16. Проблема признания независимости Косова с точки зрения европейской безопасности.
В 2008 г. албанские сепаратисты в одностороннем порядке провозгласили независимость края Косово и Метохия. Произошла частичная легитимизация насильственного отрыва от Сербии значительной части её территории. В 2010 г. Международный суд ООН постановил, что провозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права. На текущий момент независимость Косова признали 75 государств (39 %) из 192 членов ООН, в том числе США и ведущие страны ЕС: Великобритания, Франция, Италия, Германия. 69 государств — членов ООН (более 1/3), в том числе два постоянных члена СБ ООН (РФ и КНР), отказались признать независимость Косова или заявили о нейтралитете. Вопреки усилиям США круг государств, поспешивших вслед за ним признать независимость Косово, оказался намного уже, чем они рассчитывали. Даже среди мусульманских стран это решение не встретило ожидавшейся солидарной поддержки. А ведь стремление восстановить репутацию США в исламском мире было одним из мотивов последовательно проалбанской политики Вашингтона в косовском вопросе. Полного единства не удалось добиться и в ЕС: Кипр, Греция, Испания, Словакия и Румыния, опасаясь последствий косовского прецедента для самих себя, отказались признавать новоиспечённое государство. И Белград, и поддерживающая его Москва, Китай и Индия, сохранили определённые активы: без их согласия невозможно добиться приёма нового государства в ООН и ОБСЕ, легитимизировать миссию ЕС в Косово. Это создаёт на территории края правовой вакуум.
Чтобы занять место в ООН, страна должна иметь поддержку 2/3 государств-членов ООН (то есть 128 из 192) и одобрение СБ ООН при отсутствии вето какого-либо постоянного члена СБ. Для Евросоюза независимость Косова означает, что он принимает на себя ответственность за стабилизацию не только прилегающих к Косову районов, но и Западных Балкан в целом, где раздаются призывы к изменению существующих границ между Косово, Македонией и Албанией с последующим объединением земель, населенных албанцами. В противовес не исключены подобные акции не только со стороны косовских сербов, но и сербов в Боснии и Герцеговине. Это может повлечь массовые потоки вынужденных переселенцев и беженцев, которые хлынут в Европу, как было в 1999 году. Признание независимости Косова привело не только к дипломатическим спорам, но и к серьезным международно-правовым осложнениям. США и многие европейские государства считают, что Косово не должно больше формально входить в состав Сербии. Они готовы признать ограниченную независимость провинции. ЕС направляет в Косово крупные силы обеспечения правопорядка в составе 1800 полицейских и юристов, в том числе судей. По сути они возьмут на себя функции, которые сейчас осуществляет ООН. Сербия, активно поддерживаемая Россией, не признает независимости Косова. Выдвигаемые Сербией и Россией аргументы против признания независимости Косова состоят в том, что Сербия, будучи суверенным государством, не соглашалась на независимость Косова, что СБ ООН не принимал резолюций, разрешающих независимость, а значит - она противоправна. Сербия и Россия также заявляют, что резолюция 1244 не предусматривает независимости Косова. Они приводят в пример статью 10 резолюции, где говорится только о "существенной автономии в рамках Союзной Республики Югославии" для Косова. Это, по их мнению, блокирует путь к независимости. Белград и Москва также указывают, что международное присутствие в Косове, согласно резолюции 1244, должно быть одобрено и утверждено ООН, а миссия ЕС такого одобрения не получила. ((Глава российского МИД Сергей Лавров в своем выступлении сказал о подрыве принципа, согласно которому изменение границ возможно лишь при достижении соглашения об этом. С точки зрения Сербии и России, если такого соглашения нет, то и речи о независимости Косова идти не может. Ситуация с Косово ставит под вопрос не только определенные принципы международного права, но фактически окончательно фиксирует системный кризис международных институтов, и прежде всего, ООН и инструменты СБ ООН.)) Признание Косово следующие последствия:
угроза государствам со схожими проблемами (Испания –баски, каталонцы; Греция (Кипр) и т.д.; активизация сепаратистов;
нарушение МП, двойные стандарты (признание Косово, непризнание Абхазии и Юж. Осетии), нарушение резолюции СБ ООН 1244 (1999);
нарушение суверенитета и терр целостности гос-ва и мандата СБ ООН, этнические чистки, изгнание неалбанского населения, разрушение исторических памятников и православных монастырей
наличие американских военных баз
подрыв единства ЕС
создано нежизнеспособное государство
процветание наркотрафика, терроризма, незаконного оборота оружия, торговли человеч органами, огромное число беженцев– масштабная гуманитарная катастрофа.
Косово – очередная марионетка на Балканах в руках сильных мира сего. Де факто не контролируется сербскими властями, хотя юридически еще находится в составе республики Сербия.
Лавров цитата: нарушен суверенитет Сербии, Устав ООН, резолюция 1244 СБ ООН, принципы Хельсинкского Заключительного акта, договоренности в Контактной группе.
- 4. Новая повестка дня администрации б.Обамы. Выступления Обамы в Праге и Каире (2009 г.)
- Подходы администрации б.Обамы к американским войнам в Ираке и Афг-не
- 7.Европейская подсистема мо (2000-2010): основные характеристики и особенности.
- 8. Общеевропейский процесс после Стамбульского саммита 1999 года. Проблема
- 9. Проблема ограничения обычных вооружённых сил в Европе, включая ратификацию адаптированного Договора по обычным вооруженным силам в Европе (довсе).
- 10.Миссии нато 2001-2011. Текущие операции: нато в Афганистане
- Нато в Косово
- Нато и Ливия
- Наблюдение за обстановкой на Средиземном море
- Борьба с пиратством у берегов Африканского Рога
- Нато и Ирак
- Предоставление поддержки Африканскому союзу
- Борьба с пиратством в Аденском заливе и у берегов Африакнского Рога
- Операция по ликвидации последствий землетрясения в Пакистане
- Нато в Боснии и Герцеговине
- Нато в бывшей Югославской Республике Македонии
- Вопрос 11. Трансформация нато 2001-2011. Новая стратегическая концепция нато 2010г.
- 12. Расширение Евросоюза. Проблемы с принятием новых членов.
- 13. Разработка Конституции ес, проблема ратификации. Лиссабонский договор.
- 14. Внешняя политика ес: становление овпб/епбо.
- 15. Программа ес «Восточное Партнёрство»
- 16. Проблема признания независимости Косова с точки зрения европейской безопасности.
- 17. Интеграционные процессы в атр: деятельность атэс 2001-2011 гг.
- 18. Кнр в смо. Китайско-американские отн-ия 2001-2011 гг.: достижения и проблемы. Кнр и тайваньский вопрос.
- 19. Региональная политика Китая : асеан, шос.
- Вопрос 21. Мо на Корейском п-ове. Проблемы ядерных ракетных вооружений и попытки их решения. Межкорейские отношения 2001-2011г.
- 22.Смо в Юго-Восточной Азии. Интеграционные процессы в асеан 2011-2011 гг.
- 23.Асеан как центральное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в атр.
- Вопрос 24. Индия в мо. Кнр,сша,Пакистан.
- 25. Иран в современных международных отношениях. Ядерная программа Ирана – международный аспект.
- 27. Операция 'коалиции желающих' в Ираке. Реакция международного сообщества. Перспективы развития ситуации в Ираке
- Вопрос 28. Ближневосточное урегулирование. Интифада Аль-Акса, дорожная карта. Политика Буша и Обамы, «международный квартет».
- 29. Перспектива одностороннего провозглашения независимого Палестинского государства
- 30. Обострение израильско-ливанского конфликта в 2006 г. И его последствия
- Вопрос 31. Волнения на бв и Северной Африке 2011 г.
- 33. Левый поворот в странах ла и его последствия для мо в регионе.