечественного производства за рубежом. Выгода от экспорта товаров в том, что издержки производства определенного товара в определенной стране ниже, чем мировой уровень издержек производства данного товара (это может быть за счет международного разделения труда, за счет имеющихся в стране ресурсов и т. д.). Импорт товаров - это приобретение товаров, производство которых внутри страны невыгодно для государства из-за слишком высокого уровня издержек производства. Тогда выгоднее закупить эти товары в стране, где издержки на их производство будут меньше. Сумма экспорта и импорта в стране составляет внешнеторговый оборот страны. Самыми основными задачами государства в области внешней торговли являются: помощь экспортерам вывести большее количество товаров, сделать их конкурентоспособными на мировом рынке; ограничив импорта с целью снижения конкурентоспособности товаров иностранных производителей на внутреннем рынке страны.

58) РФ и мировой рынок капитала.

Рассматривая роль и место России на мировом рынке капиталов, следует отдельно проанализировать особенности вывоза капитал из России и особенности ввоза иностранного капитала в Россию. Вывоз капитала из России. Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным (на основании Постановления Совмина СССР от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом») и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала». Официально из России вывозится ежегодно 9–10 млрд. долл. Для сравнения: аналогичные инвестиции США приближаются к 1 трлн долл., а у Японии и Великобритании они составляют сотни миллиардов долларов. Легальный вывоз капитала из России происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков и покупки иностранных ценных бумаг. Вывоз предпринимательского капитала из России невелик, хотя здесь наметилась некоторая положительная тенденция. Так, в 1997 г. размер прямых российских инвестиций достиг 2,5 млрд. долл. Российские предприятия топливно-энергетического комплекса осуществляли масштабные капиталовложения, связанные со строительством газо- и нефтепроводов за рубежом, добычей минеральных ресурсов. Нелегальный вывоз капитала из России по расчетам специалистов в 1996 г. достиг 33 млрд. долл. и складывался из непереведенных из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта, занижения экспортных и повышения импортных цен и т.п. «Бегство капитала» весьма отрицательно отражается на состоянии российской экономики: ухудшается платежный баланс страны, сокращается объем внутренних инвестиций, усиливается дефицит бюджета, так как вывозимый капитал уходит от налогов. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала. Ввоз капитала в Россию регулируется законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г., который определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РСФСР и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта. Осуществление необходимой структурной перестройки, переход от одной хозяйственной системы к другой требуют огромных инвестиционных вложений.

При ограниченности внутренних источников особое значение приобретают иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции могут явиться важным фактором освоения достижений НТР, обновления и модернизации производственного аппарата, ускорения экономического развития страны. Инвестиционный интерес к России со стороны иностранного частного капитала обусловливают: отсутствие эффективной конкуренции среди отечественных производителей; наличие квалифицированной, способной к быстрому воспроизводству новейших технологий и дешевой рабочей силы; относительно недорогой емкий рынок сырья; необъятный потребительский рынок; возможность получения значительно более высокой нормы прибыли по сравнению с развитыми странами; возможность участия иностранных инвесторов в приватизации. Хотя Россия и имеет все необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов, фактическое участие иностранного капитала в развитии экономики России явно недостаточно. Ввозимый в Россию капитал по преимуществу это государственный капитал и капитал международных организаций (хотя имеет место ввоз и частного и смешанного капитала). Получаемые Правительством России международные кредиты составляют около 2/3 совокупного притока капитала. Крупнейшими инвесторами в российскую экономику являются: США, Швейцария, Великобритания, Нидерланды, Германия. Так, например, в 1996 г. 26% всех иностранных инвестиций в Россию приходились на долю США, 20% – на долю Швейцарии, 15 % составляли инвестиции из Нидерландов.

Следует сразу отметить, что отраслевая направленность иностранных инвестиций не соответствует интересам структурной перестройки России. Основной поток иностранных инвестиций должен идти на развитие импортозаменяющих отраслей и экспортноориентированных производств, в оборонные предприятия, осуществляющие конверсию, в мощности по переработке и хранению продовольствия и др. Недостаточные масштабы прямых иностранных инвестиций, не соответствующие интересам России формы ввоза капитала и их отраслевая направленность, обусловлены рядом негативных факторов, снижающих привлекательность ввоза капитала в Россию. К числу этих негативных факторов можно отнести: • нестабильность экономической и политической обстановки; • несовершенство и нестабильность правовой базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов; • отсутствие надежных структур по привлечению иностранных инвестиций; • несовершенство налогового законодательства; • неразвитость коммуникационных структур, банковской и прочей инфраструктуры; • отсутствие ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики и т.д.; • высокий уровень преступности и коррумпированности. В силу всех этих причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство является важнейшей причиной сдерживания потоков иностранных инвестиций в Россию. Хотя правительство и предпринимает разнообразные меры для привлечения иностранного капитала в Россию, в целом государственное регулирование иностранных инвестиций остается недостаточно продуманным, противоречивым и малоэффективным. Одна из причин этого – отсутствие четко определенной концепции национальных интересов, обозначенных приоритетов развития экономики, без которых невозможно создать благоприятную инвестиционную среду.