Отторжение
Япония следовала ярко выраженному отторженческому курсу начиная с первых контактов с Западом в 1542 году и вплоть до середины XIX века. В этой стране были разрешены лишь ограниченные формы модернизации, такие как приобретение огнестрельного оружия, а импорт западной культуры – наиболее заметно это в отношении христианства – находился под строгим запретом. Отсюда в середине семнадцатого века были полностью изгнаны иностранцы. Конец позиции отторжения был положен с насильственным открытием Японии командором Перри в 1854 году и драматическими попытками перенять уроки у Запада после реставрации Мейдзи в 1868 году. На протяжении нескольких веков Китай также пытался отгородиться от любой значительной модернизации или вестернизации. Хотя христианские миссионеры были допущены в страну в 1601 году, они были полностью изгнаны из нее в 1722 г. В отличие от Японии в Китае политика отторжения обуславливалась тем, что эта страна воспринимала себя как Срединное царство и твердо была уверена в превосходстве китайской культуры над культурами всех других народов. Китайской изоляции, как и японской, конец положило западное [c.102]оружие, поставленное в Китай британцами во время опиумных войн 1839‑1842 годов. Все эти случаи говорят о том, что в девятнадцатом столетии западное могущество чрезвычайно затруднило и сделало практически невозможным сохранение стратегии изоляции и исключительности для не‑западных обществ.
В двадцатом веке усовершенствования в транспорте и коммуникациях, а также глобальная взаимозависимость сделали цену изоляции крайне высокой. За исключением небольших изолированных сельских обществ, желающих существовать на грани выживания, крайне маловероятными стали отторжение модернизации и вестернизации в мире, который стремительно становится современным и высоко взаимосвязанным. “Лишь самые экстремальные фундаменталисты, – пишет Дэниэл Пайпс об исламе, – отвергают модернизацию и вестернизацию. Они выбрасывают телевизоры в реки, запрещают наручные часы, отказываются от двигателя внутреннего сгорания. Однако непрактичность программ таких групп накладывает жесткие ограничения на их привлекательность; и в некоторых случаях – например, с убийцами Садата, террористами, напавшими на мечеть в Мекке, или с малазийскими группами даква – поражение в яростных стычках с властями заставило их исчезнуть практически бесследно” . Практически бесследное исчезновение – такова общая судьба всех поборников чисто отторженческой политики к концу двадцатого века. Фанатизм, пользуясь терминологией Тойнби, это нежизнеспособный выбор.
- Самюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций
- Самюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций
- Предисловие
- Часть 1. Мир цивилизаций Глава 1. Новая эра мировой политики Введение: флаги и культурная идентификация
- Другие миры? Карты и парадигмы
- Один мир: эйфория и гармония
- Два мира: мы и они
- Почти 184 страны
- Сущий хаос
- Сравнение миров: реалии, теоретизирование и предсказания
- Примечания
- Глава 2. История и сегодняшний день цивилизаций Природа цивилизаций
- Синская цивилизация
- Японская цивилизация
- Индуистская цивилизация
- Исламская цивилизация
- Православная цивилизация
- Западная цивилизация
- Латиноамериканская цивилизация
- Африканская (возможно) цивилизация
- Взаимоотношения между цивилизациями Случайные встречи. Цивилизации до 1500 года н.Э.
- Коллизия: подъем Запада
- Взаимодействия: полицивилизационная система
- Примечания
- Глава 3. Универсальная цивилизация? Модернизация и весгернизация Универсальная цивилизация, значение термина
- Религия
- Универсальная цивилизация: происхождение термина
- Запад и модернизация
- Античное (классическое) наследие
- Католицизм и протестантство
- Европейские языки
- Разделение духовной и светской власти
- Господство закона
- Социальный плюрализм
- Представительные органы
- Индивидуализм
- Ответы на влияние Запада и модернизацию
- Отторжение
- Кемализм
- Реформизм
- Примечания
- Часть 2. Смещаюшийся баланс цивилизаций Глава 4. Упадок Запада: могущество, культура и индигенизания Мощь запада: господство и закат
- Территория и население
- Экономический продукт
- Военный потенциал
- Индигенизания: возрождение не‑западных культур
- La revanche de Dieu
- Примечания
- Глава 5. Экономика, демография и цивилизации, бросающие вызов
- Азиатское самоутверждение
- Исламское возрождение
- Вызовы меняются
- Примечания
- Часть 3. Возникающий порядок цивилизаций Глава 6. Культурная перестройка структуры глобальной политики в поисках объединения: политика идентичности
- Культура и экономическое сотрудничество
- Структура цивилизаций
- Разорванные страны: провал смены цивилизаций
- Мексика
- Австралия
- Западный вирус и культурная шизофрения
- Примечания
- Глава 7. Стержневые государства, концентрические круги и цивилизационный порядок Цивилизации и порядок
- Определение границ Запада
- Россия и ее ближнее зарубежье
- Большой Китай и его “сфера совместного процветания”
- Ислам: осознание без сплоченности
- Примечания
- Часть 4. Столкновения цивилизаций Глава 8. Запад и остальные: межцивилизационные вопросы Западный универсализм
- Распространение вооружений
- Права человека и демократия
- Иммиграция
- Примечания
- Глава 9. Глобальная политика цивилизаций Стержневые страны и конфликты по линии разлома
- Ислам и Запад
- Азия, Китай и Америка Котел цивилизаций
- Азиатско‑американские холодные войны
- Китайская гегемония: балансирование и “подстраивание”
- Цивилизации и стержневые страны: складывающиеся союзы
- Примечания
- Глава 10. От войн переходного периода к войнам по линии разлома Войны переходного периода: Афганистан и Персидский залив
- Особенности войн по линиям разлома
- Сфера распространения: кровавые границы ислама
- Причины: история, демография, политика
- Примечания
- Глава 11. Динамика войн по линиям разлома Идентичность: подъем цивилизационного самосознания
- Сплочение цивилизаций: родственные страны и диаспоры
- Прекращение войн по линиям разлома
- Часть 5. Будущее цивилизаций Глава 12. Запад, цивилизации и Цивилизация Возрождение Запада?
- Запад в мире
- Цивилизационная война и порядок
- Общности цивилизации
- Примечания
- Послесловие о спектроскопии цивилизаций, или Россия на геополитической карте мира
- Границы русского геополитического субконтинента
- Структурообразующие принципы цивилизации. Мета‑онтологическая “доска”
- Домен, социальная форма северной цивилизации
- Россия как транцендентная цивилизация
- Санкт‑Петербург – “окно в Европу” или город‑миф
- Примечания
- Фрэнсис фукуяма конец истории?
- Примечания