logo
Istoria_diplomatii_ekzamen_1

Вопрос 3. Создание и деятельность Священного Союза, этапы.

Своеобразной идеологической и вместе с тем военно-политической надстройкой над «венской системой» дипломатических соглашений явился так называемый Священный союз европейских монархов против революции. События «ста дней», которые произвели на современников, и особенно на участников Венского конгресса, исключительное воздействие: поддержка армией и значительной частью населения нового захвата власти Наполеоном, молниеносный крах первой реставрации Бурбонов,— породили в европейских реакционных кругах тезис о существовании в Париже какого-то всеевропейского тайного «революционного комитета», дали новый импульс их стремлению задушить повсюду «революционный дух», поставить преграду революционно-демократическим и национально-освободительным движениям. В сентябре 1815 г. монархи России, Австрии и Пруссии подписали и торжественно провозгласили в Париже акт о создании «Священного союза монархов и народов». Содержавшиеся в этом документе религиозно-мистические идеи противопоставлялись идеям Французской революции, Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Однако Священный союз создавался не только для идеологической манифестации, это был и инструмент действия. Акт объявлял незыблемым статус-кво 1815 г. и устанавливал, что при любой попытке его нарушения монархи «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Чтобы придать Священному союзу общеевропейский характер, Австрия, Пруссия и особенно Россия добились в 1815—1817 гг. присоединения к нему всех европейских государств, кроме папы римского, Англии и мусульманской Турции. Однако Англия фактически участвовала первые годы в деятельности Священного союза как член Четверного союза (Россия, Австрия, Пруссия и Англия), воссозданного в ходе переговоров о втором Парижском мире. Именно английский министр иностранных дел лорд Каслри (при поддержке Меттерниха) придал тексту договора о Четверном союзе такую редакцию, которая позволяла его участникам вооруженным путем вмешиваться в дела других государств союза под флагом защиты «спокойствия и благоденствия народов и охранения мира всей Европы». В осуществлении политики легитимизма и борьбы с угрозой революции применялась разная тактика. Для политики Священного союза до начала 20-х годов была характерна попытка противопоставить революционным идеям пацифистскую фразеологию, широкую пропаганду религиозно-мистических идей. В 1816—1820 гг. Великобританское и Русское библейские общества при активной правительственной поддержке распространяли изданные в тысячах экземпляров библии, евангелия и прочие религиозные тексты. Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала защита принципа легитимизма осуществлялась «...под прикрытием таких сентиментальных фраз, как «Священный союз», «вечный мир», «общественное благо», «взаимное доверие между государем и подданными» и т. д. и т. д., а затем и без всякого прикрытия, при помощи штыка и тюрьмы». В первые годы после создания «венской системы» в политике европейских монархий наряду с откровенно реакционной линией сохранилась и определенная тенденция адаптации к велениям времени, к компромиссу с верхушечными слоями европейской буржуазии. В этом направлении шло, в частности, принятое на Венском конгрессе в 1815 г. и отвечавшее интересам торгово-промышленных кругов общеевропейское соглашение о свободе и порядке навигации по Рейну и Висле, которое стало прототипом для последующих соглашений такого рода (о Дунае и др.). Продолжалось использование некоторыми монархами (прежде всего Александром I) в своих целях конституционных принципов. В 1816—1820 гг. при поддержке Александра I (и вопреки сопротивлению Австрии) на основе решений Венского конгресса по Германскому союзу были введены умеренные конституции в южнонемецких государствах — Вюртемберге, Бадене, Баварии и Гессен-Дармштадте. В Пруссии продолжала долгие дебаты комиссия по подготовке конституции: король обещал ввести ее в разгаре войн с Наполеоном в 1813 и 1815 гг. Наконец, в преддверии Ахенского конгресса 1818 г. некоторые деятели русской дипломатии (прежде всего И. Каподистрия) предполагали включить вопрос о даровании монархами подданным «разумных конституций» в документ, подготовлявшийся для обсуждения на этой важной международной встрече. В марте 1818 г. в нашумевшей речи в польском сейме Александр I высказался о возможности распространить «законно-свободные учреждения» на «все страны, провидением попечению моему вверенные». Однако из этих прожектов ничего не получилось. Консервативно-охранительное, открыто реакционное направление все более брало верх во внутренней и внешней политике главных европейских монархий. Ахенский конгресс 1818 г., в котором участвовали члены Четверного союза и Франция, не стал поэтому решать конституционную проблему, а сосредоточил усилия на борьбе против эмигрантов «ста дней». Конгресс постановил досрочно вывести из Франции, выплатившей большую часть контрибуции, оккупационные войска. Франция была допущена в число великих держав и могла отныне на равных правах участвовать в совещаниях членов Четверного союза (он был возобновлен на конгрессе). Союз этих держав назывался пентархией.

В целом Священный союз на первом этапе его деятельности остался преимущественно политико-идеологической надстройкой над «венской системой». Однако начиная с европейских революций 20-х годов XIX в. он превратился в тесный союз трех его главных участников — России, Австрии и Пруссии, которые главную задачу союза будут видеть только в вооруженном подавлении революций и национально-освободительных движений 20—40-х годов XIX в. в Европе и Америке. Дольше просуществует «венская система» как система договорных обязательств о сохранении государственных границ в Европе. Ее окончательный распад произойдет только после Крымской войны. В целом «венская система» с ее надстройкой в виде Священного союза носила реакционный характер: она была призвана затормозить прогресс капитализма, образование национальных государств в Европе и национально-освободительное движение в колониях. Исторически эта система была обречена на развал.