logo
otvety_po_istorii (1)

26. Революционный путь развития промышленного капитализма в Англии

Во второй половине XVIII в. в Англии сформировались предпосылки для промышленного переворота. Первые машины появились в хлопчатобумажной промышленности. Эта отрасль была сравнительно молодой и восприимчивой к прогрессивным начинаниям. В 1733 г. Кей изобрел летучий челнок, позволивший увеличить производительность труда ткача вдвое. В 1765 г. появилась механическая прялка – «Дженни», которая заменяла труд 16–18 прядильщиков. Изобретенный в 1785 г. ткацкий станок давал возможность заменить труд 40 ткачей.

Важнейшим этапом технического прогресса стало создание в 1784 г. парового двигателя, который, привел к созданию новых видов транспорта – пароходного и железнодорожного.

Технический прогресс в черной металлургии был достигнут, когда удалось использовать в производстве чугуна и стали каменный уголь. В тот же период были созданы первые металлорежущие станки, стало развиваться машиностроение.

В ходе промышленного переворота произошел переход к фабричной форме организации производства. Использование машин с водяным двигателем способствовало внедрению машин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях – фабриках. С конца XVIII в. на основе паровой энергетики создавались фабрики во многих отраслях промышленности.

Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию – создание принципиально новых видов транспорта, соответствовавших индустриальной структуре промышленного производства. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение и удешевить стоимость перевозок товаров.

В результате промышленного переворота и последовавшего за ним промышленного подъема в 1850–1870 гг. изменилась отраслевая структура экономики Англии. Из аграрной она превратилась в индустриальную державу. В 1870 г. в промышленности и строительстве было сосредоточено около 50 % трудовых ресурсов страны; 86 % населения проживало в городах и рабочих поселках.

Становление капитализма в Англии. В середине XIX в. Англия вырабатывала около половины мировой промышленной продукции на фоне отставания промышленного переворота в других державах. Экономическая политика буржуазного государства содействовала промышленно-торговой гегемонии Англии. Фритредерство укрепляло господствующее положение Англии в мировой промышленности, торговле, кредите, морских перевозках. Основным фактором мировой торгово-промышленной гегемонии было стремительное развитие кредита. В середине XIX в. Лондон стал мировым финансовым центром. В домонополистический период капитализм Англии выступал мировым фабрикантом, купцом, поставщиком продукции и мировым банкиром. Однако позже, в монополистический этап, степень концентрации производства и капитала в Англии стала значительно ниже, чем в США и Германии. Монополии стали появляться в новых отраслях промышленности, и в целом процесс монополизации имел продолжительный характер. На рубеже XIX–XX вв. Англия утратила промышленную гегемонию. Характерные черты Англии после вступления в монополистическую стадию: 1) увеличение числа капиталистических монополий; 2) становление колониальных банков и финансовой олигархии; 3) увеличение роли экспорта капитала. Причины промышленного отставания: 1) износ производственных мощностей в промышленности; 2) недостаток денежных средств на переоборудование; 3) влияние политики фритредерства.