Вызовы меняются
Ни в одной стране не может вечно продолжаться экономический рост, измеряемый двузначными числами, и азиатский экономический бум пойдет на спад где‑то в начале двадцать первого века. Темпы японского экономического роста значительно упали в середине 1970‑х и с тех пор не намного превышали показатели Соединенных Штатов и [c.180]европейских стран. Одна за другой азиатские страны “экономического чуда” будут наблюдать у себя снижение показателей роста и переход на “нормальный” уровень, свойственный обычной развитой экономике. То же самое и с религиозным возрождением – оно не может длиться вечно, и на каком‑то этапе Исламское возрождение сойдет на нет и канет в Лету. Это, скорее всего, произойдет после того, как демографический импульс, подпитывающий ее, ослабеет во втором‑третьем десятилетии двадцать первого века. В это время ряды активистов, воинов и мигрантов сократятся, а высокий уровень противоречий внутри ислама, а также между мусульманами и другими обществами (см. главу 10), скорее всего, пойдет на убыль. Взаимоотношения между исламом и Западом не станут близкими, но они станут менее конфликтными, а квази‑война (см. главу 9), скорее всего, уступит место “холодной войне” или, пожалуй, даже “холодному миру”.
Экономическое развитие в Азии оставит в наследство богатые, сложные экономические структуры, прочные международные связи, преуспевающую буржуазию и благополучный средний класс. Все это должно привести к возникновению более плюралистичной и, возможно, более демократичной политики, которая, однако, не обязательно будет более прозападной. Усиление могущества, напротив, послужит стимулом развития азиатской самоуверенности в международных делах и попытках направить глобальные тенденции в сторону, неблагоприятную для Запада, и перестроить международные институты таким образом, чтобы там не использовались западные нормы и модели. Исламское возрождение, как и схожие движения, включая Реформацию, также оставит после себя значительный след. Мусульмане будут иметь намного более ясное представление о том, что у них есть общего и что отличает их от не‑мусульман. Новое поколение лидеров, которое придет к власти после того, как поколение мусульманского “пика молодежи” станет старше, не обязательно будет фундаменталистским, но будет более предано идеалам ислама, чем его предшественники. [c.181]Усилится индигенизация. Исламское возрождение создаст сеть исламистских общественных, культурных, экономических и политических организаций в рамках стран и международных союзов более крупных обществ. Кроме того, Исламское возрождение покажет, что “ислам – это решение” проблем с моралью, идентичностью, смыслом и верой, но не проблем социальной несправедливости, политических репрессий, экономической отсталости и военной слабости. Эти неудачи могут вызвать всеобщее разочарование в политическом исламе и вызвать определенную реакцию против него, а также подтолкнуть к поиску альтернативных “решений” этих проблем. Вероятно, может возникнуть даже более яростный антизападный национализм, который будет обвинять Запад во всех неудачах ислама. Есть и другая возможность: если в Малайзии и Индонезии продолжится экономический прогресс, они смогут передоложить “исламскую модель” развития, которая будет конкурировать с западной и азиатской моделями.
В любом случае, в ближайшие десятилетия экономический рост в Азии будет оказывать глубоко дестабилизирующий эффект на установивший международный порядок, где доминирует Запад, а развитие Китая, если оно продолжится, приведет к значительным изменениям в соотношении сил среди цивилизаций. Кроме того, Индия может добиться бурного экономического роста и заявить о себе как о главном претенденте на влияние на мировой арене. Тем временем рост мусульманского населения будет дестабилизирующей силой как для мусульманских стран, так и их соседей. Большое количество молодежи со средним образованием будет продолжать подпитывать Исламское возрождение и поощрять мусульманскую воинственность, милитаризм и миграцию. В результате этого в начале двадцать первого века мы станем свидетелями продолжающегося возрождения могущества и культуры не‑западных обществ, а также увидим столкновение народов из не‑западных цивилизаций с Западом и друг с другом. [c.182]
- Самюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций
- Самюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций
- Предисловие
- Часть 1. Мир цивилизаций Глава 1. Новая эра мировой политики Введение: флаги и культурная идентификация
- Другие миры? Карты и парадигмы
- Один мир: эйфория и гармония
- Два мира: мы и они
- Почти 184 страны
- Сущий хаос
- Сравнение миров: реалии, теоретизирование и предсказания
- Примечания
- Глава 2. История и сегодняшний день цивилизаций Природа цивилизаций
- Синская цивилизация
- Японская цивилизация
- Индуистская цивилизация
- Исламская цивилизация
- Православная цивилизация
- Западная цивилизация
- Латиноамериканская цивилизация
- Африканская (возможно) цивилизация
- Взаимоотношения между цивилизациями Случайные встречи. Цивилизации до 1500 года н.Э.
- Коллизия: подъем Запада
- Взаимодействия: полицивилизационная система
- Примечания
- Глава 3. Универсальная цивилизация? Модернизация и весгернизация Универсальная цивилизация, значение термина
- Религия
- Универсальная цивилизация: происхождение термина
- Запад и модернизация
- Античное (классическое) наследие
- Католицизм и протестантство
- Европейские языки
- Разделение духовной и светской власти
- Господство закона
- Социальный плюрализм
- Представительные органы
- Индивидуализм
- Ответы на влияние Запада и модернизацию
- Отторжение
- Кемализм
- Реформизм
- Примечания
- Часть 2. Смещаюшийся баланс цивилизаций Глава 4. Упадок Запада: могущество, культура и индигенизания Мощь запада: господство и закат
- Территория и население
- Экономический продукт
- Военный потенциал
- Индигенизания: возрождение не‑западных культур
- La revanche de Dieu
- Примечания
- Глава 5. Экономика, демография и цивилизации, бросающие вызов
- Азиатское самоутверждение
- Исламское возрождение
- Вызовы меняются
- Примечания
- Часть 3. Возникающий порядок цивилизаций Глава 6. Культурная перестройка структуры глобальной политики в поисках объединения: политика идентичности
- Культура и экономическое сотрудничество
- Структура цивилизаций
- Разорванные страны: провал смены цивилизаций
- Мексика
- Австралия
- Западный вирус и культурная шизофрения
- Примечания
- Глава 7. Стержневые государства, концентрические круги и цивилизационный порядок Цивилизации и порядок
- Определение границ Запада
- Россия и ее ближнее зарубежье
- Большой Китай и его “сфера совместного процветания”
- Ислам: осознание без сплоченности
- Примечания
- Часть 4. Столкновения цивилизаций Глава 8. Запад и остальные: межцивилизационные вопросы Западный универсализм
- Распространение вооружений
- Права человека и демократия
- Иммиграция
- Примечания
- Глава 9. Глобальная политика цивилизаций Стержневые страны и конфликты по линии разлома
- Ислам и Запад
- Азия, Китай и Америка Котел цивилизаций
- Азиатско‑американские холодные войны
- Китайская гегемония: балансирование и “подстраивание”
- Цивилизации и стержневые страны: складывающиеся союзы
- Примечания
- Глава 10. От войн переходного периода к войнам по линии разлома Войны переходного периода: Афганистан и Персидский залив
- Особенности войн по линиям разлома
- Сфера распространения: кровавые границы ислама
- Причины: история, демография, политика
- Примечания
- Глава 11. Динамика войн по линиям разлома Идентичность: подъем цивилизационного самосознания
- Сплочение цивилизаций: родственные страны и диаспоры
- Прекращение войн по линиям разлома
- Часть 5. Будущее цивилизаций Глава 12. Запад, цивилизации и Цивилизация Возрождение Запада?
- Запад в мире
- Цивилизационная война и порядок
- Общности цивилизации
- Примечания
- Послесловие о спектроскопии цивилизаций, или Россия на геополитической карте мира
- Границы русского геополитического субконтинента
- Структурообразующие принципы цивилизации. Мета‑онтологическая “доска”
- Домен, социальная форма северной цивилизации
- Россия как транцендентная цивилизация
- Санкт‑Петербург – “окно в Европу” или город‑миф
- Примечания
- Фрэнсис фукуяма конец истории?
- Примечания