33. Левый поворот в странах ла и его последствия для мо в регионе.
За минувшее десятилетие в 12 странах региона к власти пришли силы, которые называют себя левыми или левоцентристскими. Это: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Коста-Рика, Куба, Никарагуа, Сальвадор, Парагвай, Уругвай, Эквадор. Среди континентальных стран, правительства которых открыто высказывают свои симпатии неолиберализму, - Гондурас, Колумбия, Мексика, Панама и Чили.
Главной и непосредственной причиной «левого поворота» стал неолиберализм. Ощутив полную свободу, капитализм заставил весь мир исповедовать идеологию свободного рынка. Латинская Америка оказалась здесь самым слабым звеном. ТНК значительно укрепили свои позиции в регионе: в 90-х 1000 корпораций владели 42% всех производительных сил. С их подачи 80-е были названы «десятилетием, потерянным для развития». Но на деле вышло наоборот. Неолиберальные реформы забрали у масс даже те возможности выживать, что были при военных диктатурах и демократических правительствах 70-80-х. Начиналось все довольно радужно. Глобализировав экономики латиноамериканских государств, «Вашингтонский консенсус» сначала казался местным правительствам хорошей альтернативой прошлой экономической системе. В регион хлынули инвестиции, начали расти экономические показатели. В 1997 г. суммарный прирост ВВП Латинской Америки составил 5,2%. Но начинается 1998 г., разражается азиатский финансовый кризис, дефолт в Бразилии. Социальная напряженность растет семимильными темпами, жуткие нищета и голод. Новые режимы в ЛА весьма справедливо решают слать подальше США с их «инициативой для Америк».
Смотрим 32, как там и что развивалось.
Будущее региона будет выстраиваться по линии конвергенции: будет отбираться лучшее, что имеет система, как в левых, правых, так и в центристских режимах.
34. Интеграционные процессы в ЛА.
Переход латиноамериканской интеграции на новый уровень (берет начало с 90-х годов XX века )был обусловлен совокупным воздействием ряда факторов. В их числе активизация усилий европейских стран по созданию единого рынка и интеграционные процессы в АТР. События в Восточной Европе, привлекшие к себе особое внимание политиков и инвесторов промышленно развитых стран, обеспокоили страны Латинской Америки в связи с тем, что для них стала реальной опасность конкуренции со стороны восточноевропейских государств в привлечении технологий и инвестиций, необходимых для того, чтобы преодолеть кризис платежей, выйти из экономического застоя, облегчить груз острейших социальных проблем.
Сильное влияние на динамику интеграционных процессов в Латинской Америке оказала и выдвинутая в июле 1990 года инициатива Дж. Буша-старшего о "новом экономическом партнерстве в Западном полушарии", известная также как "инициатива для Америк". Собственно, которая и провалилась в октябре 2005 г. на 4 саммите Америк в Мар-дель-Плате.
Впрочем, в начале текущего десятилетия общее ослабление внимания США к Латинской Америке, вызванное, в частности, их "занятостью" проблематикой антитеррора и связанными с этим силовыми действиями в Афганистане и Ираке, позволило латиноамериканцам перехватить инициативу на интеграционном поле. Это выразилось в ускорении центростремительных процессов в Южной Америке.
Новым фактором, способствующим интенсификации интеграционных процессов, стал приход к власти в целом ряде южноамериканских стран (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Уругвай) левоцентристских правительств.
Роль лидера южноамериканской интеграции взял на себя МЕРКОСУР, который все в большей степени трансформируется в политико-экономическое объединение по аналогии с моделью Евросоюза. Свидетельство укрепления его позиций и влияния - подключение к основным участникам блока (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай) новых ассоциированных членов (за последние два года к Боливии и Чили присоединились Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). После нескольких неудачных попыток в конце 2004 года ведущие субрегиональные блоки - МЕРКОСУР и Андское сообщество сумели договориться о создании Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН), которое уже в ближайшее время объединит все государства региона.
В числе последних важных инициатив южноамериканцев в области интеграции отметим идею учреждения "Петросур" - южноамериканского объединения государственных компаний по добыче нефти и газа, а также впервые прозвучавшее в июне 2005 года на саммите МЕРКОСУР в Асунсьоне предложение о создании субрегионального "энергетического кольца", предусматривающее строительство газопровода, который соединит Перу с Чили и другими государствами Южного конуса.
Другим крупным интеграционным объединением в регионе является Андское сообщество (АС) (включает Боливию, Колумбию, Перу, Эквадор, ассоциированный член - Чили), которое в настоящее время переживает непростые времена (в 2006 г. из него вышла Венесуэла).
В 2004 г. на основе альянса АС и МЕРКОСУР было создано Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), что придало новый импульс объединительным тенденциям в Южной Америке, формированию в регионе единого политического и экономического пространства. В 2007 г. было принято решение преобразовать ЮАСН в Союз южноамериканских государств (УНАСУР).
23 мая 2008 г. в г.Бразилиа состоялась встреча глав государств всех двенадцати стран Южной Америки, в ходе которой был подписан Договор об учреждении УНАСУР. Штаб-квартира данного объединения располагается в Кито (Эквадор).
УНАСУР находится пока в процессе формирования. Тем не менее, уже на сегодняшний день реализуются совместные проекты: в банковско-финансовой сфере – это инвестиционный банк «Банко-дель-Сур» (Южноамериканский банк), в нефтяной сфере – «Петроамерика», в сфере высшего образования - Университет Юга. В марте 2009 г. состоялось первое заседание действующего под эгидой УНАСУР Южноамериканского совета обороны.
В северной части Латинской Америки идет процесс консолидации таких субрегиональных объединений как Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС), Ассоциация карибских государств (АКГ), Карибское сообщество (КАРИКОМ).
В целом в регионе наблюдается тенденция, направленная на поиск рецептов и моделей интеграционного строительства, наиболее адекватно отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Латиноамериканцы ищут новые формы сотрудничества с бoльшим акцентом на позитивные сдвиги в социальной сфере. В этом контексте особенно выделяется Боливарианская инициатива для Америки (АЛБА), с которой выступила Венесуэла. К деятельности АЛБА в той или иной форме подключается все большее число стран региона (Куба, Боливия, Никарагуа, Доминика, Гондурас). Статус наблюдателя в АЛБА имеют Эквадор, ряд карибских стран и Иран.
- 4. Новая повестка дня администрации б.Обамы. Выступления Обамы в Праге и Каире (2009 г.)
- Подходы администрации б.Обамы к американским войнам в Ираке и Афг-не
- 7.Европейская подсистема мо (2000-2010): основные характеристики и особенности.
- 8. Общеевропейский процесс после Стамбульского саммита 1999 года. Проблема
- 9. Проблема ограничения обычных вооружённых сил в Европе, включая ратификацию адаптированного Договора по обычным вооруженным силам в Европе (довсе).
- 10.Миссии нато 2001-2011. Текущие операции: нато в Афганистане
- Нато в Косово
- Нато и Ливия
- Наблюдение за обстановкой на Средиземном море
- Борьба с пиратством у берегов Африканского Рога
- Нато и Ирак
- Предоставление поддержки Африканскому союзу
- Борьба с пиратством в Аденском заливе и у берегов Африакнского Рога
- Операция по ликвидации последствий землетрясения в Пакистане
- Нато в Боснии и Герцеговине
- Нато в бывшей Югославской Республике Македонии
- Вопрос 11. Трансформация нато 2001-2011. Новая стратегическая концепция нато 2010г.
- 12. Расширение Евросоюза. Проблемы с принятием новых членов.
- 13. Разработка Конституции ес, проблема ратификации. Лиссабонский договор.
- 14. Внешняя политика ес: становление овпб/епбо.
- 15. Программа ес «Восточное Партнёрство»
- 16. Проблема признания независимости Косова с точки зрения европейской безопасности.
- 17. Интеграционные процессы в атр: деятельность атэс 2001-2011 гг.
- 18. Кнр в смо. Китайско-американские отн-ия 2001-2011 гг.: достижения и проблемы. Кнр и тайваньский вопрос.
- 19. Региональная политика Китая : асеан, шос.
- Вопрос 21. Мо на Корейском п-ове. Проблемы ядерных ракетных вооружений и попытки их решения. Межкорейские отношения 2001-2011г.
- 22.Смо в Юго-Восточной Азии. Интеграционные процессы в асеан 2011-2011 гг.
- 23.Асеан как центральное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в атр.
- Вопрос 24. Индия в мо. Кнр,сша,Пакистан.
- 25. Иран в современных международных отношениях. Ядерная программа Ирана – международный аспект.
- 27. Операция 'коалиции желающих' в Ираке. Реакция международного сообщества. Перспективы развития ситуации в Ираке
- Вопрос 28. Ближневосточное урегулирование. Интифада Аль-Акса, дорожная карта. Политика Буша и Обамы, «международный квартет».
- 29. Перспектива одностороннего провозглашения независимого Палестинского государства
- 30. Обострение израильско-ливанского конфликта в 2006 г. И его последствия
- Вопрос 31. Волнения на бв и Северной Африке 2011 г.
- 33. Левый поворот в странах ла и его последствия для мо в регионе.