logo
миповая

26. Современные теории международной торговли.

  • Современные теории международной торговли либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные стороны международной торговли Одна группа новейших теорий рассматривает международную торговлю преимущественно со стороны предложения товаров. Другая группа теорий полностью отрицает классические теории, объявляя их устаревшими..

  • Развитие теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо пошло по нескольким направлениям (рис.1): наиболее популярной стала теория соотношения факторов производства Хекшера- Олина, обосновавшая необходимость определять сравнительное преимущество при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи. Эти теории относятся к группе новейших теорий неоклассической школы.  Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)- новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

    • К неотехнологическим относятся следующие теории:

    • ·---- теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);

    • ·---- теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);

    • · ----теория жизненного цикла продукта Р.Вернона (1966 г.);

    • ·--- теория внутриотраслевой торговли Б. Баласа (1967 г.);

    • ·---- теория конкурентного преимущества нации М.Портера (1986 г.).

    • Одним из направлений неотехнологических теорий является теория жизненного цикла продукта. Эта теория пытается объяснить функционирование мировой торговли готовыми изделиями на основе жизненного цикла товара. Суть ее в том, что каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения.В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь «качества специализации».

    • Данная теория основывается на допущении о монопольном положении развитой страны в технологии, что дает ей возможность превосходства в изобретении новых или усовершенствованных продуктов.

    • Движущей силой рынка является стремление национальных субъектов хозяйствования максимизировать чистую экономическую прибыль.

    • Вначале это монопольное положение означает то, что технологически развитая страна будет стремиться увеличить выручку за счет роста объемов продаж, Со временем продукт получает всеобщее распространение, стандартизируется и может производиться в массовом масштабе в большинстве стран мира. Максимизация прибыли на этом этапе возможна прежде всего за счет снижения переменных издержек, то есть использования относительно неквалифицированных трудовых ресурсов. На этой стадии зрелости продукт будет дешевле производить в странах с относительно низкой зарплатой (и, следовательно, менее развитые страны начнут производить его и экспортировать в страну, в которой он был первоначально изобретен).

    • Классическим примером, подтверждающим эту теорию, является опыт США и Японии по развитию отраслей электроники в послевоенную эпоху. Инновации в радио-, теле-, стерео- и компьютерных отраслях пришли из США, которые сначала имели успех от их экспорта. Затем Япония адаптировала американские технологии и начала производить эти же товары с меньшими затратами, которые, соответственно, продавала по более низким ценам. В 80-е годы основной объем сборки электротехнических товаров производился в развивающихся странах. Последнее уничтожило американское и японское преимущество в торговле. Теперь США и Японии выгоднее импортировать эти товары из развивающихся стран с низкими уровнем переменных и постоянных издержек. Теория жизненного цикла продукта соответствует наблюдаемым явлениям в реальном мире, а также объясняет изменения в торговых моделях во времени.