23.Асеан как центральное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в атр.
АСЕАН - единственная организация в Большой Восточной Азии, предоставляющая форум, где как малые и средние страны, так и мировые державы могут наравне обсуждать и находить пути решения проблем в сфере безопасности, в том числе и вопросы противодействия нетрадиционным вызовам и угрозам. АСЕАН является авторитетной и влиятельной организацией в АТР, активно способствующей интеграционным процессам, борьбе с терроризмом и новыми вызовами в регионе. На ее базе создана важная сеть партнерских отношений и диалога как внутри АТР, так и с ведущими внерегиональными странами и организациями. Асеановский Региональный Форум (АРФ). Создан в 1994 г. Изначально членами АРФ были 18 государств: 8 стран-членов АСЕАН (включая Лаос и Вьетнам, которые стали членами АСЕАН в 1995 году) и 10 партнеров по диалогу и секторальных партнеров. На данный момент в АРФ входят уже 27 государств. Главенствующая роль и право председательствовать на ежегодных сессиях отданы АСЕАН со всеобщего согласия стран-членов АРФ. Это необязательно, но вдруг кому понадобится перечислить всех членов: Австралия, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Канада, Китай, ЕС, Индия, Индонезия, Япония, КНДР, РК, Лаос, Малайзия, Мьянма, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Филиппины, Россия, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Тимор, США, Вьетнам.
АРФ стал первым многосторонним диалоговым форумом по безопасности, охватывающим весь регион. На второй встрече АРФ был принят документ, в котором излагались три стадии развития сотрудничества: укрепление доверия, превентивная дипломатия и выработка подходов к разрешению конфликтов.
На сегодняшний день АРФ является центральной структурой многостороннего сотрудничества в сфере безопасности. Летом 2002 года в Брунее страны АСЕАН и США подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Согласно принятой концепции "АСЕАН 2020" к 2015 должно быть сформировано Сообщество безопасности АСЕАН (СБА). Это не оборонный союз, а форма сотрудничества государств, чья национальная безопасность тесно связана с безопасностью других стран региона.
Пока АРФ неэффективен в решении наиболее сложных проблем безопасности таких, как денуклеаризация Корейского полуострова, нераспространение ядерного оружия, превентивная дипломатия в отношении конфликтов в Кашмире и в Тайваньском проливе. АРФ оказался более действенным в решении таких проблем, как борьба с терроризмом и нетрадиционными транснациональными угрозами безопасности. После того, как в 2004 и 2007 годах на государства Индийского океана обрушились разрушительные стихийные бедствия, АРФ оказался вовлечен в решение вопросов предоставления гуманитарной помощи и помощи при стихийных бедствиях.
АСЕАН +1 и АСЕАН +3. "10 плюс 3" является сокращенным названием механизма сотрудничества между 10 странами- членами АСЕАН и 3 восточно-азиатскими странами (Китай, Япония и Республика Корея), а под названием "10 плюс 1" понимаются механизмы сотрудничества между 10 странами-членами АСЕАН и Китаем, АСЕАН и Японией, АСЕАН и Республикой Корея.
В конце 90-х годов на фоне усиления тенденции экономической глобализации, страны- члены АСЕАН постепенно осознали важность налаживания сотрудничества на новом уровне и установления отношений всестороннего сотрудничества. В этой связи приняли решение развернуть экономическое сотрудничество "международной ориентации", что послужило стимулом к созданию механизмов "10 плюс 3" и "10 плюс 1". В последние годы они стали главными каналами сотрудничества в Восточной Азии и важным символом направления развития и возрождения Азии. Экономическое сотрудничество является сердцевиной механизмов "10 плюс 3" и "10 плюс 1", которые постепенно проникают в область политики, безопасности и культуры. В настоящее время сложилась новая ситуация многоуровневых, многоаспектных и многонаправленных контактов. В формате "10 плюс 3" созданы механизма диалога в 18 областях примерно на 50 уровнях, включая 14 министерских встреч в таких сферах, как дипломатия, экономика, финансы, сельское хозяйство, трудоустройство, туризм, охрана окружающей среды, культура, борьба с транснациональной преступностью, здравоохранение, энергетика, информатика и телекоммуникации, общественное благосостояние, развитие и новаторство в правительственном управлении.
В режиме "10 плюс 1" определены 5 важных областей сотрудничества, включая сельское хозяйство, телекоммуникации, трудовые ресурсы, взаимные капиталовложения и освоение бассейна реки Меконг. В рамках сотрудничества в форматах "10 плюс 3" и "10 плюс 1" ежегодно проводятся саммиты, заседания на уровне министров, высокопоставленных официальных лиц и совещания на рабочем уровне.
Одним из ключевых направлений в области обеспечения региональной безопасности является взаимодействие ШОС-АСЕАН. АСЕАН - эффективный механизм решения вопросов борьбы с современными вызовами и угрозами в ЮВА. ШОС имеет большое значение для строительства системы коллективной безопасности в АТР. В настоящее время взаимодействие ШОС-АСЕАН осуществляется путём обмена между секретариатами информацией и опытом, проведения консультаций экспертов. В 2008г. в Пекине состоялась встреча на уровне генеральных секретарей ШОС и АСЕАН.
Еще есть смысл упомянуть АТЭС и АСЕМ. Конечно, сложно сказать, что центральным звеном АТЭС является АСЕАН, а АСЕМ – это больше о сотрудничестве Азия-Европа, но все же включу и их в билет. Дальше уже сами смотрите, кому что нравится))
АСЕМ (ASEM – Asia-Europe Meeting) Форум «Азия-Европа» впервые был созван в 1996 году. Тогда в нем приняли участие главы государств и правительств стран-членов ЕС и АСЕАН, а также Китая, Японии и Южной Кореи. Со временем в рамках АСЕМ стали проводиться регулярные министерских встречи. Также расширился состав участников форума «Азия-Европа». В 8-м саммите АСЕМ в 2010 году приняли участие представители 27 стран ЕС и 16 государств Азии. В том же году к АСЕМ присоединились Россия, Австралия и Новая Зеландия. После расширения АСЕМ трудно сказать, является он межправительственным или межрегиональным форумом. Форум «Азия-Европа» был учрежден с целью стимулирования диалога между Европой и Азией. Рабочая программа АСЕМ состоит из трех основных блоков: политика и безопасность, экономика и социокультурная сфера. На шестом саммите АСЕМ в 2006 году были подведены итоги работы форума с момента проведения первого саммита в 1996 году и был выработан документ «Хельсинская декларация о будущем АСЕМ». В этом документе отмечалась важная роль форума как площадки для диалога и сотрудничества, а также сближения между Европой и Азией. В декларации излагаются задачи АСЕМ, в числе которых поддерживать и укреплять мир и безопасность, создавать условия для устойчивого экономического и социального развития. На крайнем саммите АСЕМ более половины обсуждавшихся вопросов относились к сфере всеобъемлющей безопасности: безопасность торговли, незаконная миграция, безопасность границ, энергетическая безопасность, изменение климата, продовольственная безопасность.
АТЭС (APEC – Asia-Pacific Economic Cooperation). Создан в 1989 году в Канберре. В АТЭС входят 21 государство. В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.
Изначально в качестве главного вектора деятельности АТЭС была установлена торгово-
экономическая направленность. Со всплеском активности мирового терроризма — в свете событий 11 сентября в США — в повестку дня АТЭС стали регулярно включаться вопросы противодействия новым вызовам. Организация стала вплотную заниматься такими наиболее актуальными для мирового сообщества проблемами, как борьба с терроризмом, экология, продовольственная проблема, наркобизнес, торговля людьми, социальные вопросы региона.
Тем не менее вопрос не стоит о наделении АТЭС широкими политическими и тем более военно- политическими функциями, хотя такие попытки предпринимались. Контртеррористическая стратегия АТЭС направлена на защиту инфраструктуры торговли, финансовых и информационных систем в АТР и предусматривает обеспечение безопасности торговли. Прежде всего морских и воздушных перевозок, пресечение финансовой подпитки терроризма и обеспечение компьютерной безопасности. В этих целях в 2003 в АТЭС была создана специальная группа по борьбе с терроризмом (СГБТ), на которую возложена функция по координации контртеррористических усилий различных механизмов Форума. Одним из важных направлений работы АТЭС является противодействие распространению опасных инфекционных заболеваний в регионе, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Созданы специальные механизмы и для этих целей.
- 4. Новая повестка дня администрации б.Обамы. Выступления Обамы в Праге и Каире (2009 г.)
- Подходы администрации б.Обамы к американским войнам в Ираке и Афг-не
- 7.Европейская подсистема мо (2000-2010): основные характеристики и особенности.
- 8. Общеевропейский процесс после Стамбульского саммита 1999 года. Проблема
- 9. Проблема ограничения обычных вооружённых сил в Европе, включая ратификацию адаптированного Договора по обычным вооруженным силам в Европе (довсе).
- 10.Миссии нато 2001-2011. Текущие операции: нато в Афганистане
- Нато в Косово
- Нато и Ливия
- Наблюдение за обстановкой на Средиземном море
- Борьба с пиратством у берегов Африканского Рога
- Нато и Ирак
- Предоставление поддержки Африканскому союзу
- Борьба с пиратством в Аденском заливе и у берегов Африакнского Рога
- Операция по ликвидации последствий землетрясения в Пакистане
- Нато в Боснии и Герцеговине
- Нато в бывшей Югославской Республике Македонии
- Вопрос 11. Трансформация нато 2001-2011. Новая стратегическая концепция нато 2010г.
- 12. Расширение Евросоюза. Проблемы с принятием новых членов.
- 13. Разработка Конституции ес, проблема ратификации. Лиссабонский договор.
- 14. Внешняя политика ес: становление овпб/епбо.
- 15. Программа ес «Восточное Партнёрство»
- 16. Проблема признания независимости Косова с точки зрения европейской безопасности.
- 17. Интеграционные процессы в атр: деятельность атэс 2001-2011 гг.
- 18. Кнр в смо. Китайско-американские отн-ия 2001-2011 гг.: достижения и проблемы. Кнр и тайваньский вопрос.
- 19. Региональная политика Китая : асеан, шос.
- Вопрос 21. Мо на Корейском п-ове. Проблемы ядерных ракетных вооружений и попытки их решения. Межкорейские отношения 2001-2011г.
- 22.Смо в Юго-Восточной Азии. Интеграционные процессы в асеан 2011-2011 гг.
- 23.Асеан как центральное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в атр.
- Вопрос 24. Индия в мо. Кнр,сша,Пакистан.
- 25. Иран в современных международных отношениях. Ядерная программа Ирана – международный аспект.
- 27. Операция 'коалиции желающих' в Ираке. Реакция международного сообщества. Перспективы развития ситуации в Ираке
- Вопрос 28. Ближневосточное урегулирование. Интифада Аль-Акса, дорожная карта. Политика Буша и Обамы, «международный квартет».
- 29. Перспектива одностороннего провозглашения независимого Палестинского государства
- 30. Обострение израильско-ливанского конфликта в 2006 г. И его последствия
- Вопрос 31. Волнения на бв и Северной Африке 2011 г.
- 33. Левый поворот в странах ла и его последствия для мо в регионе.