74. Будущее России.
По мнению экспертов NIC, Россия сегодня все еще находится на переломном моменте истории, в преддверии очередных президентских выборов. На рубеже 2020 года, очень многое будет зависеть от того, чем закончится нынешняя борьба политических сил.
Россия сегодня стоит перед огромными объективными проблемами управления:
Политическая инфраструктура и политическая культура по-прежнему очень слабы.
"Демократическая трансформация" не доведена до конца. Политическая элита и бюрократия на всех уровнях все более контролирует политические процессы: эта тенденция реально усилилась. В перспективе лишь немногие политические партии и отдельные деятели будут привержены демократии западного типа.
Рыночные реформы не завершены. Самые трудные решения, такие как реформы ЖКХ, структурные и банковские реформы, оставлены на второй президентский срок В.Путина. Россия все еще сильно зависит от добывающих отраслей промышленности, следовательно, - от цены на нефть.
Существенные демографические проблемы - продолжительность жизни ниже восполняемого уровня, идет неуклонная убыль населения.
В 2020 году отношения России с окружающим миром будут оставаться двойственными и противоречивыми. Она будет определять свои интересы путями, которые не всегда гармонизируют с интересами ведущих европейских стран, но возврат к военной и идеологической конфронтации с Западом даже виртуально уже невозможен.
В международных отношениях Россия станет близко идентифицировать себя с Европой и, возможно, даже свяжет себя с ней каким-либо видом формального договора или соглашения. Станет ли это членством в Евросоюзе, будет зависеть в равной мере от ЕС и от российской политики.
В качестве члена ВТО Россия намного глубже интегрируется в мировую экономику, хотя в отдельных секторах и регионах, возможно, сохранятся протекционистские настроения. Многие в России (возможно, даже большинство) будут сопротивляться включению ее в эту глобальную международную организацию, где Россия не будет ведущим звеном, даже несмотря на возможные экономические выгоды.
По мнению авторов исследования, основной проблемой российского руководства будет проблема примирения региональной по масштабам экономики с глобальными политическими амбициями "быть Великой державой". Ключевыми внешнеполитическимипартнерами к 2020 году будут оставаться США и ЕС, а также Китай и Индия.
Россия останется главной державой Евразии и сохранит свой интерес к сотрудничеству в рамках СНГ. Связи в области политики и безопасности со странами СНГ скорее всего будут носить характер асимметричных коалиций. Связи же России со славянскими государствами бывшего СССР (Украина и Белоруссия) могут быть несколько сильнее. Даже если Украина будет иметь успех в своем желании вступить в Евросоюз (а Россия сделает все, чтобы этого не допустить), социальные, инфраструктурные и экономические связи останутся достаточно сильными. Возможна некая форма федерации, даже союз с Белоруссией.
Государства Кавказа и Закавказья (Азербайджан и Грузия) будут стремиться остаться на большей дистанции от России, однако состоятельность Грузии как государства все еще может оставаться под вопросом. Армения же наиболее близка к тому, чтобы стать близким и стабильным соседом при сохранении собственной идентичности.
Центрально-азиатские государства, скорее всего, будут политически удаляться от России, сохраняя свою идентичность и некоторые экономические связи для поддержания стабильных отношений с Россией, но также выбирая и другие альянсы (особенно с США и другими основными региональными игроками).
Таким образом, для России к 2020 году четко очерчены границы региональной державы, и даже наличие ядерных вооружений, места хранения которых к тому времени, возможно, будут охраняться совместными усилиями России и США, не позволит поддержать статус России как "Великой державы". Членство в Совете Безопасности ООН станет по большей части номинальным - ключевые решения по применению военной силы США и их союзниками, как и прежде, будут приниматься единолично, без оглядки на мировое сообщество. Внешнеполитический курс России все больше будет выверен в соответствии с таковым в США и, отчасти, - в ЕС.
- 12. Мировые финансовые кризисы. Инфляция в мире.
- 13. Теории международного движения капитала.
- 14. Мировой рынок иностранных инвестиций и современные тенденции его развития.
- 15. Иностранные инвестиции в экономике России.
- 16. Мировой рынок ссудного капитала, его структура.
- 17. Национальная и мировая валютные системы. Валютные системы и конвертируемость. Факторы, определяющие валютные курсы. Национальная валютная политика.
- 18. Международный кредит и его основные формы, принципы и функции. Роль международного кредита в развитии вэс.
- 19. Сущность и виды балансов международных расчетов.
- 20. Методика составления платежного баланса.
- 21. Теории платежного баланса.
- 22. Регулирование платежного баланса.
- 23. Анализ платежного баланса России
- 24. Влияние торгового баланса на внутреннее равновесие страны
- 25. Нтп: сущность, характерные черты
- 26. Современные тенденции нтп
- 27. Научные ресурсы: основные показатели
- 28. Важнейшие научно-технические центры мира
- Научно-технический потенциал России
- 29. Международный обмен технологиями как составная часть мэо
- 30. Основные пути и формы международной передачи научно-технических знаний.
- 31. Организованные формы международного производственно-технического сотрудничества
- 32. Россия с системе международного обмена технологиями
- 33. Международное регулирование рынка технологий
- 67. Россия в современном мировом хозяйстве.
- 68. Природные ресурсы России.
- Природные ресурсы классифицируются:
- 70. Российская экономическая модель.
- 71. Структура Российской экономики.
- 72. Динамика развития внешнеэкономических связей России в современном мировом хозяйстве.
- 73. Внешнеэкономические связи России со странами снг.
- 74. Будущее России.
- 75. Перспективы развития мирового хозяйства.
- 76. Причины и последствия международного финансового кризиса.
- Положительные последствия финансового кризиса