logo
Лекции по Макрокономике / ЭТ

Стратегические альянсы

В условиях глобализации экономики особое значение приобретают процессы транснационализации в рамках так называемых стратегических альянсов  гибких межфирменных союзов, создаваемых для совместного решения задач в определенной области, но позволяющих продолжать соперничество в других сферах. Примером может служить соглашение «Версит» по выпуску совместимых компьютеров и программного обеспечения, заключенное между конкурирующими друг с другом американскими ТНК «Америкэн телеком энд телеграф», «Ай-Би-Эм», «Эппл компьютер», германской международной компанией «Сименс».

Другой пример  альянс шведского концерна «Вольво» и японской фирмы «Мицубиси». На бывшем дочернем предприятии «Вольво» в Голландии «Недкарс», модернизация которого обошлась в 2 млрд. дол., осуществляется производство из общих деталей и на одних технологических линиях двух конкурирующих моделей легковых автомобилей: «Карисма»  «Митсубиси» и «Вольво-400».

Резкое сокращение «цикла жизни» современных товаров вызывает необходимость выхода фирм с новой продукцией на все основные рынки мира одновременно, чтобы успеть амортизировать возросшие вложения в НИОКР и «снять сливки» с освоенного нововведения, опережая конкурентов. «Успех сегодня,  отмечает президент итальянской ТНК «Оливетти»,  может быть достигнут только посредством альянсов, которые обеспечивают ваше присутствие одновременно на каждом рынке глобального значения… Ни одна из компаний не обладает необходимыми ресурсами времени и денежных средств, чтобы стать действительно международной, если она уже не является таковой; и даже многонационалы, уже располагающие международно-организованными структурами, могут продолжить развитие только через альянсы».

Выделяют несколько видов стратегических альянсов:

наиболее распространенные альянсы для ведения научно-технологических разработок, когда объединяется исследовательский и конструкторский потенциал ряда ТНК по ключевым направлениям. Создание подобных альянсов диктуется невозможностью самостоятельной разработки из-за непосильных затрат и стремлением разделить риск, связанный с непредсказуемостью коммерческого эффекта многих технологических разработок;

стратегические альянсы в области производства, которые заключаются для взаимного ознакомления с производственными ноу-хау, с общей производственной и управленческой культурой основных конкурентов;

альянсы в области сбыта менее стабильные, чем производственные или технологические союзы. Их главное назначение в отличие от картельных соглашений о разделе рынков состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках. Так, основными мотивами создания альянса «ATT» и «Филипс» было обеспечение проникновения голландской ТНК на рынок США и расширение деятельности американской ТНК в Европе через сеть партнера из Голландии.

Массовое образование стратегических альянсов является формой конкурентного взаимодействия ТНК, которая адекватна современному этапу резких технологических сдвигов, позволяет поддерживать соперничество, снижая его отрицательный эффект.